Зидента. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской республике не
может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.
Если институт президента и предусмотрен конституционным правом в парламен-
Тарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или
даже одной из его палат. В Италии, например, до декабря 1993 года соответствующие
Полномочия были закреплены за одной из палат парламента – сенатом. Иной раз созда-
Ются специальные избирательные структуры. В Германии для избрания президента рес-
Публики созывается Федеральное собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и
Парламентов земель.
Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государст-
Венной жизни. Они прежде всего закладывают основы легитимности президентской вла-
Сти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это ук-
репляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его от-
Ношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с раз-
Личными группами населения, ориентируют президента на выявление и защиту их ин-
Тересов, ставят в зависимость от общественного мнения.
Конституцию 1993 года отличает прежде всего то, что она трактует назначение и
Функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Консти-
Туция. Президент теперь предстает не в качестве составной части, вершины или даже во-
Площения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный
Важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 году в России был введен инсти-
Тут президента, он увязывался с идеей единства исполнительной власти, включавшей на-
ряду с Президентом федеральное правительство, правительства республик и другие ор-
Ганы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки
Деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения.
Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к про-
Стому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных от-
Ношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского
Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную
Власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные
Функции по осуществлению обязанностей главы государства.
Согласно Конституции 1993 года Президент является ее гарантом, равно как и га-
Рантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает
Ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать что в соответствии с порядком,
Установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как
Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на
Себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и граждани-
На поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – С. 438.
Глава 11. Источники и формы права
Правительство Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Россий-
Ской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной
Власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти
Российской Федерации1. Это – самостоятельный институт, существующий наряду с ин-
Ститутом президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает
Российскую форму правления от «классической» модели полной президентской респуб-
лики, которая принята в США и ряде других стран, где министры (главы департаментов)
Назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным
Руководством, образуя во главе с ним так называемый Кабинет. В России Правительство
Возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство на-
Делено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парла-
мент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой