Са, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствую-

Щего класса или всего общества конституции подразделяются на писаные, т.е. составлен-

Ные в виде единого документа, и неписаные – состоящие из законов парламента, содер-

Жащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно

Классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия

И изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов

Государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в

Упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и рес-

Публиканские конституции.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделя-

Ются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиаль-

Глава 11. Источники и формы права

ные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в еди-

Ный государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации

и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются консти-

Туции США, Германии, России, Индии, – унитарными – конституции Италии, Испании,

Китая, Франции, республик в составе России1.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным

Отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются

На фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают функционирую-

Щие в стране общественные отношения. Действительные же конституции являются адек-

Ватным выражением и воплощением фактических общественных отношений. Именно они

Служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства,

Способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического

Статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и

Особое место в системе современного демократического государства, от всех других пра-

Вовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении

Этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Ха-

Рактерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как

Конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в кон-

Ституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократиче-

ских государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем,

Учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую

Сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демо-

Кратическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти,

только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание

Последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреж-

Дать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ.

Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным обра-

Зом, основы устройства общества и государства.

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие

Новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и

Государственном строе и она закрепляет их в своих нормах2.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания

Выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для уста-

Новления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не

Может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию,

Так как не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.

Наши рекомендации