Формирование нравственного поведения
ТЕМА 12
^ Значение этичного поведения в деловых отношениях
Этичноеповедение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Это положение справедливо как на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень, или макроперспектива, учитывает важность этики в масштабе экономической системы. Неэтичное поведение искажает, деформирует рыночную систему, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Микроуровень, или микроперспектива, рассматривает важность этики для отдельно взятой компании. В долгосрочной перспективе неэтичное поведение приводит к ухудшению результата деятельности. Начнем с обсуждения макроперспективы.
Макроперспектива
Все большее число стран полагается на рыночную систему как на механизм распределения товаров и услуг. В этих странах считают, что хотя рыночная система и несовершенна, она является более действенным и эффективным средством распределения национальных ресурсов, чем любая из когда-либо изобретенных командных систем (командная система — это экономическая система, в которой национальные ресурсы распределяет центральная власть.)
Для того чтобы рыночная система работала эффективно, необходимо соблюдение нескольких условий. Это:
• право владеть частной собственностью и управлять ею;
• свобода выбора при приобретении и продаже товаров и услуг;
• доступность точной информации о товарах и услугах.
Владение частной собственностью необходимо для совершения обмена. Свобода выбора при обмене позволяет конкурентным силам регулировать рынок. Точная информация дает покупателям возможность находить на рынке необходимые им товары и услуги, благодаря чему они могут пользоваться свободой выбора.
Частная собственность существенно важна для обмена. Обладание частной собственностью предполагает защиту этой собственности от обмена без согласия ее владельца. Для того чтобы рыночная система работала, вы должны иметь право частной собственности, и ваше право собственности должны уважать.
Свобода выбора при обмене предполагает, что вы можете купить любой товар, какой пожелаете, если у вас есть деньги для оплаты покупки. При каждой покупке покупатель «голосует» своими деньгами. Ресурсы распределяются в пользу товаров и услуг, имеющих спрос у потребителей. Например, если вы довольны купленным плейером, то распределение было успешным. Если же приобретение вас разочаровало, значит, рынок работает неудовлетворительно. Вы получили неверную информацию и своей покупкой «проголосовали» за скверный продукт.
Вся совокупность товаров и услуг в стране с рыночной экономикой распределяется между людьми на основе сделанных ими покупок. Каждый человек покупает те товары и услуги, которые, по его убеждению, лучше всего удовлетворят его личные потребности. В целом товары и услуги распределены самым эффективным из возможных способом, т.е. в соответствии с их ценностью в глазах покупателей. Таким образом, рыночное распределение товаров и услуг стимулирует движение ресурсов к максимально эффективному их использованию. Это утверждение справедливо до тех пор, пока между субъективным восприятием ценности товара в момент покупки и субъективным восприятием его ценности в процессе пользования существует тесная корреляция.
Проблемы возникают, когда или покупатели, или продавцы несвободны при обмене либо когда информация о товаре или услуге неверна. В таких случаях рыночная система не может функционировать должным образом, поэтому люди вынуждены покупать продукты и услуги, дающие им меньшую удовлетворенность, чем они могли бы получить при приобретении других товаров и услуг. Поскольку рыночная система распределяет ресурсы на основе объема продаж, производство тех товаров и услуг, которые приносят меньшее удовлетворение, расширяется, а тех, которые обеспечивают большее удовлетворение, свертывается. Таким образом, при таком субоптимальном распределении ресурсов общая удовлетворенность потребителей меньше той, какая могла бы достигаться при другом распределении.
^ Последствия неэтичного поведения в макроперспективе.
