Соотношение категорий «форма государства» и «форма правления»
Forma dat esse rei1
В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наруж-
ный вид или внутреннее строение какого-либо предмета2, зачастую определяющего про-
цессы собственного становления и развития в объективной действительности3. Вместе с
тем, исследуя характеристики вещественного мира, человеку, как субъекту познания, не
стоит забывать, что категория формы тесно взаимосвязана с содержательной стороной
материи4. Поэтому изучение феномена политической организации общества, уяснение
социального назначения публичной власти невозможно без постижения системных обра-
зов государственного механизма, функционирующего в рамках правовых предписаний.
В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений
используется методологическая дефиниция «формы правления», неоднозначно трактуе-
мая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. Плюралистическое
толкование данной категории обусловлено тем, что многочисленные юридические шко-
лы отталкиваются в интеллектуальном осмыслении формального конструирования вер-
ховной власти суверенных держав от двух фундаментальных философских точек зрения:
идеалистической или материалистической5. Первая рассматривает идею как основопола-
гающую сущность материи, выраженной в форме, а вторая опирается на внешние, ося-
заемые признаки вещественного развития общественных отношений и явлений, опреде-
ляющих их структуру и предназначение.
Идеалисты (И.Е. Андреевский, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич и др.)
считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национально-
го духа, нравственности или религиозного мировоззрения6.
В противовес им, материалисты (В.С. Петров, А.И. Денисов, В.М. Сырых и т.д.) дока-
зывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-
осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограни-
ченностью территории, уровнем развития экономики, географическим положением стра-
ны, плотностью населения, соотношением классовых сил в обществе и т.д.7 При таком под-
ходе содержание считается определяющей стороной целого, представляет единство всех
составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и
тенденций, а форма предстает лишь способом существования и выражения материи8.
1 С лат.: «Форма дает бытие вещи» (древнеримское выражение).
2 См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 2001. – С. 489.
3 См.: Аристотель. Метафизика. – М.; Л. 1934. – С. 79.
4 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Соч. Т. 1. – М.; Л., 1929. – С. 224.
5 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 128.
6 См.: Андреевский И.Е. Русское государственное право. Том I. – СПб., 1866. – С. 41; Солоневич И.Л.
Народная монархия. – М., 1991. – С. 19; Ильин И.А. О сущности правосознания. – С. 130; Тихоми-
ров Л.А. К чему приводит наш спор? // Русское обозрение. – 1894. –№2. – С. 913–914.
7 См.: Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971. – С. 105–106.; Денисов А.И.
Сущность и форма государства. – М., 1960. – С. 18; Сырых В.М. Теория государства и права. – М.,
1998. – С. 61.
8 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – Ростов-н/Д, 2001. – С. 74.
Глава 4. Форма государства
61
Так, в марксизме форма правления неразрывно связана с соотношением классовых
сил в обществе, характером производственных отношений, уровнем культуры, тради-
циями и внешнеполитическими реалиями, существующими в определенных историче-
ских условиях. Другими словами, форма правления представителями этого направления
объясняется через классовую сущность самого государства, в рамках которого происхо-
дит соединение правящего класса с аппаратом публичного господства, превращающего
волю власть имущих лиц в нормы права, общеобязательные для всех индивидов, прожи-
вающих на подконтрольной им территории1.
В целом, следует признать, что, несмотря на значительные различия в подходах к
определению формы правления, эти теоретические позиции имеют и ряд общих методо-
логических установок.
Во-первых, они признают зависимость функционирования человеческого общест-
ва от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридиче-
ские, нравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей.
Во-вторых, любая форма рассматривается ими сквозь призму содержания.
В-третьих, идеалистический и материалистический подходы к анализу формы
правления являются ограниченными для понимания всех аспектов организации полити-
ческой власти в государстве2.
