Пониманием процессов происхождения права.

Согласно исторической доктрине народный дух проявляется в обычаях. Но

здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, все ли обычаи справедливы? Например, обычай

Обращать пленных в рабство не является справедливым. Во-вторых, некоторые обычаи

Носят международный характер: так, торговые обычаи выходят за рамки народного (на-

Ционального) духа.

Эта концепция носит достаточно мистический характер. Она не представляет

Убедительных доказательств существования народного духа и не дает его внятного опре-

Деления.

Несмотря на эти замечания, историческую теорию права следует признать круп-

Ным достижением не только теории государства и права, но и всей юридической науки.

Классовая теория

Самыми известными представителями классовой теории происхождения права яв-

Ляются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что история человеческого общества всегда

Была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком

Противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование си-

Лы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс

Видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то

И целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы2.

См.: Акчурина Н.В. Историческое правоведение: Становление, развитие в России в 30–70-х годах

XIX века. – Саратов, 1991. – С. 52–53.

См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 320.

Общая теория права

Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего клас-

Са, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Само право, так же как и другие формы общественного сознания (например, мо-

Раль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни людей и должно соот-

Ветствовать экономической структуре общества. Следовательно, общественное бытие оп-

Ределяет социальное сознание, а не наоборот. Именно способ производства материаль-

Ных благ детерминирует общий характер политических, правовых, духовных и иных

Процессов жизни человека.

В целом, К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо заметили, что экономика – это один из

Важнейших факторов в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права.

Они правы и в том, что на определенной ступени развития общества обычаи пере-

Стают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были пред-

Назначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифферен-

Цировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подхо-

Дящие средства регулирования, главным из которых является право1.

Вместе с тем в классовой теории имеются и уязвимые положения.

Марксистская теория придает социальному развитию научную форму. Она ука-

Зывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений,

И права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что

Он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не какого-то одного

Закона, а на нескольких законах. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно,

Играют определенную роль в происхождении права, они не являются единственной при-

Чиной, породившей правовой процесс в истории человечества.

Согласно этой концепции пусковым механизмом зарождения права являются

Классовые противоречия. Авторы считают их катализатором социального прогресса. Из

Этого следовало бы сделать вывод о том, что если мы стремимся к общественному про-

Грессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу. Однако опыт со-

Циальной жизни говорит о том, что классовая борьба – это явление, которое можно рас-

Сматривать и как отрицательное, поскольку она способствует истощению и уничтожению

Ресурсов общества, так необходимых для прогресса цивилизации.

В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая во-

Ля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убий-

Ство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически

Сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы осно-

Вы безопасности и стабильности общества2.

Наши рекомендации