Взяточничество. Взяточничество ограничивает свободу выбора, изменяя условия принятия решений. Взятку используют для того, чтобы сделать один из вариантов выбора более привлекательным для лица, принимающего решение. Порождаемый взяткой соблазн состоит в том, что человек, принимающий решение, может увеличить свою личную выгоду, связанную с выбором, за счет дополнительного незаработанного дохода. Хотя этот человек в результате получает выигрыш, руководствуясь при выборе решения корыстными соображениями, сам по себе такой выбор обычно менее привлекателен и в целом приносит меньшее общее удовлетворение. Иначе зачем было бы давать взятки? Таким образом, взятки приводят к перераспределению ресурсов в пользу менее желательных вариантов решений. Поскольку взяткодатель непременно возместит себе средства, пошедшие на взятку, конечная стоимость избранного лицом, принимающим решение, альтернативного варианта зачастую оказывается более высокой. Акты принуждения,препятствующие ведению дел между продавцом и определенными клиентами, или покупке товаров у определенных продавцов, или приобретению покупателями каких-то конкретных продуктов либо услуг акты принуждения в форме угроз или применения силы — снижают эффективность конкуренции. Это, как правило, приводит к росту цен и, возможно, к сужению ассортимента и снижению качества имеющихся на рынке продуктов и (или) услуг по сравнению с тем, которое могло бы быть при более интенсивной конкуренции. Повышение цен сокращает спрос на товары или услуги. Следовательно, в производство товаров или услуг идет меньше ресурсов, чем пошло бы при не ограниченной принуждением конкуренции. Возможно, что удовлетворенность покупателей продуктами и (или) услугами также снизится вследствие падения эффективности. Введение в заблуждение.Информация, вводящая в заблуждение создает ложное впечатление, и в результате покупатели выбирают товары и услуги, приносящие им меньшее удовлетворение, чем то, какое они получили бы, делая свои приобретения на основе точной информации. Кроме того, ложная информация может привести к тому, что поставки будут производиться в сроки, отличающиеся от обещанных. Из-за подобных сбоев происходят нарушения производственных циклов и, следовательно, возрастают издержки производства. Людям приходится платить больше, а покупать меньше, чем они могли бы при своевременных поставках. Ложные обещания доставок товаров потребителям также могут увеличить издержки. Информация, не соответствующая действительности, приводит к неоправданному расходованию средств, которые можно было бы потратить на другие цели. Доставка продуктов и оказание услуг, отличающихся от обещанных, также искажают работу системы. В этом случае ресурсы направляются на поставленные продукты и оказанные услуги, а не на те товары и услуги, которые пользуются реальным спросом. Воровство.Воровство значительно повышает стоимость предоставления продуктов и (или) оказания услуг. Ущерб, причиненный воровством, должен быть восполнен за счет увеличения доходов, что приводит к росту цен. Искусственно завышенные из-за воровства цены снижают спрос, а следствием этого является неправильное распределение ресурсов. В крайних случаях воровство может привести к тому, что расхищаемые продукты или услуги просто исчезнут с рынка.
^ Несправедливая дискриминация.Наконец, вследствие несправедливой дискриминации потребители нередко приобретают продукты или услуги у менее компетентных специалистов или же выше ценят товары и услуги тех фирм, против которых осуществляется дискриминация. Мы снова становимся свидетелями неправильного распределения ресурсов. Несправедливая дискриминация обычно приводит к снижению уровня удовлетворенности по сравнению с тем, какой существовал бы при справедливой дискриминации.
Ограничения свободы действий в форме взяточничества, принуждения, введения в заблуждение и несправедливой дискриминации могут породить неточную или ложную информацию. Последняя, в свою очередь, вызывает субоптимальные сдвиги цен, продаж товаров и оказания услуг. Воровство может привести к развалу рынка и в лучшем случае - к искусственному росту цен. Выбор товаров и услуг, который делают потребители, не отражает свободный выбор покупателей и продавцов и ведет к неправильному распределению имеющихся в стране ресурсов. Ограничения свободы, недостоверная информация и воровство ассоциируются с неэтичным поведением. Таким образом, в макроперспективе этичное поведение является непременным условием эффективного функционирования рыночной системы.