Западноевропейские юристы пытаются избежать вышеприведенных трудностей
путем отказа от выработки единого понимания какого-либо определения вообще. Они
стараются исследовать лишь видовые качества политических систем. Так, немецкий госу-
дарствовед Ф. Гизе выделяет три формы правления: абсолютизм, конституционализм и
парламентаризм3. Более того, он вводит понятие конституционного типа государства, в
рамках которого описывает монархию, аристократию и демократию4. Мюнхенский про-
фессор Г. Навяски, вообще, смешивая понятия «тип», «политический режим» и «форма»,
говорит о либеральных, демократически-эгалитарных, социалистических и национали-
стических видах государств5. Французский ученый Ж.-П. Жакке, например, в основу гра-
дации форм правления ставит принцип разделения властей6. По его мнению, те государ-
ства, которые знают относительно автономное существование органов законодательной,
исполнительной и судебной компетенции, имеют либо президентскую форму правле-
ния, как в США, либо парламентскую, как в ФРГ7. Страны, отвергающие принцип разде-
ления властей, при организации аппарата публичного управления народом используют
диктаторскую (авторитарную) форму правления (Германия 1933–1945 гг.) или режим со-
брания (III республика во Франции, СССР, Швейцария и т.д.)8.
Кроме того, Ж.-П. Жакке говорит еще о демократии – особой форме правления,
служащей воплощением народного суверенитета9. На практике она делится на два вида:
прямое (референдум, свободные выборы и т.д.) и представительное народоправство (дея-
тельность депутатов и других избираемых гражданами должностных лиц)10. Соотечест-
1 См.: Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 1998. – С. 61.
2 Серегин А.В. Современное учение о форме государственного правления: Учебное пособие. – Рос-
тов-н/Д, 2005. – С. 7.
3 См.: Giese F. Staatsrecht. Wiesbaden. 1956. S. 13.
4 См.: там же.
5 См.: Nawiasky H. Staatstypen der Gegenwart. St. Gallen, 1934. S. 198.
6 См.: Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. – М., 2002. – С. 92.
7 См.: там же. С. 92–99.
8 См.: там же.
9 См.: там же. С. 55.
10 См.: там же.
Общая теория государства
62
венник Ж.-П. Жакке политолог Ф. Бенетон формами правления называет «модальности
организации политического режима, определяемые взаимодействием между институ-
циональной и партийной системами»1. Он считает, что «на сегодняшний день существу-
ет два типа институциональных систем: парламентская... и президентская...»2.
Главным недостатком данных методологий является смешение критериев градации
различных способов организации власти, таких как доктринальное содержание идеологи-
ческих установок публичного управления и приемов определения волеизъявления широ-
ких масс населения. Вследствие этого, с помощью классификационных шаблонов различ-
ных форм правления разработанных Ж.-П. Жакке и Ф. Бенетоном, невозможно точно опи-
сать государства, в которых монархи возглавляют правительство, а законодательством
занимаются избранники народа (например, Хашимитское Королевство Иордания).
По мнению В.Е. Чиркина, страны, тяготеющие к формам правления, противопо-
ложным тем, что закреплены в их конституциях, могут иметь смешенные, «гибридные»
признаки3. Для таких государств он разрабатывает новую классификацию: «монархиче-
ские республики» (ОАЭ, Малайзия, Великобритания, Япония), «республиканской монар-
хии» (КНДР, Уганда, Тунис), полупрезидентские (Франция) и полупарламентарные рес-
публики (ФРГ)4. Представленная классификация державного управления вовсе не нова для
отечественной юридической науки. Так, еще в начале XIX столетия М.М. Сперанский в
работе «Руководство к познанию законов» описывал смешанные республики и монархии5, а
50 лет спустя К.Д. Кавелин предлагал установить в России «самодержавную республику»6.
Полагаем, что данные градации верховной власти в государстве, страдают внут-
ренней противоречивостью, ибо они пытаются искусственно установить консенсус меж-
ду реально существующими публичными отношениями и господствующими политиче-
скими догмами в обществе. Стоит помнить, что посреди двух противоположных мнений
лежит не истина, а проблема7, которую необходимо решать. Для этого лучше всего под-
ходит классическая система разделения формы правления на монархии и республики8.
