Учебная практика по менеджменту

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

Программа и методические указания

по практике для студентов

всех форм обучения

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. М.В. Овсипян

Рецензент

канд. экон. наук, доц. В.А. Дегтерева

Подготовлено на кафедре

государственного и муниципального управления

Одобрено научно-методическим советом специальности

080504- Государственное и муниципальное управление

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи практики------------------------------------------4

2. Формы и методы проведения учебных занятий-------------5

3. Организация самостоятельной работы студентов-----------6

4. Объем часов по практике-----------------------------------------6

5. Содержание практики---------------------------------------------9

6. Перечень тем практических занятий --------------------------9

7. Рекомендуемая литература--------------------------------------10

8. Форма отчета по практике---------------------------------------11

9. Формы контроля---------------------------------------------------12

Приложение 1. Пример оформления титульного листа

отчета по практике-------------------------------13

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью проведения практики является формирование у студентов навыков трансформации полученных знаний в области государственного и муниципального управления, в понимании реально происходящих процессов в этой сфере.

Основные задачи проведения практики:

· разъяснить суть и значимость фактора разделения компетенции органов власти различных уровней в выбранном направлении деятельности;

· раскрыть имеющееся нормативно-правовое обеспечение разделения компетенции в выбранном направлении деятельности;

· дать возможность студентам увидеть, как реально осуществляется деятельность структур власти разных уровней в пределах данной компетенции;

· привить навыки анализа и оценки реальной деятельности органов власти с точки зрения выполнения ими своих полномочий и соблюдения принципа разделения компетенции.

Практика по менеджменту проводится на 3 курсе и является завершающим этапом изучения специальных дисциплин, связанных с теорией и практикой государственного муниципального управления.

При этом акцент делается на включение студентов в реальную атмосферу деятельности органов власти различных уровней: федерального, регионального и муниципального (местного самоуправления).

Практика предусматривает посещение соответствующих структур органов власти, выбор которых обусловлен имеющимися договорами о сотрудничестве между СПбГИЭУ (ИРЭУ, кафедрой) и органами власти.

Студенты заочного обучения самостоятельно находят места практики по месту жительства.

Практика, как правило, должна иметь тематическую целостность и обеспечивать логическую завершённость, т.е. охватывать одно из тех направлений деятельности органов власти, которое в пределах установленной законодательством компетенции реализуется на всех трёх уровнях власти (например, поддержка предпринимательства) или, по крайней мере, на региональном и муниципальном (например, охрана здоровья населения) уровнях.

Логическая схема организации практики предусматривает следующие действия студентов: изучение нормативно-правовых документов, на основании которых действуют структуры власти разных уровней в избранном для практики направлении деятельности; посещение этих структур и консультации с руководителями подразделений; анализ и оценку реального положения дел с учётом имеющихся теоретических знаний, а также правовых, политических и социально-экономических реалий.

Особенность данной практики в том, что необходима серьёзная предварительная организационная подготовка, связанная с выбором направления деятельности, подлежащего изучению, и посещением органов власти.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов предусматривает:

- изучение рекомендованных преподавателем (руководителем практики) нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов власти федерального, регионального и муниципального уровней;

- подготовку вопросов для анализа и оценки деятельности структур органов власти (при заочном обучении – самостоятельно выбранных студентом для изучения и сбора информации);

- анализ полученной при посещении информации и подготовку реферата по результатам анализа

ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ПРАКТИКЕ

Объем часов по практике с распределением по темам и видам учебных занятий представлен в таблице 1.

Объем часов по дисциплине по плану 2003г. Таблица 1

Наимен. темы всего Аудиторные занятия в том числе Самостоятельная работа
лекции практические лабораторные семинары
очная заочная очная Очно- заочная заочная очная Очно- заочная заочная очная Очно- заочная заочная очная Очно- заочная заочная очная Очно- заочная заоч очная Очно- заочная заочная
Тема1. Введение     - - - - - - - - - - - - - - - -
Тема 2. Законодательные основы разделения компетенции органов власти     - - - - - - - - - -   -
Тема 3. Правовые и нормативные основы осуществления деятельности органов власти различных уровней (в выбранном направлении)     - - - - - - - - - - - - - -
Тема 4. Практическая деятельность органов власти различных уровней (в выбранном направлении)     - - - - - - - -   - - - - -
всего - - - - - - - - -   -
зачет     6сем - 3курс   -     -     -     -     -  

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Тема 1. Введение.

