Типологическая парадигма исторического развития государства
Любое государственно-правовое явление не терпит статики: оно возникает, разви-
вается, изменяется, совершенствуется и «умирает». Поэтому «историко-типологический
подход к государству, – как справедливо отмечает В.Я. Любашиц, – фиксирует наше вни-
мание на его относительно устойчивых сущностных свойствах, в развитом состоянии. Это
предполагает необходимость генетического подхода к государству, его познания в динами-
ческом состоянии зарождения, переходя к развитым формам, гибели данного конкретно-
исторического типа государства и замены его государством нового исторического типа»1.
Таким образом, следует рассмотреть эволюцию государственности в ретроспек-
тивном разрезе нескольких эпох, вплоть до наших дней.
В научной литературе нет единства мнений о градации исторических форм орга-
низации публичной власти, хотя моделей существует невероятное множество. Связано
это с тем, что человеческая память, отражая уже свершившиеся события, «является со-
ставной частью исторического сознания, в котором представление об обществе интегри-
руется в единстве его прошлого, настоящего и будущего»2. По существу, субъекты позна-
ния создают собственную интерпретацию истории, не похожую или отличающуюся от
своих предшественников. Ведь «время наряду с пространством, движением, материей и
духом является фундаментальной категорией действительности, включающей в себя бы-
тие Вселенной и экзистенцию человека»3.
Так, русский историк Н.И. Кареев выделял следующие исторические типы госу-
дарств:
− государство-город;
− восточная деспотия;
− феодальное поместье-государство;
− сословная монархия;
− западноевропейская абсолютная монархия;
− конституционное государство4.
Западные теоретики зачастую склоняются к двоичной дефиниции государствен-
ности: демократии и автократии. Поэтому Ганс Кельзен считал, что в основу классифи-
кации современных государств достаточно положить «идею политической свободы»5.
Французский автор Реймон Арон также различает два основных типа современно-
го государственного строя – в зависимости от того, какая система господствует: многопар-
тийная или однопартийная6.
Американский профессор Макайвер делит все государства на а) династические,
где общая воля (государственная) не совпадает и не выражает воли большинства поддан-
1 Любашиц В.Я. Общая теория государства. Ч. П. Исторические типы, форма, механизм и функ-
ции государства: Учебно-методическое пособие для студ. юр. фак. – Ростов-н/Д, 1993. – С. 5.
2 Болдырев А.Н. Курс лекций по отечественной истории: Учебное пособие. – Ростов–н/Д: РЮИ
МВД России, 2002. – С. 7.
3 Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественный и гуманитарный
аспекты. – Ростов-н/Д, 1994. – С. 184.
4 См.: Кареев Н.И. Типологическая и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории //.
Известия Санкт-Петербург. Политехнического института (эконом. отдел) Т. 3. Вып. 1. – 1905 . – С. 71.
5 Helsen. General Theory of Law and State. Cambridge, 1946. P. 234.
6 См.: Aron R. Democratic et Totalitarisme. Callimard, 1965. Р. 234.
Общая теория государства
144
ных, и б) демократические, в которых общая воля отражает волю всего общества или его
большинства1.
К. Маркс и Ф. Энгельс, основываясь на совокупности «производственных отноше-
ний, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором воз-
вышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствует определен-
ная форма общественного сознания»2, выделяли следующие общественно-экономические
формации: первобытнообщинный строй (догосударственный); рабовладельческий строй;
феодализм; капитализм; социализм; коммунизм.
Соответственно, при первобытнообщинном строе государство отсутствовало, при
рабовладении – оно было рабовладельческим, при феодализме – феодальным, при капи-
тализме – буржуазным, а при коммунизме государство отмирало. Социализм являлся пе-
реходной формацией от капитализма к коммунизму.
Вместе с тем догматизм данной теории имеет ряд недостатков.
Во-первых, она идеализирует социалистическую общественно-экономическую
формацию, представляя ее базисом высшего неэксплуататорского типа государства. Этот
изъян обусловлен исходным положением данной концепции – принципом последова-
тельного и необходимого восхождения от одного строго определенного порядка произ-
водственных отношений к другому, более прогрессивному.
Во-вторых, очередность появления общественно-экономических формаций уста-
навливается в строгой иерархии, не допускающей скачков и регрессных изменений, при-
чем каждый вид государственности рассматривается как качественно превосходящий
предшествующий. Более того, последовательное появление на исторической сцене соци-
альной жизни подобных форм организации публичной власти представляется в качестве
абсолютного проявления мирового прогресса.