^ Микроперспектива: этика и доверие
Этика, рассматриваемая с позиции отдельно взятой компании, тесно связана с доверием. Большинство людей согласятся с тем, что для установления доверия поведение должно быть этичным. Хотя только этичного поведения недостаточно, чтобы завоевать доверие, тем не менее оно необходимо. Объем литературы, посвященной важности доверия в деловых отношениях, непрерывно возрастает. Доверие будет служить переменным показателем уровня этичности. Если доверие важно, а этичное поведение необходимо для завоевания доверия, значит, этика столь же важна, как и доверие. Этичное поведение — неотъемлемый компонент становления и сохранения доверия.
Бернард Барбер утверждает, что есть два типа доверия: «доверие как ожидание технически компетентной работы и доверие как ожидание фидуциарной ответственности». Оба типа действуют в пределах одного бизнеса и между различными видами бизнеса. От людей, нанятых на работу, ожидают компетентности. Если эти люди имеют дело с посторонними контрагентами, они также представляют интересы предприятия. Бизнес ведут, полагаясь на слово, рукопожатие или рассчитывая на честность и порядочность другой стороны. Доверие в контексте бизнеса повышает его эффективность, снижает издержки и делает жизнь более приятной.
В деловой практике широко приняты две нормы.
1. Обязательства должны быть исполнены во всех ситуациях; бизнесмен не может не сдержать своего слова.
2. Человек (или компания) обязан производить хороший продукт и гарантировать качество своего товара.
^ Доверие складывается из трёх фундаментальных элементов: предсказуемости, надёжности и веры.
Предсказуемостьимеет свойство устранять неожиданности, которые в деловой среде обычно не приветствуются.Надёжностьдаёт гарантию того, что человек будет действовать так, как этого от него ожидают. Верав данном случае означает уверенность в том, что человек и впредь будет предсказуем и надежен. Потребность в доверии возникает, когда вы сталкиваетесь с тем или иным риском. Доверие к лицу или компании развивается на основе опыта, накапливаемого с течением времени.
^ Доверие в отношениях с поставщиками. Отношения обмена основаны на уверенности обеих сторон в том, что каждая из них выполнит свои обязательства и тем самым сведет к минимуму неожиданности. Взаимное доверие способствует сотрудничеству.
^ Доверие в отношениях с клиентами. Контакт между поставщиком и клиентом реализуется через торговый персонал и отдел сбыта. Клиенты доверяют продавцам, которые поставляют товары и услуги приемлемого качества в обещанные сроки. Для поддержания доверия необходима честность и компетентность (в получении информации о новых и уже существующих продуктах и услугах).
^ Доверие в отношениях с наёмными работниками. Атмосфера доверия обеспечивает улучшение обмена информацией, большую предсказуемость, большую надежность и взаимопонимание сотрудников; способствует открытости и готовности непредвзято слушать и воспринимать критику, уменьшению текучести кадров, а также снижению напряженности, возникающей между работниками. Джитен-дра Мишра и Молли Моррисси называют следующие факторы, укрепляющие доверие:
• открытый обмен информацией;
• наделение рабочих большим правом участия в принятии решений;
• обмен ключевой информацией;
• подлинный обмен мнениями и чувствами.
Эти выводы соответствуют результатам проведенного на предприятиях GM исследования, в ходе которого было выявлено пять факторов, по-видимому, служащих показателями доверия к работникам. Вот эти факторы:
• восприятие открытого и честного общения на верхнем и на нижнем уровнях организационной лестницы;
• справедливое и корректное отношение к группам сотрудников;
• общность целей и ценностей, разделяемых рядовыми работниками и руководителями;
• отсутствие пристального, мелочного надзора как признак личного доверия к работникам;
• обратная связь между руководителями и рядовыми работниками по вопросам эффективности деятельности сотрудников и их обязанностей.
