Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Религия в странах Запада не столь связана с правом, как, к примеру в мусульман-

Ских странах, но все равно мы можем найти ее отражение во многих источниках права

Западных стран. Не маловажным будет отметить тот факт, что в США показания сторон и

Свидетелей в судебном процессе начинаются с их клятвы на Библии (мусульмане клянут-

Ся, положа руку на Коран). Эта процедура в судопроизводстве подразумевает под собой

Тот факт, что священная книга есть некий гарант истинности показаний, так как лицо

Клянется говорить правду не только обществу, но и Богу.

Связь права и религии в исламских странах

Наиболее тесная взаимосвязь религии и права на современном этапе человеческо-

Го развития наблюдается в странах исламского востока (Саудовская Аравия, Египет, Си-

Рия, Марокко, Судан, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Турция и др.). Религия опре-

Деляет не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но и со-

Циальные институты, формы собственности, особенности права, политического устрой-

Ства. Правовые системы данных стран входят в семью так называемого религиозно-

Традиционного права, а ислам в них провозглашен в качестве государственной религии.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и

Основанных на мусульманской религии – исламе2. Ислам исходит из того, что сущест-

Вующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл

Его человеку через своего пророка Мухаммеда. Эта религия содержит теологию, которая

Международный пакт о гражданских и политических правах (доступно на

http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm).

2 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –

Е изд., доп. и перераб.- М.: МЭСИ, 2006. – С. 180.

Глава 11. Источники и формы права

Устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат,

Т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает

В переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что и называется мусуль-

Манским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая

Обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами,

Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые

Он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их

Нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установ-

Ленным самими нормами. Он регулирует отношения только между мусульманами. В ис-

Ламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и

Иудаизм, – это религия закона. Он охватывает все сферы социальной жизни, а не только

Те, которые подлежат правовому регулированию. Из всех мировых религий ислам, пожа-

Луй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Один из исследователей му-

Сульманского права А.А. Авксеньтьев пишет, что в исламе «каждый шаг правоверного

Рассматривается как юридический акт»1. На основе тезиса о неразрывном единстве в ис-

Ламе «веры и государства», религии и права, многие исследователи приходят к выводу,

Что исламу свойственна лишь религиозная теология, мораль и правовая культура, а юри-

Дические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными

правилами, и не играют самостоятельной роли.

Но не следует абсолютизировать религиозные нормы. Дело в том, что в мусуль-

Манских странах просто никогда не было и нет четкого разграничения между этими

Нормами. Основным институтом, традиционно применяющим правовые и религиозные

Категории норм, являлись и являются шариатские суды, которые выступают одновре-

менно религиозными учреждениями и государственными органами. В первом качестве

Они следят за наблюдением религиозных предписаний, а во втором – обеспечивают осу-

Ществление правовых правил поведения возможностью государственного принуждения.

Правда, обе указанные стороны в деятельности мусульманских судов не всегда четко раз-

Личались, в силу чего на практике граница между религиозными и юридическими нор-

Мами может быть проведена достаточно условно. Отнесению этих норм к одной из двух

Групп препятствует и то, что, черпая основания своей обязательности главным образом в

Наши рекомендации