В-третьих, после отказа стран Восточной Европы в конце 80-х годов XX века строить
социализм и распада СССР в 1991 году, возникли новые капиталистические государства. Не-
которые из них, перестраивая политическую надстройку общества, на практике от респуб-
лики советов пришли к фактической монархии. Яркий пример таких изменений демонст-
рирует Туркменистан. Хотя в его Конституции 1992 года форма правления государства оп-
ределяется как президентская республика (ст.1)3, специальным постановлением Меджлиса
(законодательного органа) Президенту С.А. Ниязову присвоено имя Туркменбаши («Отец
туркменского народа»), аналогичное титулу первого Императора Всероссийского Петра Ве-
ликого – отца отечества, и учрежден ежегодный всенародный праздник – день рождения Са-
пармурата Туркменбаши4. В 1999 году конституционным законом Туркменистана, приня-
тым в соответствии с постановлением Народного совета, первому главе государства было
предоставлено исключительное право осуществлять свои полномочия без ограничения сро-
ка5. Кроме того, на основании ст.ст. 45 и 53 Конституции Туркменистана, Президент руково-
дит Высшим представительным органом государства – Халк маслахатом (Народным сове-
том), а также является главой правительства (исполнительной власти)6.
В-четвертых, в рамки формационного подхода не вписывается социальная струк-
тура древневосточных государств, так как она не ограничивается биполярным противо-
1 Maciver. The Modern state. Oxford, 1964. Р. 342–343.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. – М., 1955. С. 6–7.
3 См.: Конституция Туркменистана 1992 года // Конституции стран-членов СНГ: Сборник 650 до-
кументов в 2-х т. – Т. 1. Ереван: Изд-во «Мхитар Гош», 1997. – С. 181.
4 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. – М.: Изд-во НОРМА,
2000. – С. 652; Акт поднесения Государю Царю Петру I титула Императора Всероссийского и на-
именования Великого и отца отечества (1721 г., октября 22) // Хрестоматия по истории государст-
ва и права России. – М., 1998. – С. 203.
5 См.: там же.
6 См.: Конституция Туркменистана 1992 год. – С. 188–189.
Глава 6. Историческая эволюция государства
145
стоянием классов антагонистов: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян.
Например, в истории Индии особую роль играли ученые-брахманы, а в Китае – образо-
ванные слои чиновничества – шеньши1. Характерно также, что усиление авторитарно-
деспотических черт древневосточных государств происходило зачастую в процессе борь-
бы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, их сепара-
тизмом. Оно сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчест-
вом, созданием писаных правовых судебников (Законы Хаммурапи в Вавилоне в XVIII в.
до н.э. и др.). Стремление же к поддержанию правопорядка было свойственно архаичным
восточным монархам, как правило, в периоды их расцвета и подъема2.
В-пятых, из способа производства невозможно логическим путем выявить особен-
ности правовых систем различных обществ, проанализировать, например, отношения
собственности в Индии и Китае, и ответить на вопрос, почему в «поднебесной» сложи-
лась экзаменационная система отбора чиновничества, а на полуострове Индостан – замк-
нутая группа каст. Также нельзя объяснить и создание неких надгосударственных общ-
ностей духовных ценностей, сложившихся под влиянием конфуцианских учений и буд-
дистских заветов стран Дальнего Востока или мировых моделей религиозного права:
мусульманского, индусского и т.д. Так, Веды, Коран, Библия, Талмуд служили и продол-
жают в той или иной мере служить идейно-религиозной основой современных политико-
правовых доктрин различных держав3.
