Элементарная материя юридического
Познания теории государства и права
Глава 1. Концептуальные основы исследования теории
Государства и права
История зарождения и развития научного знания
О государстве и праве
Проблемами государства, права и правовых явлений люди занимаются с глубокой
древности. Одним из величайших мыслителей античного мира, заложившим основы на-
учного изучения общей теории государства и права, является Платон. В его философских
диалогах «Государство», «Законы», «Политик» изложены патриархальная концепция
происхождения государства, учение о формах государственного устройства, законода-
тельства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических
знаний о природе государства и права связано с именами Аристотеля, Цицерона, Поли-
бия, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Данте Алигьери,
Н. Макиавелли и др.
Вместе с тем лишь в XVII столетии появляется первая энциклопедия права под
собственным именем. В 1638 г. Гуниус (Hunius) выпускает Encyclopaedia iurius universi,
направленную, главным образом, на достижение пропедевческих целей, связанных с вве-
дением в изучение юриспруденции с помощью краткого догматического изложения от-
дельных правовых дисциплин и исторического очерка изменений в праве1. Особого вни-
мания в становлении теории государства и права в качестве самостоятельной дисципли-
ны заслуживает учебное пособие Христиана Томазия, написанное в 1699 г. и известное
под названием «Суммарный очерк основных учений, которые необходимо знать студен-
ту-юристу и учить в университетах»2.
Лучшим образцом эмпирической (положительной) энциклопедии права во второй
половине XVIII века было произведение Иоанна Стефана Пюттера, названное в первом
издании 1757 г. Эскизом, а во втором – 1767 г. – Опытом юридической энциклопедии.
В 1792 г. Густав Гуго опубликовал свою «Энциклопедию права», основанную исключи-
тельно на рациональных началах западно-европейской философии. В этот исторический
период, по аналогии с юридическими энциклопедиями, появляются особые энциклопе-
дии государства под редакцией Шлецера, Рессига и др.3
Однако единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы
английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 1832 г., который
выделял общее право и национальное право4.
Общая теория государства и права получила широкое развитие во второй полови-
не XIX века в трудах немецкого ученого А. Меркеля. По его мнению, в отличие от других
юридических наук, общая теория государства и права есть абстрактная область знаний,
изложенных в системном порядке. Иную точку зрения на природу общей теории госу-
1 См.: Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. – 3-е изд. – СПб., 2001. – С. 29.
2 См.: там же.
3 См.: там же. С. 46.
4 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – Ростов-н/Д, 2001. – С. 5.
Глава 1. Концептуальные основы
исследования теории государства и права
дарства и права отстаивал соотечественник А. Меркеля – Щютце. Он исходил из того, что
эта дисциплина дублирует философию права. В целом, в XIX веке в германских универ-
ситетах царил дуализм: наряду с энциклопедией права преподавали философию права.
В России до 1835 г. на юридических факультетах читали философию права. В рам-
ках этого учебного предмета теорию права рассматривали как метафизическое учение об
абсолютных началах права, коренящихся в положительном опыте исторической эволюции
правоотношений. С 1835 г., после принятия нового университетского устава, философию
права заменили энциклопедией права, которая представляла собой краткий очерк всех
юридических наук в совокупности1. Некоторые российские ученые начала XX века ото-
ждествляли энциклопедию права и общую теорию права. Так, Г.Ф. Шершеневич писал:
«…общая теория права есть – теоретическая часть философии права в единственно воз-
можном ее содержании»2.
После революции 1917 г. в Советской России теория государства и права стала на-
зываться марксистко-ленинской теоретико-методологической наукой, составляющей яд-
ро всей юриспруденции.
В настоящее время теория государства и права не ориентируется на монистиче-
ское восприятие государственно-правовых явлений, а исходит из плюралистического
толкования основ правовой материи.
По мнению Д.А. Керимова, современная теория государства и права «включает в
себя две основные части: социологию государства и права и философию государства и
права, водораздел между которыми проходит… по линии онтологического и гносеологи-
ческого изучения»3.
Практически весь XX век отечественная теория государства и права базировалась
на идеи неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Причем
советская правовая традиция стояла на этатистской позиции, в соответствии с которой
государство доминирует над правом, воплощая в нем волю экономически и политически
господствующего класса. Вследствие этого, ряд теоретиков предприняли попытку рас-
смотреть отдельно друг от друга теорию права и теорию государства, пытаясь освободить
право из «оков» государственной опеки. Так, В.А. Козлов отмечал, «собственные законо-
мерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаи-
мосвязь между государством и правом стала трактоваться… как причинно-следственная
зависимость права от государства»4. В противовес данной точке зрения, А.В. Малько зая-
вил, что связь права и государства – это аксиома, которую не стоит доводить до этатист-
ского уровня правопонимания, при котором право определяется исключительно в каче-
стве инструмента публичного управления5.
Такой подход, считает И.А. Иванников, представляется наиболее верным, ибо он
тесно связан с воззрениями русской юридической науки второй половины XIX – начала
XX вв., рассматривавшей вопросы государства в курсе теории права6.