Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права от-
Дельных лиц. Структура регулятивных норм носит бланкетный характер. Шариат допус-
Кает кровную месть, которая может быть заменена денежным выкупом при условии про-
Щения со стороны родственников убитого.За нанесение телесных повреждений наступа-
Ет ответственность по принципу талиона.
Третью группу составляют такие действия, как: оскорбления, хулиганство, растра-
Та государственных средств, азартные игры и т.п.
1 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –
С. 181.
Глава 11. Источники и формы права
Наказания по шариату носят публичный и устрашающий характер. Существует
Несколько видов смертной казни: четвертование, утопление, забрасывание камнями, по-
Вешение. Ворам отсекают конечности1.
Правда, с начала XIX века в положении мусульманского права произошли сущест-
Венные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции
Законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Прини-
Маемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные
Кодексы формируются по модели французского гражданского законодательства. Это свя-
Зано, прежде всего, с колониальным типом отношений того времени.
Но, тем не менее, до сих пор во многих странах сохранились шариатские суды. До
Середины 90-х они функционировали и в Чеченской республике. В ряде стран Централь-
Ной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право.
На современном же этапе развития ни в одной стране исламского мира мусуль-
Манское право не является единственным действующим правом – применяются так назы-
Ваемые «двойные стандарты». Но и нельзя говорить о том, что мусульманское право ус-
Тупило свои позиции. Лишь в Турции в начале двадцатого века мусульманское право во
Всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на ос-
Нове буржуазных моделей.
В принципе по степени применения и влияния норм мусульманского права стра-
ны исламского востока можно разделить на четыре группы:
Страны, где мусульманское право применяется максимально широко. Все законы,
Принимаемые в данных странах, должны соответствовать нормам шариата (Саудовская
Аравия, Иран, ОАЭ);
Государства, где мусульманское право не столь всеобъемлюще, но продолжает ре-
гулировать отношения «личного статуса» (Ливия, Пакистан, Судан);
Страны, конституционное право которых закрепляет особые положения ислама и
Мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой
Государства может быть только мусульманин, а мусульманское право – источник законо-
дательства (Сирия, Ирак, Сомали, Мавритания);
Страны, где брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основопола-
Гающих институтов мусульманского права. Так, в Тунисе законодательно запрещена по-
Лигамия, а семейный кодекс республики Йемен 1974 г. наделил женщину равными с
Мужчинами правами в семейных отношениях.
Еврейское право
Древнейшее право еврейского народа заслуженно занимает достойное место в
Мировой истории права. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священ-
Ных книгах, получили свое распространение практически по всему миру. Одной из ха-
Рактерных особенностей еврейского права является то, что, несмотря на значительный
Исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало, право
Было сохранено2.
Религия в Израиле не отделена от государства и сохраняет определенное влияние в
правовой сфере. В частности, семейное право, особенно вопросы брака и развода, в основ-
Ном остаются прерогативой раввинских судов, которые решают их в строгом соответствии
С Галахой (законодательная часть раввинистической литературы, а также вся нормативная
сфера в иудаизме). Согласно требованиям Галахи обеспечивается также установленное за-
Мелехин А.В. Теория государства и права. – С. 224.
Там же. С. 174.
Общая теория права
Коном обязательное соблюдение кашрута в Армии Обороны Израиля, статус субботы в ка-
Честве общегосударственного выходного дня и главных религиозных праздников как не-
Рабочих дней. Поскольку возведение через принятую юридическую процедуру некоторых
Религиозных установлений в ранг государственных законов не создает никакого специфи-