Студентам объясняются цели и задачи практики, формы контроля знаний, требования к отчету по практике.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовая база

1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания.-М.:Инфра-М,2010.-113 с.

2. Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-Новосибирск:Сиб. унив. изд-во,2009.-32 с.-(Кодексы и законы России).

3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: 06.10.2003 N 131- федеральный закон. – Офиц. изд. – М.: Юрид. лит. 2006

4. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно- правовые акты и документы (в зависимости от выбранного направления деятельности).

Основная литература

1. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. Аникин Б.А., Рудая И.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. — 320 с. (ЭБС «Инфра-М» Znanium.com )

2. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент:Учебное пособие.-2-е изд.-М.:Инфра-М, 2010.-176 с.-(Высшее образование).Допущено Министерством образования РФ.

3. Салимьянова И.Г. Инновационный менеджмент:Учебное пособие/СПбГИЭУ.-СПб.:СПбГИЭУ, 2011.-124 с.

4. Инновационный менеджмент:Учебное пособие/Под ред. Л.Н. Оголевой.-М.:Инфра-М,2011.-238 с.-(Высшее образование). Рекомендовано Министерством образования РФ.

Дополнительная литература

1.Менеджмент. Глухов В.В. 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. — 608 с.

2.Инновационный менеджмент. Сурин А.В., Молчанова О.П. М.: Инфра-М, 2008. — 368 с.

3.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрист, 2005

4.Козбаненко В.А. Правовое обеспечние статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное//Государство и право. 2003.№1.

5.Карпенко Н.Б., Голобокова Г.М. Система государственного управления и муниципальный менеджмент: Учеб.-практ. пособие для студентов спец. «Гос. и муницип. упр.» / Сев. междунар. ун-т. – Магадан: СМУ, 2000.

6.Чиркин В. Е., Опыт зарубежного управления. - 2006.

7.Борискин В.В. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение. - 2006.

8.Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России//ГиП. 2003.№7.

9.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. – 2006.

10.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер.с англ. Под ред.Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.

ФОРМА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Письменный отчет по практике должен включать:

Введение

Характеристику базы практики

Характеристику структуры управления

- организационную схему

- модель управления организацией

- описание методов руководства

Заключение (выводы, рекомендации)

Список изученной литературы

Приложение (формы документов и т.д.).

Отчет пишется (печатается) на одной стороне листа бумаги формата А4 с соблюдением общепринятых правил оформления (поля, нумерация страниц, схем, таблиц, выделение заголовков, ссылки на использованную литературу и т.п.). К отчету могут быть приложены иллюстрационные материалы (фотографии, альбомы, проспекты, плакаты и т.п.).

Стиль оформления основного текста должен содержать следующие установки:

Шрифт – кегль 14, гарнитура «Таймс».

Межстрочный интервал – 1,5.

Интервал между словами – 1 знак.

Абзацный отступ- 1,25.

Выравнивание – по ширине.

Перенос автоматический «Сервис-Язык-Расстановка переносов».

Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы.

Формат страницы А4 (210 х 297 мм)

Поля: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; левое – 30 мм; правое – 15 мм.

Отчет по практике сдается на кафедру Государственного и муниципального управления в установленные сроки руководителю практики, который назначает дату защиты отчета.

Итоговая оценка (зачтено/не зачтено) складывается из оценки содержания, уровня и качества представленных материалов, оценки их защиты и оценки ответов на вопросы по содержанию и результатам учебной практики.

Итоги практики рассматриваются на заседании кафедры, отчет об итогах представляется в учебный отдел университета.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формы текущего контроля.

При очном обучении используются следующие формы текущего контроля: оценка письменно подготовленных вопросов для анализа деятельности структур органов власти; оценка активности при посещении структур органов власти; оценка докладов и выступлений, дискуссии.

Санкт-Петербург

201__

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

Наши рекомендации