Ведь «наиболее правильной является, та классификация государств, – писал В.М. Хвостов, –
в основу которой положены различия в организации верховной власти»9, олицетворяю-
щейся единоличным самодержцем или совокупностью представительных органов.
Вместе с тем государство на всем протяжении своего исторического развития име-
ет только ему присущие полномочия и обязанности, которые осуществляются посредст-
вом специального аппарата публичного господства. В результате этого возникают особые
правоотношения, регулирующие структурирование и функционирование верховного
управления в стране, которое в каждом отдельном случае имеет индивидуальные осо-
бенности10. Причиной публичного многообразия видов государственной организации
высшего уровня политического механизма являются специфические стереотипы право-
1 Бенетон Ф. Введение в политическую науку. – М., 2002. – С. 326.
2 См.: там же.
3 См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и
право. – 1994. – №1. – С. 110.
4 См.: там же. С. 111–115.
5 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. – СПб., 2002. – С. 71–79.
6 Кавелин К.Д. Полемика по поводу книги г. Натовича // Собр. соч. В 4-х т. Т. 2. – СПб., 1898. – С. 1120.
7 См.: Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957. – С. 393.
8 См.: Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. – Ростов-н/Д, 2003. –
С. 112; Марченко М.Н. Теория государства и права. – С. 300; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория го-
сударства и права. – С. 70; Скоков А.М. Современная теория государства и права. – С. 36-37.
9 Хвостов В.М. Общая теория права. – М., 1911. – С. 22.
10 См.: Серегин А.В. Актуальные проблемы теории государства: опыт русского консервативного
мышления в начале XXI века. – Ростов-н/Д, 2006. – С. 25.
Глава 4. Форма государства
63
вого сознания того или иного народа, занимающего главенствующее положение в держа-
ве. Практически всегда юридические конструкции конституционного господства верхов-
ной власти нивелируются фактическими общественными отношениями, отражающими
интеллектуально-нравственную оценку людей существующего и желаемого правопоряд-
ка. И «если законодатель не будет идти на поводу народного правосознания, – пишет
А.И. Овчинников, – то своим «независимым» правотворчеством он будет лишь увеличи-
вать объем «права в книгах», которое никто не будет реализовывать»1.
Таким образом, исследователь формы правления должен учитывать, что любой
юридический институт связан с породившей его национальной культурой. По этому по-
воду М. Вебер справедливо утверждал: «При полной формальной идентичности значи-
мых правовых норм культурное значение нормированных правовых отношений, а тем
самым и самих норм, может быть совершенно различным»2.
Следовательно, характер публичного управления гражданами в государствах мира
может принимать разнообразные формы, зависимые «частью от теоретических соображе-
ний, но еще в гораздо большей степени от состояния общества»3.
Данные обстоятельства легко объясняются мировоззрением К.Н. Леонтьева, счи-
тавшего, что форма есть идея, заключенная в материи4. Поэтому способ публичной кон-
кретизации политических идей является процессом формулирования правовых норм,
который есть функция правосознания5.
Испытывая воздействие вышерассмотренных факторов, современная юриспру-
денция, как и любая другая гуманитарная отрасль научного знания (философия, поли-
тология, социология и т.д.), не выработала единственно верного, универсального поня-
тия, описывающего феномен формы государства. Поэтому справедливо утверждение
столетней давности Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о госу-
дарственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение
понятий государства»6.
Большинство отечественных правоведов (А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, Н.И. Ма-
тузов, А.В. Малько, В.С. Петров, А.М. Скоков, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин и др.) последние
шестьдесят лет под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы
правления, формы государственного устройства и государственного (политического) ре-
жима7. При этом форма правления рассматривается ими в качестве системы органов вер-
ховной государственной власти. Под формой государственного устройства они понима-
ют особенности взаимодействия центрального аппарата публичного управления страной
с региональным. Государственный (политический) режим для представителей данного
направления является конкретным проявлением способов осуществления государствен-
ной власти в отдельно взятых исторических условиях8.
