Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
Для того, чтобы разобраться в современном состоянии делового сообщества, необходимо проследить этапы мировоззренческой и нравственно-психологической эволюции его корпоративного сознания, в котором были отображены культурная идентичность делового человека, его отношение к другим представителям предпринимательства и прочим членам общества, к собственности, целям и задачам своего труда. В этом историческом экскурсе мы сошлёмся на исследования учёных кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов[68].
9.1. Деловая этика на Руси до XV века.Согласно этим исследованиям, до конца XV века господствовал «кодекс предпринимательского поведения», основанный на деловых представлениях князей и воинов, формировавших купечество. Нормы поведения деловых людей того времени, несмотря на начавшуюся христианизацию культуры, определялись соблюдением славянских языческих ритуалов:
· смелость;
· низкая ценность человеческой жизни;
· длительность состояния опьянения, обусловленного специальным обрядом;
· совершение долгих и весьма рискованных коммерческих путешествий;
· использование разбоя и работорговли для получения предпринимательской прибыли наравне с торговлей общепринятыми товарами[69].
9.2. Деловая этика на Руси XV – XVII вв. С конца XV в. до начала XVII в. на Руси наступает «смутное время», в ходе которого северо-западное чиновничество подвергается полному уничтожению, а традиции предпринимательской деятельности претерпевают значительные изменения.
В этот период предпринимательская этика базировалась на стереотипах купцов, ориентированных на внутреннюю торговлю и являющихся обнищавшими феодалами-вотчинниками:
· «Вынужденное» плутовство. Историки связывают его с неустойчивостью цен на рынке, с произволом «царских и таможенных чиновников, которые могли взять у купца наилучший товар, причём даром. Воеводы под всяким предлогом хватали торговцев, сажали их в тюрьмы и не выпускали, пока не получали взятки; они разгоняли торги, били торговцев батогами. Товары облагались многочисленными поборами на мостах, заставах, перевозах. В результате купец находился в постоянной неизвестности перед завтрашним днём, а поэтому стремился к возможно большей сиюминутной прибыли». Исследователи подчёркивают, что плутовство и обман были «вынужденной формой приспособляемости русских купцов к новым политико-экономическим условиям, а не врождённой чертой, которую иностранцы приписывали нашим соотечественникам». Также показательно, «что до XVI века, т.е. до введения централизованной власти, практически не существовало литературы, в которой отмечалось бы, что русским присуще плутовство".
· Суеверность и использование привычных языческих приёмов, помогающих в торговле. Иррациональность, обращение к сверхъестественным силам, например гадание, были вызваны постоянной неопределённостью деятельности.
· Неспособность защититься от произвола государственных чиновников[70].
9.3. Деловая этика в России XVIII — XIX вв. Существенное изменение нравственных стереотипов деловой среды в начале XVIII — конце XIX вв. было обусловлено последствиями церковного раскола и Петровских преобразований. Раскол православной церкви привёл к формированию большого количества старообрядческих общин. Жизнь общины характеризовалась диаметральной противоположностью поведения в праздники и будни, отсутствием чувства меры, сакральностью соблюдения обрядов и ритуалов, равенством всех членов в материальном достатке, коллективизмом, преобладанием интуитивного и эмоционального начал. Каждая из таких общин выделяла наиболее инициативных людей, отвечавших за материальное снабжение общины продуктами питания, одеждой и другими необходимыми товарами. Основной задачей купца-старообрядца была забота и ответственность за собратьев по вере. Некоторые из таких людей, например, Демидов, были замечены Петром I и привлечены для работы на мануфактурах на благо государства. Если ранее, пишет М.И. Пыляев, смысл жизни торговца состоял в том, чтобы «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво… баню и сад, смотрение кулачных боёв, межвежьей травли», то теперь начинается бурный процесс облагораживания купеческого облика[71]. Деловой «кодекс» поведения базировался на представлениях крестьян-старообрядцев и «отходных крестьян», сформировавших впоследствии гильдийное купечество.
· Различия в праздничном и будничном поведении членов общин. Так, например, аскетическое воздержание сменялось лихими и зрелищными загулами, православная этика совмещалась с древнерусским языческим мировоззрением, невежество сочеталось с особой интуицией в восприятии прекрасного в области искусства, стремление к богатству — с щедрой благотворительностью, осознанием крестьянских корней, отсутствием святости собственности и проявлением патриотических чувств. При этом экстравагантные поступки и «дикие выходки» купцов выполняли роль прекрасной и эффективной рекламы.
