Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права от-

Дельных лиц. Структура регулятивных норм носит бланкетный характер. Шариат допус-

Кает кровную месть, которая может быть заменена денежным выкупом при условии про-

Щения со стороны родственников убитого.За нанесение телесных повреждений наступа-

Ет ответственность по принципу талиона.

Третью группу составляют такие действия, как: оскорбления, хулиганство, растра-

Та государственных средств, азартные игры и т.п.

1 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –

С. 181.

Глава 11. Источники и формы права

Наказания по шариату носят публичный и устрашающий характер. Существует

Несколько видов смертной казни: четвертование, утопление, забрасывание камнями, по-

Вешение. Ворам отсекают конечности1.

Правда, с начала XIX века в положении мусульманского права произошли сущест-

Венные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

Законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Прини-

Маемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные

Кодексы формируются по модели французского гражданского законодательства. Это свя-

Зано, прежде всего, с колониальным типом отношений того времени.

Но, тем не менее, до сих пор во многих странах сохранились шариатские суды. До

Середины 90-х они функционировали и в Чеченской республике. В ряде стран Централь-

Ной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право.

На современном же этапе развития ни в одной стране исламского мира мусуль-

Манское право не является единственным действующим правом – применяются так назы-

Ваемые «двойные стандарты». Но и нельзя говорить о том, что мусульманское право ус-

Тупило свои позиции. Лишь в Турции в начале двадцатого века мусульманское право во

Всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на ос-

Нове буржуазных моделей.

В принципе по степени применения и влияния норм мусульманского права стра-

ны исламского востока можно разделить на четыре группы:

Страны, где мусульманское право применяется максимально широко. Все законы,

Принимаемые в данных странах, должны соответствовать нормам шариата (Саудовская

Аравия, Иран, ОАЭ);

Государства, где мусульманское право не столь всеобъемлюще, но продолжает ре-

гулировать отношения «личного статуса» (Ливия, Пакистан, Судан);

Страны, конституционное право которых закрепляет особые положения ислама и

Мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой

Государства может быть только мусульманин, а мусульманское право – источник законо-

дательства (Сирия, Ирак, Сомали, Мавритания);

Страны, где брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основопола-

Гающих институтов мусульманского права. Так, в Тунисе законодательно запрещена по-

Лигамия, а семейный кодекс республики Йемен 1974 г. наделил женщину равными с

Мужчинами правами в семейных отношениях.

Еврейское право

Древнейшее право еврейского народа заслуженно занимает достойное место в

Мировой истории права. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священ-

Ных книгах, получили свое распространение практически по всему миру. Одной из ха-

Рактерных особенностей еврейского права является то, что, несмотря на значительный

Исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало, право

Было сохранено2.

Религия в Израиле не отделена от государства и сохраняет определенное влияние в

правовой сфере. В частности, семейное право, особенно вопросы брака и развода, в основ-

Ном остаются прерогативой раввинских судов, которые решают их в строгом соответствии

С Галахой (законодательная часть раввинистической литературы, а также вся нормативная

сфера в иудаизме). Согласно требованиям Галахи обеспечивается также установленное за-

Мелехин А.В. Теория государства и права. – С. 224.

Там же. С. 174.

Общая теория права

Коном обязательное соблюдение кашрута в Армии Обороны Израиля, статус субботы в ка-

Честве общегосударственного выходного дня и главных религиозных праздников как не-

Рабочих дней. Поскольку возведение через принятую юридическую процедуру некоторых

Религиозных установлений в ранг государственных законов не создает никакого специфи-

Наши рекомендации