И.А. Ильина и И.Л. Солоневича о форме российского государства
Следует заметить, что исследование проблем организации единоличной власти в
отечественной теории государства и права будет неполным, если оставить без внимания
работы ученых, покинувших Родину после революции 1917 года.
В политико-правовой мысли русской эмиграции особое место занимают И.А. Иль-
ин и И.Л. Солоневич. Они не приняли Советскую Россию и были вынуждены покинуть
Родину: в 1922 г. за антиреволюционную деятельность Ильина выслали из страны, а Со-
лоневич перешел советско-финскую границу в 1934 г., осуществив удачный побег из ла-
геря, в который угодил вместе с братом при первой попытке в 1933 г. перебраться за ру-
беж, явившейся основанием ареста. На чужбине эти мыслители продолжили свою науч-
но-исследовательскую деятельность.
Следует заметить, что их труды слабо изучены, хотя они предложили достаточно
интересный взгляд на российскую монархию и ее перспективы.
По Ильину, государственную форму России определило монархическое право-
сознание, возникшее и развившееся в условиях самообороны. Только на основе централи-
зации Русь могла выжить, окруженная враждебными и агрессивными соседями. Ильин
оправдывает жестокость Ивана Грозного, вводит в «пантеон» великих правителей трех
русских государей: царя Алексея Михайловича, императора Петра Великого и императо-
ра Александра II. Благодаря им Российское государство и выжило в труднейший период
своей истории, пошло огромными шагами вперед по пути хозяйственного и культурного
процветания. Свою государственную форму Россия выстрадала, в долгий период своего
исторического развития и поэтому не стоит менять ее на какую-либо европейскую.
В отличие от Ильина, Солоневич увидел историческую причину возникновения
монархии во внутренних противоречиях общества. «Русская монархия, – писал он, – ис-
торически возникла в результате восстания низов против боярства и – пока она существо-
вала – она всегда стояла на защите низов»1.
Таким образом, русская монархия была только одним из результатов попытки
построения государства, не на юридических, не на экономических, а на чисто моральных
основах – с европейской монархией ее объединяет только общность внешней формы.
Но обе они названы одним и тем же именем.
Поэтому Европа не была нашим желанным идеалом. Нас звали к борьбе с Русским
«империализмом» – в пользу германского и японского, к борьбе с церковью, которая
1 Солоневич И.Л. Народная монархия // Наш современник. – 1992. – №12. – С. 149.
Глава 5. Учения отечественных мыслителей
о форме Российского государства
131
привела к воинствующим безбожникам. Солоневич одним из первых указал, что нас учи-
ли «лизать все пятки всех Европ – стран святых чудес. Из этих стран нас перли: польская
шляхта, шведское дворянство, французские якобинцы, немецкие расисты приперло и
дворянское крепостное право и советское»1.
Правда, несколько позже, в 1949 г. Ильин писал: «Живя в дореволюционной Рос-
сии, никто из нас не учитывал, до какой степени организованное общественное мнение
Запада настроено против России и против Православной Церкви. Западные народы бо-
ятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи
(пока она действительно вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и
Церкви, наших намерений, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для са-
моуспокоения внушают себе... что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтож-
ный, привыкший к рабству и к деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность
его состоит из суеверия и пустых обрядов...
Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» ее по-своему;
угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить, завоевательная, чтобы
организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающаяся, чтобы вло-
миться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная,
чтобы претендовать на ее «неиспользованные» пространства, на ее сырье или, по край-
ней мере, на выгодные торговые договоры и концессии»2.
Также следует заострить внимание на причинах падения монархии в России, ибо
эти философы представляли их каждый по-своему.
Солоневич полагал, что истоки краха необходимо искать в «Петербургском пе-
риоде» развития нашего государства, который был этапом постоянной деградации Рос-
сии. «Взяв кое-что (очень немногое) от европейской техники – Петербург продал русский
национальный дух»3. А 1917 год явился лишь закономерным итогом этого падения.