^ Доверие — важный элемент процесса наделения работников властными полномочиями, или субъектностью. Джей Конджер и Рабиндра Канунго определяют этот процесс как «усиление чувства собственной значимости у членов организации. Этот процесс проходит через идентификацию условий, способствующих бессилию, и устранение этих условий формальными организационными процедурами и неформальными методами предоставления значимой информации»Чувство собственной значимости — это уверенность человека в том, что он обладает достаточными полномочиями, чтобы влиять на что-то. Стратегии менеджмента и методы, усиливающие у работников чувство собственной значимости, включают участие в управлении, определение целей, разработку системы обратной связи и обогащение производственных задач.
^ Важность общественного восприятия
История с Тайленолом, когда компания действовала при разрешении кризиса открыто, подкрепила в обществе доверие, создаваемое и наращиваемое компанией на протяжении многих лет. Доверие общества сохранилось в случае с Johnson & Johnson, когда компания предприняла быстрые и заботливые действия, заменив клиентам лекарство бесплатно. Случай с микропроцессором - профессор Найсли.
^ ТЕМА 13
Рыночный подход
Действенность подхода в том, что он обеспечивает готовую форму регулирования деятельности корпорации, устраняя надобность в бюрократическом вмешательстве государства. Согласно рыночному подходу, как только мы поручаем регулирование деятельности корпорации чему-либо, кроме рынка, мы таким образом открываем ящик Пандоры с бюрократическим управлением и экономической неэффективностью. Таким образом, решая одну проблему, мы создаём много новых. Однако, проблема «последствий», или побочных эффектов, конечно же немалая. И ещё менее привлекательным будет выглядеть рыночный подход, если мы откажемся от представления о свободной конкуренции на рынке и признаем существование многих форм давления на рынок со стороны олигархов и монополий. Но тем не менее такой подход к корпоративной социальной ответственности приобрёл много последователей в США и других странах.
^ Подход с позиции государственного регулирования
Многие аргументы «за» и «против» этого подхода зависят от представления конкретного человека о правительстве и человеческой природе. Большинство приверженцев этого подхода рассматривают государственные структуры в качестве правомочных надзирателей над деловой жизнью, хотя государственное регулирование необязательно является совершенным. Боле того, они считают, что люди по своей природе обычно нуждаются в довольно сильных устрашающих средствах, чтобы удержаться от греха (различными юридическими способами).
Аргумент в пользу этого подхода: закон часто используется как основа для принятия этических решений, несмотря на то, что плохо приспособлен для этих целей. Причина этого, по-видимому, в низком нравственном уровне большинства граждан. Закон не может выполнять благую роль нравственного воспитателя в обществе, это должен быть «хороший» закон, то есть хорошо продуман, четко сформулирован и последовательно проводиться в жизнь. Большинство законов редко удовлетворяют хотя бы одному из этих требований. Это значительно понижает нравственно-воспитательную роль государственного закона. Уголовное законодательство грешит непоследовательностью, а гражданское в большинстве стран уступает уголовному в ясности.
А также хотя на какое-то государственное ведомство возложена задача по регулированию деятельности какой-либо отрасли промышленности, чаще всего оно само попадает в зависимость от отрасли.
1.
Отрасль требует специфического подхода в управлении, и государственным служащим приходится прибегать к помощи экспертов, работающих в этих отраслях, что приводит к отсутствию должной критичности, к самообслуживанию в управлении.
2.
Служащие попадают в государственные управленческие структуры из соответствующей отрасли и по окончании государственной службы вновь возвращаются в отрасль. У служащего возникает внутренний конфликт.
Подход с позиций государственного регулирования показал себя эффективным в некоторых отраслях управления бизнесом (особенно в защите прав потребителей). Более того, мы не знаем как сильно могут ухудшиться дела, если бизнес хоть в малой степени не будет регулироваться государством.
