Религиозном сознании, они во многих случаях осуществляются добровольно и не требу-
Ют от суда обращения к принудительным методам исполнения своих решений. Дело в
Том, что широкий круг отношений регулируется совпадающими по содержанию религи-
Озными и правовыми нормами одновременно, а это нередко исключает необходимость
Государственного принуждения к соблюдению соответствующих образцов поведения.
В этой связи И. Шахт справедливо пишет, что мусульманское право никогда не поддер-
Живалось исключительно организованной силой. Такое положение объясняется и тем,
Что, несмотря на отделение богословия от правоведения, связь между тем и другим в ис-
Ламе очень тесна, а право всегда оставалось и остается религиозно санкционированным.
Религия освящает не только регулируемые юридическими нормами отношения, но и са-
Мо мусульманское право. Это порождает особое отношение к нему со стороны мусуль-
Ман, придает религиозный характер мусульманскому праву, поскольку осуществление
Его норм становится в глазах правоверных религиозной обязанностью2. Наказание за на-
Рушение норм мусульманского права воспринимается как «Божественная кара», так как
Важнейшей задачей исламского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986. – С 45.
Там же. – С. 46.
Общая теория права
Основными источниками мусульманского права признаются Коран, священная
Книга ислама, и сунна, сборник традиций, связанных с посланцем Бога, в основе которых
Лежит «Божественное откровение», которые закрепляют, прежде всего, основы веры, пра-
вила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского
Права в юридическом смысле. Помимо вышеперечисленных источников мусульманского
Права существует иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями и выпол-
Няющие функцию восполнения пробелов в религиозных нормах, кияс – рассуждение по
Аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими ис-
Точниками права.
При этом в странах с мусульманским правом конституция не считается основным
Законом. Таковыми как раз являются Коран, сунна, принципы консенсуса и аналогии.
Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульмане-юристы счи-
Тают, что нормы, содержащиеся в данных источниках, гораздо сильнее по своему дейст-
Вию, так как они освящены волей Аллаха1. Именно как раз по этой причине в Саудовской
Аравии нет писаной конституции, ее место занимает Коран.
По оценкам специалистов, из 6219 стихов, содержащихся в Коране, около 80 со-
Держат в себе законодательные положения. Положения же Корана имеют казуистичную
Форму изложения и, исходя из этого, можно сделать вывод, что мусульманское право ар-
Хаично.
В шариате широкое распространение получили институты гражданского права:
Право собственности, договорное право, семейное и наследственное право. По мусуль-
Манскому праву обязательства подразделяются на возмездные и безвозмездные, а также
Двусторонние, многосторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривается как
Правовая и одновременно божественная связь. Наследованию подлежат только имущест-
Венные права. Обязанности умершего не могут переходить на наследников. Наследство
Открывается только после покрытия расходов, связанных с погребением умершего и уп-
Латы всех долгов.
Все граждане исламских стран имеют одинаковые права и обязанности в выборах
Правителя. Однако основным принципом выборов является принцип «достойных пред-
Ставителей», иначе говоря, выборы есть прерогатива «особо одаренных». Только особая
Категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика за-
Конной по отношению к шариату. Законотворческая функция этих лиц заключается в
Том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений
Правительства и иных нормативных актов принципам шариата. В некоторой мере здесь
Можно провести аналогию с Конституционным Судом РФ.
Все преступления в шариате подразделяются на три группы. К первой относятся
Посягательства на права мусульманской общины: отступничество от ислама; преступле-
Ния против управления; кражи; употребление спиртных напитков; прелюбодеяние или
Ложное обвинение в этом.