Подводя итоги, можно сделать вывод, что у каждого государства имеется соб-
Ственный путь развития и достижения благоденствия своих граждан, который не ис-
Ключает возможности использования положительного опыта друг друга.
Современная Российская Федерация не только не отвечает требованиям идеаль-
ной модели социального государства, но и «проигрывает» во всех сферах обеспечения
жизни людей Советскому Союзу первой половины 80-х годов XX столетия. Так, в СССР
была ликвидирована безработица, реализовывались права: на труд, бесплатное образова-
ние и здравоохранение, на достойную заработную плату и пенсионное обеспечение по
старости. Оценивая деятельность советского государства в социальной сфере, В.В. Путин
отметил: «В свое время в нашей стране была создана система курортного лечения, не
1 См.: Иванников И.А. Эффективность государственной власти в России: проблемы теории и
практики. – С. 122.
Глава 6. Историческая эволюция государства
165
имеющая аналогов в мире. Было бы непозволительным расточительством, если бы мы по-
зволили этой системе развалиться»1.
Хотя в ст. 7 Конституции РФ 1993 года провозглашено, что Российская Федерация
является социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, право на труд закре-
плено не было (ст. 37 говорит лишь о свободе труда), а без этого реальность социального
государства под вопросом.
В отличие от России, бывшая союзная республика Белоруссия пошла по пути по-
строения социальной государственности с учетом сохранения и приумножения опыта,
накопленного в советский период.
Так, ст. 41 Конституции Республики Беларусь 1996 года гарантирует белорусским
гражданам «право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то
есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,
способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных
потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда». Кроме того, «государст-
во создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не за-
висящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повы-
шение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безрабо-
тице в соответствии с законом».
Ст. 42 Основного закона Республики Беларусь утверждает, что «лицам, работающим
по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах
труда в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже
уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование».
Следуя принципам социальной справедливости, ч. 3 ст. 44 Конституции Беларуси
обеспечивает защиту лишь той собственности, которая приобретена законным способом.
Более того, государство гарантирует бесплатное лечение в государственных учреждениях
здравоохранения (ст. 45).
Наряду с этим, ч. 5 ст. 13. говорит, что «государство осуществляет регулирование
экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направле-
ние и координацию государственной частной экономической деятельности в социальных
целях». Для успешного решения этих задач недра, воды и леса составляют исключитель-
ную собственность государства (ч. 6 ст. 13).
Особо следует отметить, что белорусское государство гарантирует трудящимся
право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждения-
ми в целях повышения эффективности их работы, участия в распределении прибыли
(дохода и улучшения социально-экономического уровня жизни (ч. 8 ст. 13). Трудовые
коллективы обладают правом выдвигать кандидатов в депутаты (ст. 70).
Все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о значительных успехах
Белоруссии в практике построения социально-гарантийного государства. Так, в 1996 году
Минску удалось восстановить уровень экономического развития 1991 года, т.е. до развала
СССР, и опередить россиян в размере средней заработной платы в три-четыре раза.
1 Путин В.В. Лечение и отдых должны быть доступными для россиян // Вольная Кубань. 27 июля
2004.
Общая теория государства
166
Глава 7. Сущность государственной власти
И политической системы