1 Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. – С. 191.
2 Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 381.
3 Чичерин Б.Н. Курс государственных наук. Часть III, Политика. – М., 1898. – С. 105.
4 См.: Леонтьев К. Н. Избранное. – М., 1993. – С. 80.
5 См.: Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. – Киев,
1968. – С. 49.
6 Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910. – С. 221.
7 См.: Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. – С. 105-106; Сырых В.М.
Теория государства и права. – С. 60; Марченко М.Н. Теория государства и права. – С. 298; Венге-
ров А.Б. Теория государства и права. – М., 2000. – С. 100; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория госу-
дарства и права. – С. 70; Скоков А.М. Современная теория государства и права. – С. 36; Чиркин В.Е.
Государствоведение. – М., 1999. – С. 131.
8 См.: там же.
Общая теория государства
64
В отличие от вышеизложенной позиции, в 1956 году Г.Н. Манов предложил ото-
ждествлять политический режим с понятием формы государства в целом, а форму прав-
ления и форму государственного устройства исследовать как его составные части1.
Болгарский ученый В. Цонев считает, что между формой государства и формой
правления нет никакого различия и эти категории абсолютно идентичны друг другу2.
По мнению А.И. Денисова, форму государства следует анализировать в узком и
широком смысле: в первом случае, это образ правления и государственного устройства, а
во втором – лишь форма правления3.
Достаточно оригинальный подход к пониманию формы государства предложил
Д.А. Керимов, который выделил внутреннюю и внешнюю форму государства4. В рамках
внутренней формы государства описывался политический режим, а внешняя – состояла из
формы правления и формы государственного устройства.
А.Г. Лапшин считает, что политический режим не является структурным элемен-
том формы государства, так как он характеризует его сущность, а не материальное про-
явление в лице верховных и территориальных органов публичного управления страной5.
Теоретик конституционного права А.А. Мишин утверждает, что форма государст-
ва имеет бинарную структуру: с одной стороны, она включает в себя форму правления, а
с другой – форму государственного устройства6.
С.А. Комаров видит в государстве, как и в любом другом объекте, совокупность
двух систем: функциональной (динамической) и организационной (статической)7. В рам-
ках его концепции форма государства в динамическом аспекте считается политическим
режимом, а в статическом – формой правления и формой государственного устройства8.
Для Л.П. Рожковой, «форма государственного устройства в значительной мере
производна от формы правления, поэтому оба эти понятия могут охватываться»9 общей
дефиницией «форма государства», под которой «целесообразно было бы понимать, пре-
жде всего, форму правления, а форму государственного устройства рассматривать как
конкретизирующий признак, – пишет она, – позволяющий дополнительно классифици-
ровать формы государства»10 в пределах основных градационных разрядов.
Данная дискуссия еще более осложняется тем, что некоторые ученые (например,
А.Б Венгеров, С.А. Комаров и В.В. Лазарев) в качестве равнозначного термина «форме го-
сударства» используют понятие «устройство государства»11. Но дореволюционная юри-
дическая мысль под формой государственного устройства фактически подразумевала
современную концепцию формы правления. Так, Б.Н. Чичерин писал: «Государственное
1 См.: Манов Г.Н. О понятии формы государства // Учен. записки Таджикского государственного
университета. Т. IX. Вып. 4. – М., 1956. – С. 7.
2 См.: Цонев В. Форма и содержание на държавата // Правна мисль. – 1969. – №3. – С. 82.
3 См.: Денисов А.И. Сущность и форма государства. – С. 18.
4 См.: Керимов Д.А. Сущность общенародного государства // Вестник Ленингр. ун-та. – 1971. – №23,
вып. 4. – С. 133.
5 См.: Лапшин А.Г. Возникновение и развитие формы социалистического государства. – М., 1965. –
С. 342.
6 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1996. – С. 78.
7 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1997. – С. 53.
8 См.: там же.
9 Рожкова Л.П. О понятии формы государства // Вопросы теории государства и права. – Саратов,
1983. – С. 96.
