Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Религия в странах Запада не столь связана с правом, как, к примеру в мусульман-
Ских странах, но все равно мы можем найти ее отражение во многих источниках права
Западных стран. Не маловажным будет отметить тот факт, что в США показания сторон и
Свидетелей в судебном процессе начинаются с их клятвы на Библии (мусульмане клянут-
Ся, положа руку на Коран). Эта процедура в судопроизводстве подразумевает под собой
Тот факт, что священная книга есть некий гарант истинности показаний, так как лицо
Клянется говорить правду не только обществу, но и Богу.
Связь права и религии в исламских странах
Наиболее тесная взаимосвязь религии и права на современном этапе человеческо-
Го развития наблюдается в странах исламского востока (Саудовская Аравия, Египет, Си-
Рия, Марокко, Судан, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Турция и др.). Религия опре-
Деляет не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но и со-
Циальные институты, формы собственности, особенности права, политического устрой-
Ства. Правовые системы данных стран входят в семью так называемого религиозно-
Традиционного права, а ислам в них провозглашен в качестве государственной религии.
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и
Основанных на мусульманской религии – исламе2. Ислам исходит из того, что сущест-
Вующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл
Его человеку через своего пророка Мухаммеда. Эта религия содержит теологию, которая
Международный пакт о гражданских и политических правах (доступно на
http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm).
2 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –
Е изд., доп. и перераб.- М.: МЭСИ, 2006. – С. 180.
Глава 11. Источники и формы права
Устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат,
Т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает
В переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что и называется мусуль-
Манским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая
Обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами,
Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые
Он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их
Нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установ-
Ленным самими нормами. Он регулирует отношения только между мусульманами. В ис-
Ламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и
Иудаизм, – это религия закона. Он охватывает все сферы социальной жизни, а не только
Те, которые подлежат правовому регулированию. Из всех мировых религий ислам, пожа-
Луй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Один из исследователей му-
Сульманского права А.А. Авксеньтьев пишет, что в исламе «каждый шаг правоверного
Рассматривается как юридический акт»1. На основе тезиса о неразрывном единстве в ис-
Ламе «веры и государства», религии и права, многие исследователи приходят к выводу,
Что исламу свойственна лишь религиозная теология, мораль и правовая культура, а юри-
Дические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными
правилами, и не играют самостоятельной роли.
Но не следует абсолютизировать религиозные нормы. Дело в том, что в мусуль-
Манских странах просто никогда не было и нет четкого разграничения между этими
Нормами. Основным институтом, традиционно применяющим правовые и религиозные
Категории норм, являлись и являются шариатские суды, которые выступают одновре-
менно религиозными учреждениями и государственными органами. В первом качестве
Они следят за наблюдением религиозных предписаний, а во втором – обеспечивают осу-
Ществление правовых правил поведения возможностью государственного принуждения.
Правда, обе указанные стороны в деятельности мусульманских судов не всегда четко раз-
Личались, в силу чего на практике граница между религиозными и юридическими нор-
Мами может быть проведена достаточно условно. Отнесению этих норм к одной из двух
Групп препятствует и то, что, черпая основания своей обязательности главным образом в