Ильин основную причину крушения монархии в 1917 г. видел в том, что «русский
народ впал в состояние черни; а история человечества показывает, что чернь всегда обуз-
дывается деспотами и тиранами»4. Чернь, по его мнению, вовсе не социальный слой ра-
бочих и крестьян. «Когда я говорю о черни, то я связываю это понятие отнюдь не с чер-
ным трудом, не с бедностью или «неродивостью», а с низостью души. Эту низость души
можно найти во всех социальных слоях, особенно в наше время, когда появилась образо-
ванная и полуобразованная чернь, а благородство души живет и проявляется нередко в
бедняках, изнемогающих от черного труда. К черни принадлежат люди злой и порочной
воли; люди без чести и совести; люди с мертвым нравственным и социальным чувством;
люди порочных профессий»5. Вслед за Карамзиным и многими сторонниками самодер-
жавия, И.А. Ильин повторял, что «в России возможны или единовластие, или хаос; к рес-
публиканскому строю Россия не способна. Единовластие здесь возможно только религи-
озное и национальное в форме монархии, либо безбожное, бессовестное, антинацио-
нальное и интернациональное в форме тирании»6, что и подтверждает история нашего
государства в XX веке.
Второй причиной падения монархии, по Ильину, было отсутствие настоящего
крепкого монархического правосознания, которое он выводил из понятия «правосозна-
ние», без которого вообще «нет субъектов права, а есть лишь одно трагикомичное недо-
разумение... Правосознание включает в себя все проявления психики человека, а главным
1 Там же. С. 158.
2 Ильин И.А. Наши Задачи. Париж. – 1956. – С. 191, 194.
3 Солоневич И.Л. Народная монархия. – С. 39.
4 Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. – М., 1991. – С. 87.
5 Ильин И.А. Собрание сочинений. – Т.2. – С. 11.
6 Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. – С. 88.
Общая теория государства
132
ее атрибутом является воля. Правосознание есть воля человека к соблюдению права и за-
кона, воля к лояльности своего поведения, воля к законопослушанию...»1.
Монархическое правосознание, в отличие от республиканского, олицетворяет
верховную государственную власть, само государство, политическое единство страны и
сам народ. Монархическому правосознанию, считает Ильин, свойственно «воспринимать
и созерцать государственную власть как начало священное, религиозно освящаемую и
придающую монарху особый, высший, религиозно осмысленный ранг; тогда как для
республиканского правосознания характерно вполне земное, утилитарное-рассудочное
восприятие к трактовке государственной власти»2.
Но оба философа верили в возможность возрождения России (России монархиче-
ской), основой которого должны стать национализм, способствующий самосохранению
государства и единению русского народа.
Принцип национализма Ильин теснейшим образом связывает с принципом пат-
риотизма, который находится в тесной связи со всеми духовными принципами – монар-
хическим правосознанием, православием, совестливостью. Патриотизм является актом
духовным, так как предполагает чувство любви к родине. Родина у Ильина выступает как
духовная жизнь народа. Вне духовной жизни народа нет патриотического духа личности.
Любовь к родине развивается в любовь к государству. Государство, в свою очередь, есть
положительная форма родины, а родина – творческое, духовное содержание государства.
Принцип патриотизма пронизывает все работы Ильина, написанные в изгнании.
Ведь «...не любить Отечества и предпочитать ему другие государства столь же низко и
неблагодарно, как не любить родителей своих, оказывая привязанность к посторонним
лицам, непричастным к рождению и воспитанию»3.
Национализм же – это «любовь к духу своего народа и притом именно к его ду-
ховному своеобразию»4. У каждого народа должен быть свой национальный инстинкт,
свой национализм. Этот национализм служит самосохранению народа, является здоро-
вым и оправданным чувством, он «есть любовь к историческому облику и творческому
акту своего народа во всем его своеобразии»5.
Для Солоневича «русский национализм, как идея государственно оформляющая
нацию, неразрывно связана с единой наследственной монархической властью, олицетво-
ряющей в себе религиозный смысл нашего социального бытия...»6.
