Религиозном сознании, они во многих случаях осуществляются добровольно и не требу-

Ют от суда обращения к принудительным методам исполнения своих решений. Дело в

Том, что широкий круг отношений регулируется совпадающими по содержанию религи-

Озными и правовыми нормами одновременно, а это нередко исключает необходимость

Государственного принуждения к соблюдению соответствующих образцов поведения.

В этой связи И. Шахт справедливо пишет, что мусульманское право никогда не поддер-

Живалось исключительно организованной силой. Такое положение объясняется и тем,

Что, несмотря на отделение богословия от правоведения, связь между тем и другим в ис-

Ламе очень тесна, а право всегда оставалось и остается религиозно санкционированным.

Религия освящает не только регулируемые юридическими нормами отношения, но и са-

Мо мусульманское право. Это порождает особое отношение к нему со стороны мусуль-

Ман, придает религиозный характер мусульманскому праву, поскольку осуществление

Его норм становится в глазах правоверных религиозной обязанностью2. Наказание за на-

Рушение норм мусульманского права воспринимается как «Божественная кара», так как

Важнейшей задачей исламского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986. – С 45.

Там же. – С. 46.

Общая теория права

Основными источниками мусульманского права признаются Коран, священная

Книга ислама, и сунна, сборник традиций, связанных с посланцем Бога, в основе которых

Лежит «Божественное откровение», которые закрепляют, прежде всего, основы веры, пра-

вила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского

Права в юридическом смысле. Помимо вышеперечисленных источников мусульманского

Права существует иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями и выпол-

Няющие функцию восполнения пробелов в религиозных нормах, кияс – рассуждение по

Аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими ис-

Точниками права.

При этом в странах с мусульманским правом конституция не считается основным

Законом. Таковыми как раз являются Коран, сунна, принципы консенсуса и аналогии.

Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульмане-юристы счи-

Тают, что нормы, содержащиеся в данных источниках, гораздо сильнее по своему дейст-

Вию, так как они освящены волей Аллаха1. Именно как раз по этой причине в Саудовской

Аравии нет писаной конституции, ее место занимает Коран.

По оценкам специалистов, из 6219 стихов, содержащихся в Коране, около 80 со-

Держат в себе законодательные положения. Положения же Корана имеют казуистичную

Форму изложения и, исходя из этого, можно сделать вывод, что мусульманское право ар-

Хаично.

В шариате широкое распространение получили институты гражданского права:

Право собственности, договорное право, семейное и наследственное право. По мусуль-

Манскому праву обязательства подразделяются на возмездные и безвозмездные, а также

Двусторонние, многосторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривается как

Правовая и одновременно божественная связь. Наследованию подлежат только имущест-

Венные права. Обязанности умершего не могут переходить на наследников. Наследство

Открывается только после покрытия расходов, связанных с погребением умершего и уп-

Латы всех долгов.

Все граждане исламских стран имеют одинаковые права и обязанности в выборах

Правителя. Однако основным принципом выборов является принцип «достойных пред-

Ставителей», иначе говоря, выборы есть прерогатива «особо одаренных». Только особая

Категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика за-

Конной по отношению к шариату. Законотворческая функция этих лиц заключается в

Том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений

Правительства и иных нормативных актов принципам шариата. В некоторой мере здесь

Можно провести аналогию с Конституционным Судом РФ.

Все преступления в шариате подразделяются на три группы. К первой относятся

Посягательства на права мусульманской общины: отступничество от ислама; преступле-

Ния против управления; кражи; употребление спиртных напитков; прелюбодеяние или

Ложное обвинение в этом.

Наши рекомендации