Иммунитеты государств и их собственности.
В связи с конститутивной теорией признания: когда государство признается 2-4мя другими государствами, этого не достаточно. Необходимо соглашение. Через соглашение возможно конституирование друг друга как государств. В целом, конститутивная теория противоречит принципу суверенного равенства, т.к. существование государства ставится в зависимость от воли других государств.
Декларативная теория – Кассесе, Мартенс, Черниченко. Декларативная теория признания имеет поддержку в судебной практике. Например, решение Германо-польского смешанного третейского суда 1929г, «признание государство является декларативным. Государство существует само по себе, и признание является лишь констатацией этого факта»; Арбитражная комиссия …по Югославии «признание имеет исключительно декларативные эффекты». Устав Организации Американских Государств, созданной 1949г., ст.12 – политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Критика декларативной теории: если признание необходимо декларативно, зачем тогда государства занимаются признанием? Какой смысл в тех актах, принимаемых государствами? Если мы говорим, что государство становится государством при появлении у него определенных признаков, как другие государства могут признать или не признать это?
Три признака государства: территория, население, политическая власть.
Декларативная теория на практике тоже не всегда принимается (например, Палестина, которая очень долго просит признать ее государством; Сессия Ген. Ассамблеи (совсем недавно), где Палестина оставила заявку о принятии ее в членство ООН).
Смешанная теория признания – Фердросс, Хигенс, Романов. 2 части – констатация факта (декларативный), установление официальных отношений (конститутивный).
Признак эффективного правительства- государство осуществляет контроль над большей частью территории, и может принимать и выполнять международные обязательства. Государство не может быть признано, если оно создано в нарушении норм jus cogens. Примеры: Попытка создания государства в Южной Родезии на территории ЮАР. Образование Турецкой Республики Северного Кипра.
1991г. министры стран участниц ЕС согласовали критерии ЕС для признания государств на территории ЕС, Восточной Европы и Советского союза:
· Соблюдение положений Хельсинского заключительного акта, особенно в том, что касается прав человека, демократии
· Гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств, в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ
· Уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия
· Принятие всех соответствующих обязательств касающихся нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и рационального сотрудничество
· Обязательство разрешать по соглашению все вопросы, касающиеся правопреемства и региональных споров
Обязанность признания государств – может быть связана с необходимостью выполнять императивные нормы международного права. Пример взаимоотношения Израиля и Арабских государств. Никто не может обязать государство принять акт о признании государства, или активно сотрудничать с таким государством, но государством, все-таки, должно относится к нему как к ГОСУДАРСТВУ, не нарушая международные нормы и принципы международного права. Ситуация между Ираком и Кувейтом, когда выполняя требования Совбеза Ирак признал Кувейт как независимое государство.
Преждевременное признание– признание какого-либо образования до того, как оно приобрело признаки государства.
Запоздалое признание – (встречается чаще в практике) – признание государство после того, как оно приобрело признаки государства, спустя довольно долгое время. Как правило, оно вызвано политическими или идеологическими причинами. Например, в отношении Советской России со стороны европейских государств. Они признали ее только после 1921г., хотя многие из них осуществляли разовые контакты с ней. Следовательно, можно говорит о фактическом признании или признании ad hoc.
Признание в зависимости от порядка оформления признания.
Признание де юре (полное и окончательное, соглашения, односторонние акты, завершается обменом дипломатическими актами) и признание де факто (с признаваемым государством осуществляются контакты, но они не носят постоянного характера и не сопровождаются принятием официальных актов или соглашений). Признание ad hoc – разовое признание (поставка техники, выполнение обязательств перед национальной организацией и пр.).
В РФ признание оформляется Указом Президента РФ, в нем указывается основание появление нового государства и взаимодействие с ним, дается поручение МИДу провести переговоры с новым государством для установления дипломатических отношений и заключении договоров.
В литературе так же озвучили еще один вариант признания - подразумеваемое признание. Признание, совершенное посредством таких актов, которые и не относятся к признанию, но не оставляют сомнения в таковом. Например, участие государства в международной организации, участие в международных многосторонних договорах. Пример Тайвани, ее попытки стать участником ООН, попытки Палестины, Ичкерии.
Признание Правительства – рассматривается, когда происходит изменение в управлении государством в результате неконституционных процедур (военный переворот, гражданская война). Самые известные доктрины разработаны в Латинской Америке. Доктрина Эстрады (МИД Мексики) – правительство не является в актах х признания со стороны иностранных государств, поскольку такие акты равнозначны вмешательству во внутренние дела. Ияияёу))
Доктрина Тобара (МИД Эквадора) – правительства, пришедшее к власти в результате государственного переворота или революции не должны признаваться.
Необходимые признаки: правительство должно осуществлять эффективный контроль за большей частью территории; исполнение международных обязательств, имея в виду универсальные нормы международного права; поддержка правительства со стороны населения.
Признание повстанцев – на части территории государства для целей защиты собственных граждан или как предварительный шаг к признанию нового государства. Именно через признание национально-освободительных решений в настоящее время существует большинство независимых государств в Африке, Азии.
ПРАВОПРЕЕМСТВО.
В отличие от признания, институт правопреемства легализован, т.е. существует нормативные акты, Конвенция 1978г. (22 государства ее ратифицировали), Конвенция о правопреемства в отношении гос. долгов, собственности, архивов 1983г. (в силу так и не вступила, в ней участвует всего 7 государств). На практике положения обеих конвенция применяются даже государствами, в них не участвующих. Двусторонние или региональные договоры – правопреемство после распада СССР, когда практически все аспекты правопреемства были урегулированы двусторонними соглашениями. В отношении России появился специальный термин, который хотя в доктрине и фигурировал, но не имел практического воплощения. Концепция государства-продолжателя, которая была предложена МИДом в января 1992г., и нашла поддержку у большинства государств, а также у ООН.
Разница между правопреемством и континуитетом (продолжением):
Существует государство с правами и обязанностями. Момент возникновения правопреемства. Любое событие, при котором возникает правопреемство. Государство-правопреемник возникает после правопреемства, но он является самостоятельным субъектом, к нему только переходят права и обязанности предшественника, но они могут выполняться в любом ином виде.
При продолжении права и обязанности предшественника продолжают действовать и для приемника в той же форме, точно таким же способом, как и у предшественника. Они не прерываются во момент образования преемника.
Россия является государством - продолжателем в отношении участия в международных организациях (ООН, во всех его образованиях типа МОТ, ЮНЕСКО). Также сохраняется в большинстве универсальных договорах, прежде всего, связанных с обеспечением международного мира и безопасности. В двусторонних договорах также произошло замещение. Генеральный правопреемник.