И национальная функции государства
Понятие функции введено в научный математический оборот Г.В. Лейбницем на
рубеже XVII–XVIII вв. в качестве переменной величины, зависимой __________от других величин,
изменяемых определенным образом1.
Вместе с тем достаточно трудно достоверно определить, когда произошла юриди-
зация данного понятия. Например, о функциях в социологическом аспекте писали уже в
середине XIX в. такие мыслители, как О. Конт, К. Маркс и Г. Спенсер. В 1900 г. в Гейдель-
берге Г. Еллинек опубликовал работу «Общее учение о государстве», в которой целая
глава была посвящена функциям государства, рассматриваемым исключительно в право-
вом смысле.
Необходимость изучения функций публичного управления является предпосыл-
кой познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального
смысла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, иначе
говоря, его сущности.
Кроме того, значение вопроса о функциях государства обусловлено тем, что они
определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов полити-
ческого управления обществом как сложной социально-иерархической системой. Наряду
с этим, следует обратить внимание на то, что содержание понятия «функция государст-
ва» может быть раскрыто через следующие суждения:
1) это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность
подразделяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели,
сил, материально-технических средств, методов и, как следствие, продукта деятельности;
1 См.: Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права: Учебное посо-
бие. – Ростов-н/Д, 2002. – С. 130.
Общая теория государства
28
2) функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущи-
ми только государству, так как они могут осуществляться негосударственными организа-
циями. Например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогич-
ные и в конечном счете общие функции. Это явление можно назвать функциональным
монизмом в организации общественной жизни;
3) специфика функций государства состоит в том, что публичная власть посредством
органов политической власти придает им общеобязательный характер1;
4) функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом в
рамах одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные соци-
ально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями поли-
тического господства данного класса в конкретную историческую эпоху;
5) посредством функций государство реализует свое социальное назначение;
6) государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организацион-
но-технической точки зрения (но не тождественные) функции;
7) к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые
непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту
роль опосредованно;
8) понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удель-
ным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специа-
лизированного звена в государственном аппарате – достаточно самого факта выполнения
такой деятельности государством;
9) каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы
функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.
Главными признаками функций государства являются:
а) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и дости-
жение определенных целей на каждом историческом этапе развития общества;
б) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в определенной
сфере жизни общества;
в) реализация функций осуществляется в определенных правовых формах: законо-
творческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной2.
Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в
подходах к определению понятия «функция» вообще и функции «государства» в частно-
сти. Так, на рубеже 60–70-х гг. под функцией понимался «способ поведения, присущий
какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или
той системы, в которую он входит»3. На этом основании Л.И. Каск писал: «Функция како-
го-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в опреде-
ленной системе отношений»4. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого
понятия: «Функция – отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из
них сопутствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения по-
следствий (благоприятных, неблагоприятных – дисфункциональных или нейтральных –
афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах
объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках
некоторого целого (функционирование)»5. В первом, более раннем определении, акцент
1 См.: Скоков А.М. Современная теория государства и права: Учебное пособие. – Ростов-н/Д,
2005. – С. 50.
2 См.: Там же. С. 51.
3 Философская энциклопедия. Т. 5. – М., 1970. – С. 418.
4 Каск Л.И. Функции и структура государства. – Л., 1969. – С. 4.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 718.
Глава 2. Сущность государства
29
делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором,
более позднем, – на «отношении» между объектами, т.е. акцентируется сущностная сто-
рона функции. В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки про-
блемы, «разнообразие мнений» в определении понятия функции государства «прежде
всего, объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление.
Причем во всех случаях сущность любой функции (и в природе, и в обществе) остается
единой. Тогда как ее явления обнаруживаются все больше по мере развития общества,
государства и науки». По его мнению, «на сущностном уровне любые функции могут
быть отношениями и ничем иным»1.
В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается
в триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции.
Так, Г. Еллинек, определяя функции государства, различает «материальные»
функции, как «основные направления государственной деятельности», и «формальные»,
т.е. «функции определенных групп органов». Первые рассматриваются им как функции
государства, которые «обусловливаются... тем, что деятельность государства направлена
на достижение его целей». С этой точки зрения функции государства – это средства дос-
тижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить
функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и
формальным проявлениям власти. Он считал, что «конкретное содержание деятельности
государства всегда может быть определено только эмпирически, и притом только для от-
дельного государства в данный момент его существования». Поэтому, по его мнению,
«безусловно, ненаучны все попытки дать исчерпывающее представление о государствен-
ной власти путем простого перечисления ее функций по их содержанию»2.
Юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как
направленной его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на
общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя опреде-
ленные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно по-
средством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулиро-
вания общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.
Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития об-
щества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние3.
Таким образом, функции государства – это основные направления его деятель-