^ Подход с позиции корпоративной совести
Сила этого подхода в том, что его критерием является моральная ответственность, возникшая внутри корпорации, а не какой-нибудь фактор внешний по отношении к ней. Таким образом, есть возможность для саморегулирования, а нерегулирования спроса и предложения государственными структурами. В свете вышесказанного, т.е. неспособности государства и рынка к стимулированию высокоэтичного поведения, подход с позиции корпоративной совести представляет собой многообещающий способ внешнего регулирования.
Двигатель этого подхода – здоровая, этически выдержанная корпоративная культура. Ценности этой культуры могут быть сведены в этический кодекс корпорации или просто отразиться в её репутации. В таком случае данный подход опирается на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство, и подчинённые.
ТЕМА 12
^ Значение этичного поведения в деловых отношениях
Этичноеповедение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Это положение справедливо как на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень, или макроперспектива, учитывает важность этики в масштабе экономической системы. Неэтичное поведение искажает, деформирует рыночную систему, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Микроуровень, или микроперспектива, рассматривает важность этики для отдельно взятой компании. В долгосрочной перспективе неэтичное поведение приводит к ухудшению результата деятельности. Начнем с обсуждения макроперспективы.
Макроперспектива
Все большее число стран полагается на рыночную систему как на механизм распределения товаров и услуг. В этих странах считают, что хотя рыночная система и несовершенна, она является более действенным и эффективным средством распределения национальных ресурсов, чем любая из когда-либо изобретенных командных систем (командная система — это экономическая система, в которой национальные ресурсы распределяет центральная власть.)
Для того чтобы рыночная система работала эффективно, необходимо соблюдение нескольких условий. Это:
• право владеть частной собственностью и управлять ею;
• свобода выбора при приобретении и продаже товаров и услуг;
• доступность точной информации о товарах и услугах.
Владение частной собственностью необходимо для совершения обмена. Свобода выбора при обмене позволяет конкурентным силам регулировать рынок. Точная информация дает покупателям возможность находить на рынке необходимые им товары и услуги, благодаря чему они могут пользоваться свободой выбора.
Частная собственность существенно важна для обмена. Обладание частной собственностью предполагает защиту этой собственности от обмена без согласия ее владельца. Для того чтобы рыночная система работала, вы должны иметь право частной собственности, и ваше право собственности должны уважать.
Свобода выбора при обмене предполагает, что вы можете купить любой товар, какой пожелаете, если у вас есть деньги для оплаты покупки. При каждой покупке покупатель «голосует» своими деньгами. Ресурсы распределяются в пользу товаров и услуг, имеющих спрос у потребителей. Например, если вы довольны купленным плейером, то распределение было успешным. Если же приобретение вас разочаровало, значит, рынок работает неудовлетворительно. Вы получили неверную информацию и своей покупкой «проголосовали» за скверный продукт.
Вся совокупность товаров и услуг в стране с рыночной экономикой распределяется между людьми на основе сделанных ими покупок. Каждый человек покупает те товары и услуги, которые, по его убеждению, лучше всего удовлетворят его личные потребности. В целом товары и услуги распределены самым эффективным из возможных способом, т.е. в соответствии с их ценностью в глазах покупателей. Таким образом, рыночное распределение товаров и услуг стимулирует движение ресурсов к максимально эффективному их использованию. Это утверждение справедливо до тех пор, пока между субъективным восприятием ценности товара в момент покупки и субъективным восприятием его ценности в процессе пользования существует тесная корреляция.
Проблемы возникают, когда или покупатели, или продавцы несвободны при обмене либо когда информация о товаре или услуге неверна. В таких случаях рыночная система не может функционировать должным образом, поэтому люди вынуждены покупать продукты и услуги, дающие им меньшую удовлетворенность, чем они могли бы получить при приобретении других товаров и услуг. Поскольку рыночная система распределяет ресурсы на основе объема продаж, производство тех товаров и услуг, которые приносят меньшее удовлетворение, расширяется, а тех, которые обеспечивают большее удовлетворение, свертывается. Таким образом, при таком субоптимальном распределении ресурсов общая удовлетворенность потребителей меньше той, какая могла бы достигаться при другом распределении.