Таким образом, очевидно, что нельзя рассматривать экономическую ось единст-
венным вектором общественного развития, предопределяющего эволюцию всех социаль-
ных институтов. Изменения в одном секторе производственных отношений (например,
сферы собственности или присвоения прибавочной стоимости) вовсе не означает мета-
морфоз политической системы и, в частности, государственно-правовых институтов. На-
оборот, такие перемены могут сопровождаться деградацией в других областях публич-
ной действительности: образовании, культуре, правосознании и т.д. Главное же заключа-
ется в том, что историческое развитие государственности представляет собой сложный
результат взаимодействия самых различных факторов, каждый из которых при опреде-
ленных условиях может сыграть решающую роль. По мнению Н.С. Розова, к определяю-
щим аспектам (переменным) ретроспективного анализа прошлого человечества относят-
ся десять базовых социальных режимов (уровней):
1) уровень политической эволюции (качество управленческих структур и институтов);
2) уровень организации военной силы и коммуникаций сообщения, таких как
транспорт, связь, средства наблюдения;
3) уровень развития самостоятельного производства вооружения;
4) уровень дипломатии, т.е. способности создавать и поддерживать альянсы, обеспе-
чивать внутреннюю и внешнюю легитимацию;
5) уровень накопления и развития знаний и практики;
6) уровень аккультурации;
7) уровень духовных потребностей;
8) уровень воспроизводства человека и материальных благ;
9) уровень развития способов перераспределения и обмена в условиях экономико-
географического разнообразия;
10) уровень развития техники и технологии в мирной сфере4.
1 См.: Крашенинникова Н.А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и
права // Методологические проблемы правоведения. – М., 1994. – С. 6.
2 См.: там же. С. 7.
3 См.: там же. С. 7–8.
4 См.: Розов Н.С. На пути к обоснованным периодизациям всемирной истории // Структуры ис-
тории. Время мира. Вып. 2. – Новосибирск, 2001. – С. 264.
Общая теория государства
146
Вместе с тем современное понимание генезиса моделей организации публичной
власти выдвигает на первый план человеческую личность, т.е. то качество жизни, которое
обеспечивается ей государством. Поэтому особого внимания заслуживают методы типо-
логизации государственности, использующие данные об уровне духовности народа, его
традиций, особенностях национального характера, географической среды, международ-
ном окружении и правосознании.
В связи с этим в конце XX века огромную популярность получил «цивилизацион-
ный» подход. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть не что иное, как некоторый тип
человеческих сообществ, вызывающий «определенные ассоциации в области религии,
архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры»1. В науке выде-
ляют различные виды цивилизаций: американскую, древнюю (или раннюю), китайскую,
индийскую, славянскую, современную и т.д.2 Л.И. Семменникова описывает три основ-
ных типа цивилизации: первобытная, восточная и европейская3. Первый присущ наро-
дам без идеи развития, т.е. существующим вне исторического времени. К этому типу от-
носятся первобытные сообщества людей, сохранившиеся в различных регионах земного
шара – в Австралии, Африке, Америке, Сибири и т.д.4 Восточная цивилизация имеет
цикличный характер изменений. Ее отличает приоритет религиозно-нравственных норм
над правом, традиции над нововведениями, отсутствие ярко выраженных классовых раз-
личий и частной собственности на землю, сохранение кастовых общин, которые, будучи
не связанными друг с другом, опираются на сильную централизованную власть. Про-
гресс в таком обществе идет циклами, мало чем отличающимися от предыдущих. В осно-
ве европейской (прогрессивной) цивилизации стоит идея непрерывного совершенствова-
ния. Признаками такого типа являются рационализм, престиж результативного труда,
развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно
действующими политическими партиями, наличие гражданского общества5.
Используя методологию системного анализа публичных институтов социального
управления, В.Я. Любашиц выделяет три исторических типа государства: 1) традицион-
ное, 2) феодальное и 3) современное (национальное)6.
По его мнению, традиционное государство характеризуется наличием мелких
деспотий, королевств, царств, княжеств и т.д., управляемых централизованными учреж-
дениями чиновников, способных принуждать людей к труду и войне. К этому типу он
относит государство Инь в Китае и все, что предшествовало империи Цинь вплоть до III
в. до н.э.; всю раннегосударственную эпоху Японии, заканчивающуюся периодом Нара
(III–VI вв. н.э.); Критто-Микенскую и этрусскую цивилизации (II–I тыс. до н.э.), англосак-
сонские, скандинавские и славянские государства IX–XII вв. в Европе; державы Малинке,
Сонгай VII–XV вв. н.э., государство народа хауса с X–XI вв. н.э., королевства Конго, Буньо-
ро и Буганда (с XVIII в. н.э.) в Африке и т.д.7
В феодальном государстве наблюдалась дисперсия, или дуализм, политического
господства: с одной стороны, существовала центральная власть суверена, а с другой – об-
ширные полномочия местных сеньоров. На локальном уровне правители таких вассаль-
ных сообществ имели различные наименования: цари, базилевсы, князья, ханы, бояре,
1 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М., 1995. – С. 14.