10 См.: там же.
11 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. – С. 100; Комаров С.А. Общая теория государства
и права. – С. 52; Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М., 2002. – С. 354.
Глава 4. Форма государства
65
устройство определяется строением верховной власти, которая является владычествую-
щим элементом в государстве. Различное строение верховной власти составляет различные
образы правления»1. Этой точки зрения придерживались Г.Ф. Шершеневич, И.А. Ильин,
В.И. Ленин и др.2
Зарубежные авторы не только не разрешают сложившиеся противоречия, а, на-
оборот, чрезвычайно обостряют научный спор о понимании формы государства. На-
пример, Ж.-П. Жакке различает две формы государства: унитарное и федеративное, ог-
раничиваясь анализом территориального господства публичной власти в стране3. Швей-
царский автор М. Имбоден, исходя из теории разделения властей, называет четыре типа
формы государства: монистический, дуалистический, тринитарный и квадративный4.
По мнению О.И. Чистякова, для того чтобы выйти из этой запутанной ситуации,
необходимо заменить категорию «формы государства» понятием «государственный ре-
жим», а форму государственного устройства – «организацией государственного единства»5.
Вместе с тем новые терминологические наименования вряд ли способны объеди-
нить различные научные направления, ибо юриспруденция не стоит на месте и постоян-
но обогащается знаниями, идеями и фактами. Так, изменчивость, неустойчивость, спо-
собность к эволюции (инволюции) форм государства предлагается анализировать в рам-
ках категории политической динамики6. А.И. Овчинников и А.А. Тащиян доказывают
целесообразность того, что форма государства должна рассматриваться не только в пре-
делах ее основных компонентов: формы правления, формы государственного устройства,
политического режима, но и с учетом дополнительного элемента: политико-правового
режима национальных отношений, раскрывающего специфику этнической структуры по-
литического механизма конкретного государства7. И.А. Иванников считает, что в будущем
большое теоретическое значение приобретет исследование «гетерогенных и гетерономных
факторов форм государства»8, отражающих степень зависимости и соответствия форм
конкретных государств исторически сложившимся общественным отношениям9. Данная
тенденция прослеживается в попытке белорусских ученых А.Ф. Вишневского, Н.А. Горба-
тока и В.А. Кучинского объединить в определении понятия формы государства рацио-
нальные и иррациональные основы публичного управления: организацию и устройство
политической власти, социальное назначение государственных институтов, историче-
ские, экономические и национальные особенности державы, уровень развития демокра-
тии в стране10. Кроме того, эти авторы соглашаются с тем, что в конечном счете форма
1 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. – М., 1898. -
С. 105.
2 См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. Вып. 1. – С. 222; Ильин И.А. Общее учение о
праве и государстве // Собр. соч. в 10 т. Т. 4. – С. 134; Ленин В.И. Три конституции или три поряд-
ка государственного устройства // ПСС, изд 5. Т. 10. – М., 1961. – С. 332–333.
3 См.: Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. – С. 42.
4 См.: Imboden M. Die Staatsformen. Basel-Stuttgart. 1959. S. 45.
5 См.: Чистяков О.И. Об «организации государственного единства» вообще, России в частности и в
особенности // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Право. – 2003. – №3. – С. 6.
6 См.: Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – С. 354; Гукежиоков М.Х. Проблемы клас-
сификации форм государства: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. – Саратов,
2000. – С. 26.
7 См.: Овчинников А.И., Тащиян А.А. Национальный вопрос в истории политико-правовой мысли.
– С. 65.
8 См.: Иванников И.А. Толковый словарь по теории права. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 101.
9 См.: Иванников И.А. Место формы государства в системе обеспечения эффективности государ-
ственной власти // Ученые записки юридического факультета РГУ. Сборник научных трудов.
Выпуск 5. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 92.
10 См.: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. –
2-е изд. – Минск, 2004. – С. 91–92.