С точки зрения Ильина, возрожденная Россия не сможет стать сразу монархией
потому, что монархии требуется не только династия, но и новые традиции, соответст-
вующие правосознанию народа. Наше отечество после коммунистического режима будет
авторитарной диктатурой. Ильин готов принять эту новую Россию даже республикой и
служить ей верой и правдой. Она будет такой, каким будет уровень народного правосоз-
нания возрожденной России.
Это будущее он видел унитарным государством, с единым составом граждан и
единой государственной властью. «Всякое произвольное выхождение граждан из состава
государства, всякое произвольное расчленение территории, всякое образование само-
стоятельной или новой государственной власти, всякое произвольное создание новых,
1 Там же. С. 127.
2 Там же.
3 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит С-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа.
Очерки русского самосознания. – С. 297–298.
4 Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи. – М., 1991. – С. 266.
5 Там же.
6 Солоневич И.Л. Народная монархия //Наш Современник. – 1992. – №12. – С. 149.
Глава 5. Учения отечественных мыслителей
о форме Российского государства
133
основных или обыкновенных законов – объявляется заранее недействительным и наказу-
ется по всей строгости уголовного закона, как измена или предательство»1. В грядущей
России граждане должны иметь свои неприкосновенные права и обязанности, жить по
принципу «все за одного и один за всех»2.
Солоневич также полагал, что Россия должна возродиться, но не просто монархи-
ей, а новой сверхдержавой.
Ведь Россия – это империя. Слабость империи (нации) есть величайший грех, ко-
торый может постигнуть ее. Основная добродетель нации – сила – величайшая из земных
доблестей. В России может существовать только православная сила. Поэтому Святая Русь
сильна только в том случае, если она следует законам своего, а не чьего-то чужого нацио-
нального бытия. Нация оказывается слабой, когда она сходит с пути своей самобытности,
своего самосознания, что и случилось с нынешней Россией.
Следует заметить, что эта ситуация не уникальна, так как истории известны, по
крайней мере, пять случаев свержения самодержавия на Руси, которые оканчивались ка-
тастрофой3. Например, единовластие Олега, замененное феодальной раздробленностью,
завершилось владычеством половецкой степи над русскими княжествами. Разрушение
монархии Андрея Боголюбского обернулось татарским игом. Борьба боярской олигар-
хии против самовластия Ивана Грозного породила «смутное время», а устранение мос-
ковского царства Петром I – открыло эпоху дворцовых переворотов. Падение же дина-
стии Романовых вызвало кровопролитную гражданскую войну4. Но во всех случаях, за
исключением последнего, самодержавие неизменно восстанавливалось.
Проводя параллели с зарубежным опытом, Солоневич писал, «что нигде в мире из
замены монархии республикой не вышло ничего»5, так как вместо Николая II возник Ста-
лин, Гогенцоллеры, Габсбурги и Карагеоргиевичи уступили место Гитлеру, Хорти и Тито,
а савойскую династию отстранил Муссолини.6 Более того, по его мнению, поражение ко-
ролевской власти во Франции привело к тому, «что самая передовая нация мира и, вероят-
но, самый талантливый народ Европы с первого места в мировой политике, культуре и эко-
номике сошел по меньшей мере на трехсполовинное»7. Поэтому Германия во второй поло-
вине XIX – первой XX веков дважды удалось оккупировать Францию и разбить ее
вооруженные силы.
Дабы избежать такой участи, Солоневич представил достаточно оригинальный
проект восстановления Народной Монархии в постсоветсткой России. Главная роль в
возрождении русского национального государства отводится русской интеллигенции,
которой и предстоит создать православную технотронную монархию, которая будет по-
строена не на вооруженном насилии, как феодализм, и не на голом «чистогане», как ка-
питализм, а на православной справедливости, на основах духовной свободы, духовной
непорабощенности человека.
Солоневич писал: «Будущая национальная власть в России обязана сделать то, что
сделали итальянский фашизм и германский национал-социализм: вернуть крестьянству
1 Ильин И. А. Указ. соч. – С. 266.