2 The Encydopedia Americana. Vol. 7. Danburry, 1989. P. 1–2.
3 См.: Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995. – С. 40–41.
4 См.: там же.
5 См.: там же.
6 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. – Ростов-н/Д,
2004. – С. 64–65.
7 См.: там же. С. 64–65.
Глава 6. Историческая эволюция государства
147
бароны, мандарины, баи и т.д., но все они выполняли одни и те же публично-правовые
функции. Благодаря их деятельности сформировались кодексы общих законов, конку-
рировавшие с традиционными нормами провинций и городов1.
Современное (национальное) государство типологически берет свое начало в Ни-
дерландах с конца XVI в., в Англии с конца XII в., во Франции и Пруссии в разном изме-
рении с середины XVIII – начала XIX вв., в России около XVIII – начала XIX вв., в Турции и
Японии – с конца XIX в., а в Китае, Индии, Бразилии и большинстве стран остального
мира – с середины XX в.2 «Благодаря территориальному принципу организации полити-
ческой власти, централизации и институционализации политического авторитета и мо-
нополии на легитимное применение силы внутри общества национальное государство
было способно сохранять население и контролировать правопорядок, наращивать воен-
ный потенциал и завоевывать новые территории, поддерживать гражданскую лояльность
и использовать преимущества рыночной экономики»3. Любашиц выделяет четыре инно-
вационных этапа в развитии современного политического господства: гражданское госу-
дарство, правовое государство, демократическое правовое государство и социальное пра-
вовое государство4.
Однако все вышеперечисленные варианты классификаций тенденциозны, одно-
боки и ограничены. Зачастую они имеют существенные разрывы между теорией и прак-
тикой. Например, конституции стран говорят о правовой государственности, но реально
таковую нигде создать не удалось. Наиболее приемлемую градацию исторических типов
государств предложил Г. Еллинек. Основываясь на идеи достигнутой гражданином лич-
ной свободы, он выделил следующие исторические формы государства: 1) древневосточ-
ное; 2) эллинское; 3) римское; 4) средневековое; 5) современное5.
Для древневосточного государства (Аккада, Шумера, Вавилона, Египта и т.д.) ха-
рактерны следующие черты: традиционализм; цикличность (повторяемость) социально-
го развития; патриархальное рабство (признание раба младшим членом большой патри-
архальной семьи); деспотическая форма правления во главе с обожествляемым наследст-
венным правителем; существование автономной сельской общины; единство норм права,
политики, религии и морали; отсутствие права частной собственности на землю.
Идентификационными отличиями эллинского государства является: классическое
рабство (раб есть говорящее орудие); полисная организация общества с обособленными
автаркичными (самодостаточными) гражданскими общинами (городами); признание
права частной собственности на землю; зачастую несовпадение правил политики, юрис-
пруденции, морали и религии.
Важнейшими признаками Древнеримского государства могут быть признаны:
классическое рабство; абсолютизация права частной собственности; культ силы в поли-
тике и религии; развитые формы классического частного права.
Особенности средневековой государственности состоят в господстве власти духов-
ной (церковной) над светской; в существовании отношений вассалитета-сюзеренитета
между правителем и его подданными; в отсутствии единых держав из-за удельной раз-
дробленности; в прикреплении крестьян к земле.
1 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. – Ростов-н/Д,
2004. – С. 65–66.
2 См.: там же. С. 66.
3 Там же.
4 См.: там же.
5 См.: Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – СПб., 1905. –
С. 185–217.
Общая теория государства
148
В отличие от вышеперечисленных исторических типов, современное государство
является светским; национальным; капиталистическим, т.е. эксплуатирующим труд на-
емных рабочих; признающим формально-правовое равенство своих граждан.
Вместе с тем данный подход нуждается в существенной модернизации.
Так, в лоне современного общества зародился новый исторический тип государст-
венности, который может быть назван социально-гарантийным. Основная его особен-
ность __________состоит в том, что публичная власть обязуется гарантировать и поддерживать вы-
сокий жизненный уровень народа, независимо от занимаемого статуса и происхождения
любого гражданина.
Следовательно, для системного комплексного изучения исторической реальности
генезиса государственности, исследование эмпирической реальности Древнего Востока,
античной Греции, архаического Рима, средневековья и современности необходимо про-
водить параллельно в рамках единого анализа, а социально-гарантийное государство
рассматривать отдельно от других политических типов.