^ Последствия неэтичного поведения в макроперспективе.
Взяточничество. Взяточничество ограничивает свободу выбора, изменяя условия принятия решений. Взятку используют для того, чтобы сделать один из вариантов выбора более привлекательным для лица, принимающего решение. Порождаемый взяткой соблазн состоит в том, что человек, принимающий решение, может увеличить свою личную выгоду, связанную с выбором, за счет дополнительного незаработанного дохода. Хотя этот человек в результате получает выигрыш, руководствуясь при выборе решения корыстными соображениями, сам по себе такой выбор обычно менее привлекателен и в целом приносит меньшее общее удовлетворение. Иначе зачем было бы давать взятки? Таким образом, взятки приводят к перераспределению ресурсов в пользу менее желательных вариантов решений. Поскольку взяткодатель непременно возместит себе средства, пошедшие на взятку, конечная стоимость избранного лицом, принимающим решение, альтернативного варианта зачастую оказывается более высокой. Акты принуждения,препятствующие ведению дел между продавцом и определенными клиентами, или покупке товаров у определенных продавцов, или приобретению покупателями каких-то конкретных продуктов либо услуг акты принуждения в форме угроз или применения силы — снижают эффективность конкуренции. Это, как правило, приводит к росту цен и, возможно, к сужению ассортимента и снижению качества имеющихся на рынке продуктов и (или) услуг по сравнению с тем, которое могло бы быть при более интенсивной конкуренции. Повышение цен сокращает спрос на товары или услуги. Следовательно, в производство товаров или услуг идет меньше ресурсов, чем пошло бы при не ограниченной принуждением конкуренции. Возможно, что удовлетворенность покупателей продуктами и (или) услугами также снизится вследствие падения эффективности. Введение в заблуждение.Информация, вводящая в заблуждение создает ложное впечатление, и в результате покупатели выбирают товары и услуги, приносящие им меньшее удовлетворение, чем то, какое они получили бы, делая свои приобретения на основе точной информации. Кроме того, ложная информация может привести к тому, что поставки будут производиться в сроки, отличающиеся от обещанных. Из-за подобных сбоев происходят нарушения производственных циклов и, следовательно, возрастают издержки производства. Людям приходится платить больше, а покупать меньше, чем они могли бы при своевременных поставках. Ложные обещания доставок товаров потребителям также могут увеличить издержки. Информация, не соответствующая действительности, приводит к неоправданному расходованию средств, которые можно было бы потратить на другие цели. Доставка продуктов и оказание услуг, отличающихся от обещанных, также искажают работу системы. В этом случае ресурсы направляются на поставленные продукты и оказанные услуги, а не на те товары и услуги, которые пользуются реальным спросом. Воровство.Воровство значительно повышает стоимость предоставления продуктов и (или) оказания услуг. Ущерб, причиненный воровством, должен быть восполнен за счет увеличения доходов, что приводит к росту цен. Искусственно завышенные из-за воровства цены снижают спрос, а следствием этого является неправильное распределение ресурсов. В крайних случаях воровство может привести к тому, что расхищаемые продукты или услуги просто исчезнут с рынка.
^ Несправедливая дискриминация.Наконец, вследствие несправедливой дискриминации потребители нередко приобретают продукты или услуги у менее компетентных специалистов или же выше ценят товары и услуги тех фирм, против которых осуществляется дискриминация. Мы снова становимся свидетелями неправильного распределения ресурсов. Несправедливая дискриминация обычно приводит к снижению уровня удовлетворенности по сравнению с тем, какой существовал бы при справедливой дискриминации.
