Са, то есть является классовой по своей сущности.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от способа объективирования государственной воли господствую-
Щего класса или всего общества конституции подразделяются на писаные, т.е. составлен-
Ные в виде единого документа, и неписаные – состоящие из законов парламента, содер-
Жащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно
Классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия
И изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов
Государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в
Упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.
По форме закрепления политической власти различаются монархические и рес-
Публиканские конституции.
По формам закрепления государственного устройства конституции подразделя-
Ются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиаль-
Глава 11. Источники и формы права
ные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в еди-
Ный государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации
и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются консти-
Туции США, Германии, России, Индии, – унитарными – конституции Италии, Испании,
Китая, Франции, республик в составе России1.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным
Отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются
На фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают функционирую-
Щие в стране общественные отношения. Действительные же конституции являются адек-
Ватным выражением и воплощением фактических общественных отношений. Именно они
Служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства,
Способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического
Статуса человека и гражданина.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и
Особое место в системе современного демократического государства, от всех других пра-
Вовых актов отличают следующие черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении
Этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Ха-
Рактерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как
Конституция, было связано именно с этой ее чертой.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в кон-
Ституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократиче-
ских государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем,
Учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую
Сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демо-
Кратическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти,
только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание
Последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреж-
Дать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ.
Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным обра-
Зом, основы устройства общества и государства.
Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие
Новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и
Государственном строе и она закрепляет их в своих нормах2.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания
Выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для уста-
Новления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не
Может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию,
Так как не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.