Когда не претендовала на то, чтобы быть чем-то большим, чем сводом идеалов, призван-
Ных направлять поведение людей. По своей природе она допускает различные времен-
Ные уступки, если того требуют обычаи или законодательство. Все это отличается от си-
Туации с мусульманским правом. Нынешние руководители Индии могут существенно
Отходить от дхармы как модели права. Они не упускают возможности подтверждать свою
Приверженность принципам индусской цивилизации. Стремление быть верным тради-
Ции прослеживается сквозь все трансформации, и поэтому индусское право остается од-
Ной из фундаментальных существующих сегодня концепций социального строя.
Если право из рамок индусской общины перенести в границы географической
Территории страны, то это будет означать радикальную трансформацию. Она уже про-
Изошла в ряде сфер, и здесь мы видим уже не индусское, а индийское право.
Статья 44 Конституции Индии предусматривает издание единого Гражданского
Кодекса для всех граждан Индии. Однако, как известно, до сих пор применяется другой
Метод: все усилия направлены на модернизацию и унификацию индусского права. Тем
Не менее вполне возможно, что положения Конституции в Индии будут частично осуще-
Ствлены путем реформ, которые по частным вопросам отменят или изменят право лич-
Ного статуса, чтобы заменить его правом, одинаковым для всех.
Может быть, некоторые законы и выражают это движение, предусматривая и ре-
Гулируя отношения между гражданами Индии, исповедующими разные религии. Так,
Специальный Закон о браке 1954 года объявляет действительными с точки зрения закона
Браки между индусами и мусульманами (или другими неиндусами). Принятие этого за-
Кона хорошо показывает революцию идей, происшедшую в течение века. Проект такого
Закона был создан еще в 1850-х гг. Генри Мэном, но не был осуществлен в связи с вызван-
ной им единогласной оппозицией: «…Епископы, пандиты, раввины, мобеди и муллы –
Все были полностью единодушны на этот раз»1. Возможно, что право лиц будет разви-
ваться таким образом, чтобы создать своего рода новое jus gentium (право народов), при-
Меняемое в областях, в которых ранее действовали различные личные статусы.
Каким бы ни было будущее развитие, в настоящее время индусское право остается
Для огромного большинства индусов единственным важным корпусом права. Оно регла-
Ментирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус не
Только включает неимущественные отношения, но и распространяется на важные иму-
Щественные права, каковыми считают право наследования или статус общности семей-
Ного имущества. Индусское право проникает через этот канал и в предпринимательское
право. Например, если какое-либо предприятие эксплуатируется членами одной семьи
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международ-
Ные отношения, 1996. – С. 341.
Общая теория права
Без участия посторонних лиц – а это бывает очень часто, – нормы торгового права, со-
Держащиеся в законе о товариществе, не применяются. Отношения между участниками
Будут регулироваться в этом случае индусским правом, так как эти отношения вытекают
Из личного статуса и считается, что они не имеют отношения к договору. Нет нужды
Подчеркивать важность института общности семейного имущества в вопросах кредита в
Стране, где только семья может, в принципе, быть собственником. Впрочем, совместная
Семейная собственность становится как будто более редкой.
Встает вопрос о соотношении законодательства и социологической реальности в
Стране. Законодатель может росчерком пера ликвидировать режим каст, разрешить браки
Между лицами, принадлежащими к разным кастам, заменить традиционные собрания каст
Собраниями деревень. Эта деятельность, необходимая для развития страны, заслуживает
Одобрения. Но законодатель не может за один день изменить привычки и мировоззрения,
имеющие вековые корни и связанные с религиозными верованиями. 80% индусов, живу-
Щих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их
Предки; управление ими и правосудие осуществляются помимо официальных органов на
Основании традиционных и хорошо знакомых им институтов. Деятельности законодателя
Здесь недостаточно, нужна терпеливая работа по перевоспитанию. Успех ее связан с разви-