Ограничения свободы действий в форме взяточничества, принуждения, введения в заблуждение и несправедливой дискриминации могут породить неточную или ложную информацию. Последняя, в свою очередь, вызывает субоптимальные сдвиги цен, продаж товаров и оказания услуг. Воровство может привести к развалу рынка и в лучшем случае - к искусственному росту цен. Выбор товаров и услуг, который делают потребители, не отражает свободный выбор покупателей и продавцов и ведет к неправильному распределению имеющихся в стране ресурсов. Ограничения свободы, недостоверная информация и воровство ассоциируются с неэтичным поведением. Таким образом, в макроперспективе этичное поведение является непременным условием эффективного функционирования рыночной системы.
^ Микроперспектива: этика и доверие
Этика, рассматриваемая с позиции отдельно взятой компании, тесно связана с доверием. Большинство людей согласятся с тем, что для установления доверия поведение должно быть этичным. Хотя только этичного поведения недостаточно, чтобы завоевать доверие, тем не менее оно необходимо. Объем литературы, посвященной важности доверия в деловых отношениях, непрерывно возрастает. Доверие будет служить переменным показателем уровня этичности. Если доверие важно, а этичное поведение необходимо для завоевания доверия, значит, этика столь же важна, как и доверие. Этичное поведение — неотъемлемый компонент становления и сохранения доверия.
Бернард Барбер утверждает, что есть два типа доверия: «доверие как ожидание технически компетентной работы и доверие как ожидание фидуциарной ответственности». Оба типа действуют в пределах одного бизнеса и между различными видами бизнеса. От людей, нанятых на работу, ожидают компетентности. Если эти люди имеют дело с посторонними контрагентами, они также представляют интересы предприятия. Бизнес ведут, полагаясь на слово, рукопожатие или рассчитывая на честность и порядочность другой стороны. Доверие в контексте бизнеса повышает его эффективность, снижает издержки и делает жизнь более приятной.
В деловой практике широко приняты две нормы.
1. Обязательства должны быть исполнены во всех ситуациях; бизнесмен не может не сдержать своего слова.
2. Человек (или компания) обязан производить хороший продукт и гарантировать качество своего товара.
^ Доверие складывается из трёх фундаментальных элементов: предсказуемости, надёжности и веры.
Предсказуемостьимеет свойство устранять неожиданности, которые в деловой среде обычно не приветствуются.Надёжностьдаёт гарантию того, что человек будет действовать так, как этого от него ожидают. Верав данном случае означает уверенность в том, что человек и впредь будет предсказуем и надежен. Потребность в доверии возникает, когда вы сталкиваетесь с тем или иным риском. Доверие к лицу или компании развивается на основе опыта, накапливаемого с течением времени.
^ Доверие в отношениях с поставщиками. Отношения обмена основаны на уверенности обеих сторон в том, что каждая из них выполнит свои обязательства и тем самым сведет к минимуму неожиданности. Взаимное доверие способствует сотрудничеству.
^ Доверие в отношениях с клиентами. Контакт между поставщиком и клиентом реализуется через торговый персонал и отдел сбыта. Клиенты доверяют продавцам, которые поставляют товары и услуги приемлемого качества в обещанные сроки. Для поддержания доверия необходима честность и компетентность (в получении информации о новых и уже существующих продуктах и услугах).
^ Доверие в отношениях с наёмными работниками. Атмосфера доверия обеспечивает улучшение обмена информацией, большую предсказуемость, большую надежность и взаимопонимание сотрудников; способствует открытости и готовности непредвзято слушать и воспринимать критику, уменьшению текучести кадров, а также снижению напряженности, возникающей между работниками. Джитен-дра Мишра и Молли Моррисси называют следующие факторы, укрепляющие доверие:
• открытый обмен информацией;
• наделение рабочих большим правом участия в принятии решений;
• обмен ключевой информацией;
• подлинный обмен мнениями и чувствами.