· Отсутствие чувства меры
· Забота о членах старообрядческой общины
· Взаимопомощь купцов старообрядцев
· Соблюдение этического кодекса чести, не позволявшего обогощаться сверх меры и получать прибыль нечестным путём
· Появление ростков чувства вины за своё богатство по мере отрыва от членов старообрядческих общин. Древнерусский этический постулат «не гоже на Руси одному сытому быть», соединённый с православным императивом «помоги ближнему» способствовали проявлению саморазрушительного чувства вины за своё богатство. Это приводило к необычайным, известным всему миру масштабам благотворительности Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых и т.д., но и к тому, что появились богачи, дававшие деньги революционерам, боровшимся против капитализма. По этому поводу Н.А. Бердяев писал, что «…русский купец…, который наживался нечистым путём и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал о монашестве. Поэтому купец был плохим материалом для образования буржуазии западноевропейского типа[72]».
· Традиционализм
· Патриотизм
· Ощущение связи с крестьянскими корнями
· Отсутствие святости собственности
· Благотворительность
В результате последствий отмены крепостного права и расширения возможностей для деловой активности разных слоёв населения с конца XIX в. образуется новая форма делового сообщества - буржуазия, в которую входит не только купечество, но и все лица, занимающиеся предпринимательством. Между тем деловые принципы буржуазии только начали формироваться, поэтому в конце XIX- начале XX в. основным носителем предпринимательской этики продолжало быть купечество, к тому времени уже имевшее прочные этические установки. В этот период «кодекс предпринимательства» состоял из следующих положений:
· Политическая активность, направленная на поддержание «генетической связи с народом». Крупнейшие купцы, фабриканты, финансисты часто в своих заявлениях и действиях делали «реверансы» в сторону народа, заявляли о приверженности его общинно-уравнительным ценностям и даже финансировали революционную деятельность. Это не позволило буржуазии окончательно выделиться как самостоятельному классу с собственным самосознанием, пониманием своей особой профессиональной, социальной миссии.
· Шедрая благотворительность, доходящая до неадекватного нищелюбия. Благотворительность являлось своеобразной формой «заглаживания вины» перед неимущими. Со стороны крестьянства и рабочих, опиравшихся на общинные, уравнительные ценности при оценке жизненных ситуаций, возникало чувство зависти, а порой даже ненависти к предпринимателям.
· Проявление «комплекса вины» и неполноценности перед неимущим населением
· Отсутствие «святости» индивидуальной собственности
· Нежизнеспособность буржуазии, выразившаяся в неготовности обосновать свою социальную миссию, отстоять свои интересы и собственность в условиях преобладания общинно-уравнительных ценностей. Моральное осуждение богатства на Руси формировало у купцов «комплекс неполноценности», которые одни проявляли в разгулах и пьянстве, другие — в щедрой благотворительности, третьи в аскетическом воздержании, четвёртые — в сотрудничестве с революционерами[73].
Таким образом, зависть низов и эффект «кающихся» собственников в общественных отношениях не позволили буржуазии морально и институционально выделиться в специализированную профессиональную корпорацию и обеспечили партии большевиков прочный плацдарм для внедрения социалистических идей на всех уровнях жизни.
9.4. Деловая этика в советский период. После октябрьского переворота наступает время репрессий и идеологического неприятия предпринимательства. Предпринимательская культура была практически сознательно уничтожена. Предпринимательская активность в послесталинский период существует в основном в неофициальных или даже уголовно преследуемых формах «теневой экономики», «фарцовщичества», «спекуляции», «шабашек», — всё это создало «этический вакуум» и обусловило негативную почву для формирования предпринимательского сообщества в 1990-е годы[74].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стереотипы определяют представления деловых людей на Руси до 15 в.?
2. Что изменяется в нравах купечества в период 15-17 вв.?
3. Какие ориентиры характеризуют менталитет делового сообщества в 18- кон. 19 вв.?
4. Какие мотивы определяли поведение деловых людей в России в период конца 19-начала 20 вв.?
5. Что произошло с предпринимательской культурой в советский период? Как специфические условия развития предпринимательской активности на этом этапе отразились на формировании нравов делового сообщества современной России?