Пониманием процессов происхождения права.
Согласно исторической доктрине народный дух проявляется в обычаях. Но
здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, все ли обычаи справедливы? Например, обычай
Обращать пленных в рабство не является справедливым. Во-вторых, некоторые обычаи
Носят международный характер: так, торговые обычаи выходят за рамки народного (на-
Ционального) духа.
Эта концепция носит достаточно мистический характер. Она не представляет
Убедительных доказательств существования народного духа и не дает его внятного опре-
Деления.
Несмотря на эти замечания, историческую теорию права следует признать круп-
Ным достижением не только теории государства и права, но и всей юридической науки.
Классовая теория
Самыми известными представителями классовой теории происхождения права яв-
Ляются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что история человеческого общества всегда
Была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком
Противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование си-
Лы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс
Видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то
И целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы2.
См.: Акчурина Н.В. Историческое правоведение: Становление, развитие в России в 30–70-х годах
XIX века. – Саратов, 1991. – С. 52–53.
См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 320.
Общая теория права
Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего клас-
Са, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.
Само право, так же как и другие формы общественного сознания (например, мо-
Раль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни людей и должно соот-
Ветствовать экономической структуре общества. Следовательно, общественное бытие оп-
Ределяет социальное сознание, а не наоборот. Именно способ производства материаль-
Ных благ детерминирует общий характер политических, правовых, духовных и иных
Процессов жизни человека.
В целом, К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо заметили, что экономика – это один из
Важнейших факторов в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права.
Они правы и в том, что на определенной ступени развития общества обычаи пере-
Стают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были пред-
Назначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифферен-
Цировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подхо-
Дящие средства регулирования, главным из которых является право1.
Вместе с тем в классовой теории имеются и уязвимые положения.
Марксистская теория придает социальному развитию научную форму. Она ука-
Зывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений,
И права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что
Он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не какого-то одного
Закона, а на нескольких законах. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно,
Играют определенную роль в происхождении права, они не являются единственной при-
Чиной, породившей правовой процесс в истории человечества.
Согласно этой концепции пусковым механизмом зарождения права являются
Классовые противоречия. Авторы считают их катализатором социального прогресса. Из
Этого следовало бы сделать вывод о том, что если мы стремимся к общественному про-
Грессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу. Однако опыт со-
Циальной жизни говорит о том, что классовая борьба – это явление, которое можно рас-
Сматривать и как отрицательное, поскольку она способствует истощению и уничтожению
Ресурсов общества, так необходимых для прогресса цивилизации.
В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая во-
Ля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убий-
Ство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически
Сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы осно-
Вы безопасности и стабильности общества2.