Эти выводы соответствуют результатам проведенного на предприятиях GM исследования, в ходе которого было выявлено пять факторов, по-видимому, служащих показателями доверия к работникам. Вот эти факторы:
• восприятие открытого и честного общения на верхнем и на нижнем уровнях организационной лестницы;
• справедливое и корректное отношение к группам сотрудников;
• общность целей и ценностей, разделяемых рядовыми работниками и руководителями;
• отсутствие пристального, мелочного надзора как признак личного доверия к работникам;
• обратная связь между руководителями и рядовыми работниками по вопросам эффективности деятельности сотрудников и их обязанностей.
^ Доверие — важный элемент процесса наделения работников властными полномочиями, или субъектностью. Джей Конджер и Рабиндра Канунго определяют этот процесс как «усиление чувства собственной значимости у членов организации. Этот процесс проходит через идентификацию условий, способствующих бессилию, и устранение этих условий формальными организационными процедурами и неформальными методами предоставления значимой информации»Чувство собственной значимости — это уверенность человека в том, что он обладает достаточными полномочиями, чтобы влиять на что-то. Стратегии менеджмента и методы, усиливающие у работников чувство собственной значимости, включают участие в управлении, определение целей, разработку системы обратной связи и обогащение производственных задач.
^ Важность общественного восприятия
История с Тайленолом, когда компания действовала при разрешении кризиса открыто, подкрепила в обществе доверие, создаваемое и наращиваемое компанией на протяжении многих лет. Доверие общества сохранилось в случае с Johnson & Johnson, когда компания предприняла быстрые и заботливые действия, заменив клиентам лекарство бесплатно. Случай с микропроцессором - профессор Найсли.
^ ТЕМА 13
Формирование нравственного поведения
Поведение человека определяется теми ценностными установками и предпочтениями, которых он придерживается. Этические ценности, в которых выражаются представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о том, что является постыдным, а что, достойно уважения, сами входят в более обширную нормативную систему – мировоззрение человека. Мировоззрение включает не только этические, но и другие ценности, например, эстетические, религиозные, познавательные, а также знания о действительности, складывающиеся в определенную картину мира, и программы действий, которые реализует или собирается реализовать индивид в своей жизни. Таким образом, чтобы понять и предсказать поведение человека, а также оказывать влияние на него, необходимо анализировать его нравственные ценности и его мировоззрение. Подробнее рассмотрим три основных понятия – «мировоззрение», «нравственные ценности», «поведение».
Мировоззрение определяют обычно как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Т.е. мировоззрение есть общее понимание мира, человека и общества. Определяют мировоззрение и по-другому, а именно как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов, побуждающих его к деятельности. Тогда можно представить, что мировоззрение человека – это аксиоматическая система, где в качестве аксиом выступают базовые представления и ценности, а в качестве теорем – конкретные поступки. Искажающие факторы - это официальная и управляющая идеология, нравственная слабость, межличностные отношения, познавательное нравственное развитие (Рис.1).
2
Рис. 1. Формирование нравственного поведения
1-официальная и управляющая идеология,
2-нравственная слабость,
^ 3-межличностные отношения,
4-познавательное нравственное развитие.
Нравственная слабость.
Люди, часто зная, как нужно поступить в той или иной ситуации, не поступают таким образом. Человек может назвать в своё оправдание тысячи причин своего поведения, но в основе его поступка лежит то, что можно назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению правильного с этической точки зрения поступка. Парадокс в данном случае заключается в том, что человек совершенно искренне и глубоко уверен в правильности некоторого поступка или поведения, но ему как бы не хватает нравственных сил его совершить. Для того чтобы сам человек, проанализировав свои убеждения и ценности, мог преодолеть дистанцию между тем, как должно поступать, и тем, как он действительно поступает, существуют разнообразные методы: от религиозных до психологических. Если остановиться на частном случае – профессиональном поведении в организации - следует выделить несколько внешних условий, при которых нравственная слабость может уменьшиться. К ним относятся поощрение нравственного поведения в организации и, наоборот, недопущение безнравственного, методы этического стимулирования, яркие образцы этичного поведения и некоторые другие.
^ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения между людьми могут существенно влиять на степень этич