2 Там же.
3 См.: Солоневич И.Л. Математика и Россия // Коммунизм, национал-социализм и европейская
демократия. – М., 2003. – С. 110.
4 См.: там же. С. 109–110.
5 Солоневич И.Л. Математика и Европа // Там же. С. 111.
6 См.: там же.
7 См.: там же.
Общая теория государства
134
его почетное положение в нации и в Империи. Обеспечить его культурой, техникой и
экономической помощью»1.
Монархии необходимо опираться на широкое крестьянское самоуправление (во-
лостное земство). Но, помимо этого, «мощь и независимость России зависит от силы и са-
мостоятельности национальной промышленности»2. В целом, экономика грядущей Рос-
сии будет представлять сотрудничество государственного, земского, городского, коопера-
тивного и частного хозяйства3. Причем державная политика всегда должна защищать
интересы материнства, младенчества и старости4, черпая свои силы в православной ре-
лигии – источнике русского общежития5.
Кроме того, в государстве следует организовать общенациональное народное
представительство на основе двухпалатного парламента, причем верхняя палата должна
«строиться по территориальному признаку – представительство земских и городских са-
моуправлений, а нижняя – всеобщим голосованием, однако не на принципах пропор-
ционального представительства, а на принципах двух партий, как в США и Великобри-
тании, т.е. на основе мажоритарной избирательной системы»6.
Таким образом, Солоневич будущую русскую государственность представлял как
«монархию, работающую в самом тесном содружестве с Церковью, народным представи-
тельством, местным самоуправлением и частной инициативой, как империю, равно объ-
единяющую все входящие в ее состав национальности, опирающуюся на хозяйственный
строй, основанный главным образом на частной собственности и частной инициативе,
как общественный строй, основанный на полном равноправии всех граждан империи без
различия религии, расы, национальности и происхождения, как социальный строй, ру-
ками монархии гарантирующий гражданские и политические свободы от посягательств
социалистической бюрократии и капиталистической эксплуатации, как члена ООН, бо-
лее, чем кто-либо иной, заинтересованного в сохранении мира и порядка на земле»7.
Следует заметить, что концепция «технотронной православной монархии» есть
своеобразный противовес идеологам «глобальной империи Запада» – 3. Бжезинского,
Д. Белла и др., опередившая их почти на двадцать лет.
Анализируя работы Ильина и Солоневича, можно увидеть, как точки соприкосно-
вения (вера в возрождение России, восстановление монархии с опорой на национализм и
др.), так и расхождение (по поводу идеализации Ильиным дореволюционной России; ро-
ли правосознания, о котором Солоневич ни разу не упоминает и способов создания но-
вой Сверхдержавы).
Но самое главное то, что часть событий, описанных этими авторами в своих тру-
дах, уже сбылась – это падение Советского Союза как коммунистического оплота, что ста-
вит вопрос о перспективе монархической идеи в будущем.
Ведь у традиционной власти в России действительно был ряд очень ценностных
свойств, на которые в нынешнюю эпоху стоит обратить внимание. Это прежде всего чув-
ство ответственности – перед Богом, народом, что особенно важно – перед наследником,
1 См.: Солоневич И.Л. Народная монархия // В поисках своего пути: Россия между Европой и Ази-
ей. – М., 1994. – С. 150.
2 Там же. С. 151.
3 См.: Солоневич И.Л. Проект общеимперской программы // Коммунизм, национал-социализм и
европейская демократия. – М., 2003. – С. 158.
4 См.: там же. С. 159.
5 См.: там же. С. 156.
6 Солоневич И.Л. Проект общеимперской программы. С. 156.
7 Там же. С. 158–159.
Глава 5. Учения отечественных мыслителей
о форме Российского государства
135
которому надо было передать в сохранности государство. А ведь эта ответственность со-
вершенно особого рода – не перед абстрактным законом, а перед всем царствующим ро-
дом, его предками и потомками.