Субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. В судебном решении по граждан-
Скому делу выражается лишь применение судом норм права к достоверно установлен-
ным фактам, т.е. правоотношениям сторон (истца и ответчика), а также принуждение
Обязанного лица к должному поведению при удовлетворении иска.
Значение решения суда состоит в том, что оно:
1) прекращает спор сторон о праве ввиду его рассмотрения судом по существу;
2) завершает судопроизводство по делу;
3) восстанавливает законность;
Осуществляет воспитательные и предупредительные функции правосудия.
По судебному решению судят о квалификации и опытности судей, их справедли-
Вом подходе к делу1.
Также в качестве самостоятельной может быть выделена стадия исполнения, т.е.
Доведение содержания акта применения права до сведения исполнителей, заинтересо-
Ванных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность может осуществляться уполномоченными на
То государственными органами и должностными лицами.
Формами осуществления правоприменительной деятельности являются: опрера-
Тивно-исполнительная и правоохранительная.
Оперативно-исполнительная деятельность заключается в организации исполне-
Ния предписаний правовых норм с помощью индивидуальных актов (приказов, распо-
Ряжений, директив и т.д.).
«Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы
То ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонару-
Шителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), принятие
Мер по предупреждению правонарушений»2.
И.А. Иванников выделяет четыре принципа правоприменительной деятельности:
1) законность;
Социальная справедливость – означает, что правоприменительные органы дейст-
вуют в интересах всего общества;
3) целесообразность, учет условий применения;
Обоснованность, подкрепление фактами3.
От качества правоприменения зависит эффективность государственной власти в
Целом.
Акты применения права
В результате правоприменения выносится акт применения права, под которым
Понимается официальное решение компетентного органа или должностного лица по
Конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выра-
Женное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование об-
Щественных отношений4.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
1) это письменные акты – документы;
См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 220.
Там же. С. 221.
См.: там же.
См.: там же.
Общая теория права
2) исходят от государства;
Обладают юридической силой.
Вместе с тем акты применения права отличаются рядом признаков от нормативно-
правовых актов:
Нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания об-
Щего характера, а акты применения права – индивидуального, обращены к конкретным
лицам, распространяются на конкретный случай;
Нормативно-правовые акты устанавливают, изменяют или отменяют нормы права,
А акты применения права – лишь реализуют общие предписания нормативно-правовых
актов и применяются на основе нормативно-правовых актов;
Акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное
применение;
Акты применения права есть разновидность юридических фактов, они служат ос-
Нованием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
В структуре актов применения права выделяют вводную, описательно-мотиви-
Ровочную и резолютивную часть.
В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, да-
Та, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излага-
Ются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств дока-
Зывания. В резолютивной части приводится само принятое решение с обозначением по-
Рядка его обжалования и опротестования.
По своим видовым особенностям акты применения права классифицируются на
Исполнительные и правообеспечительные. И те и другие могут быть основными и вспомо-
Гательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).