Общая теория государства
66
государства представляет собой сложную «причудливо переплетенную совокупность его
признаков, сформировавшихся под воздействием объективных и субъективных причин,
отличающих одно государство от другого»1. В.Д. Перевалов дополняет учение о форме
государства категорией «публичный порядок», в основе которого базируются традиции
гражданского общества, менталитета населения, правосознания чиновников, отношение
__________государства к гражданам, обычаи делового оборота и т.д.2
Таким образом, исследователь формы государства обязан не только рассматривать
внешнюю структуру публичных учреждений страны, но и учитывать идеальные компо-
ненты политического устройства, которое, по справедливому замечанию Э.А. Позднякова,
«есть продукт и манифестация собственного духа данного народа и ступени развития его
сознания»3. Следовательно, уникальное состояние национального социума требует орга-
низации народа в самобытную форму государства. Вместе с тем абстрактные образы прав-
ления имеют значение достаточно относительное. Поэтому «самая идеальная теория госу-
дарственной формы останется мечтой или произведет только смуту, – отмечал Б.Н. Чиче-
рин, – если она не отражает жизненные условия, к числу которых принадлежат
особенности народа, склоняющие его к тому или другому политическому устройству»4.
По мнению И.Е. Андреевского, связано это с тем что, в форме любого государства выраже-
на его нравственная природа, отношение к общечеловеческому прогрессу, гражданским
свободам личности, интересам отдельного лица и всего общества в целом5. Но такая пози-
ция вовсе не является основанием для отрицания классической интерпретации формы го-
сударства через совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного
устройства и государственного (политического) режима, так как основания своего генезиса
они черпают в первичных признаках государственности – народе, власти, территории6.
Кроме того, правовой союз лиц, которым является государство, должен иметь всеобщий
интерес, заставляющий громадные массы населения выступать как единое целое на меж-
дународной арене7. Отсутствие политического согласия в стране чревато анархией, граж-
данскими войнами и распадом некогда целостного государственного организма. Ключе-
вую роль в формировании духовного единства граждан любой державы играют укоре-
нившиеся в народе обычаи, нравы, культурные ценности, религиозные догмы и
стереотипы мышления. Все эти факторы концентрированно выражаются или черпают
свою силу в правосознании индивидов, которое приводит в действия механизмы, структу-
рирующие форму публичного господства в обществе. По существу, посредством политиче-
ской власти духовно-нравственная идея государства под влиянием человеческой воли и ин-
теллекта превращается в реальный исторический процесс8. Следовательно, прав И.А. Иван-
ников, предлагающий в качестве дополнительного критерия категории формы
государства рассматривать наличный уровень правосознания населения конкретной стра-
ны9. Наряду с этим, правосознание народа не стоит выделять в самостоятельный компо-
нент формы государства, так как оно является органической частью формально юридиче-
1 Там же. С. 92.
2 См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М., 2005. – С. 83.
3 См.: Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995. – С. 135.
4 Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1900. – С. 319.
5 См.: Андреевский И.Е. Русское государственное право. Том I. – СПб., 1868. – С. 41.
6 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. – С. 101.
7 См.: Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. в 10 томах. Т. 4. –С. 112.
8 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Соч., Т. VIII. – М.;Л., 1935. – С. 45.
9 См.: Иванников И.А. Проблема эффективности государственной власти в Российской Федера-
ции. – Ростов-н/Д, 2004. – С. 39.
Глава 4. Форма государства
67
ских и фактических конструкций формы правления, формы государственного (политико-
территориального) устройства и государственного режима1.
Кроме того, материализация правосознания в порядке формирования и деятель-
ности высших органов государственной власти опосредуется правовым мышлением,
представляющим собой «процесс понимания окружающей индивида социально-
правовой действительности»2, результатом которого являются особые привычки и сте-
реотипы поведения. В результате такого генезиса державных институтов публичного
управления выстраивается комплексная цепочка формально-правового, идеологического
и политико-аппаратного единства, составленного из правового сознания и системы выс-
ших органов государственной власти, соединенных в общую категорию формы государ-
ства посредством правового мышление.
Исходя из этого, следует сделать ряд выводов.