Т.о. это совокупность подходов, принципов и приемов на которых основывается ТГП и которые она использует при исследовании своего предмета.
Гос-во это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная орг-ия, обладающая публичной властью, со спец-ым аппаратом управления и принуждения и осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то соц-ой группы.
Сущность гос-ва. В понимание сущности гос-ва существуют два основных подхода классовый и надклассовый.
Классовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, гос-во есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос-во в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами.
Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства.
В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность.
В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения гос-во носило классовый характер в прошлом. Совр-ое гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов.
Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности гос-ва, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.
Классификация юр-их фактов.
1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юр-ие факты подразделяются на: события и действия.
События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть).
Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).
Действия – это юр-ие факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: правомерные и неправомерные.
Правомерные – это действия связанные с выполнением требований правовых норм.
Подразделяются на:
1) Юр-ие акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и т.п.)
2) Юр-ие поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).
Неправомерные – это действия, нарушающие нормы права, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта, либо субъективной стороны), злоупотребление правом.
2) С учетом правовых последствий юр-ие факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правообразующие вызывают возникновение правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу).
Правоизменяющие - изменяют юр-ое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей.
Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека).
Нередко один и тот же факт может быть, в одних случаях правообразующим в др. правопрекращающим.
3) С учетом элементарного состава (сложности) юр-ие факты делятся на: простые и сложные.
Простые – одноэлементные факты (договор займа).
Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).
4) С учетом продолжительности существованияюр-ие факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния.
Факты однократного действия сущ-ют непродолжительное время (договор займа).
Факты состояния сущ-ют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).
5) С учетом формы выражения юр-ие факты делятся на: положительные (реально сущ-ий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).
Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим (юр-им составом).
Фактический состав – это такая совокупность юр-их фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Классификация фактических составов:
1) С учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
2) С учетом порядка накопления юр-их фактов в состав, юр-ие составы делят на: простые, сложные и смешанные.
Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке.
Сложные – факты накапливаются в строго определенной последовательности.
Смешанные – факты накапливаются вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.
Фактические составы необходимо отличать от сложных юр-их фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юр-их фактов, т.е. несколько юр-их фактов, взятых вместе, а сложный юр-ий факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.
53. Реализация права: понятие и формы. Реализация права – это претворение в жизнь правовых норм, воплощение их предписаний в поведении субъектов права.
Реализация права всегда связана с правомерным поведением, т.е. нормы права реализуются только тогда, когда участники общ-ых отношений не нарушают правовые нормы, т.е. ведут себя правомерно.
В юр-ой науке реализацию права рассматривают как процесс и как результат.
Как процесс - это претворение правовых норм в жизнь с момента их вступления в силу и до воплощения их в поведении конкретных субъектов правоотношений.
Как результат - это воплощение требований правовых норм в поведении конкретных субъектов права(чаще всего реализацию употребляют в этом смысле).
В настоящее время выделяют 4 формы реализации права:
1) Соблюдение права;
2) Исполнение;
3) Использование;
Применение.
Первые три формы нередко называют непосредственными формами реализации права. Для этих форм реализации права характерно то, что адресаты правовых норм (субъекты права) реализуют предписания правовых норм самостоятельно, своими действиями, т.е. непосредственно. Применение права в отличие от первых трех рассматривается как опосредованная форма реализации права.
Соблюдение права: в этой форме реализуется запрещающие нормы. Для реализации запрещающих норм необходимо и достаточно воздержаться от совершения действий запрещающихся правом, т.е. эта форма реализации связана с пассивным поведением.
Исполнение: в этой форме реализуется обязывающие нормы. Для обязательных норм необходимо, что бы субъектами были выполнены предписания правовых норм, т.е. исполнения юр-их обязанностей. Эта форма реализации связана с активным поведением.
Использование: это форма реализации права связана с реализацией управомачивающих норм, т.е. субъективных прав, которые в этих нормах закреплены. Требует активного поведения. Отличается от исполнения права тем, что при исполнении субъект обязан, что-либо делать, а при использовании нет.
Применение права рассматривается в научной литературе в качестве особой формы реализации права. Это связано с тем, что при применении права предписания правовых норм реализуются не самими адресатами правовых норм, а компетентными органами. В отношении этих адресатов, т.е. правоприменителей, органы реализуют правовые нормы не в отношении себя, а в отношении др.
54. Применение права – особая форма реализации права. Стадии применения права.
Применение права – это осуществляемая в специальных юр-их формах государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально конкретных предписаний.
Признаки:
1) Применение права – это определенная деятельность. В этой связи применение права нередко именуют правоприменительной деятельностью.
2) Это гос-ая деятельность (одна из форм гос-ой деятельности). Применение права осущ-ся либо органами гос-ва, либо иными органами, но от имени гос-ва. Кроме правоприменительной деятельности сущ-ют и такие формы гос-ой деятельности как правотворчество, контрольно-надзорная деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.
3) Применение права – это деятельность, носящая властный характер (властная деятельность). Властный характер применения права выр-ся в следующем:
а) применение права осущ-ся по одностороннему волеизъявлению компетентных органов, т.е. вопрос о том применить или не применять решает сам правоприменительный орган.
б) Акты применения прав обязательны для исполнения теми лицами, которым они адресованы.
4) Применение права это деятельность осущ-ая компетентными органами, т.е. применением права могут заниматься только органы, которые уполномочены на это гос-ом. Основными субъектами применения права являются гос-ые органы и орг-ии, при этом деятельность некоторых органов гос-ва связана преимущественно с применением права (суд, прокуратура, органы милиции). Кроме гос органов и орг-ий применением права занимаются (с разрешением гос-ва) и не гос-ые орг-ии.
Не могут быть субъектами применения права физические лица – это дискуссионный вопрос, считается, что иногда физические лица могут применять права – но это не верно. Физические лица не обладают властными полномочиями.
5) Применение права – это деятельность, направленная на реализацию правовых норм, возникают тогда, когда адресаты правовых норм не могут самостоятельно, своими действиями реализовать предписания правовых норм (пенсия – самому себе назначить нельзя).
Обычно необходимость в применении права возникают в следующих случаях:
а) когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие права и обязанности собственными действиями.
б) когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и обязанностей (в случае неуплаты долга должником).
в) когда совершено правонарушение и возникает необходимость привлечения к ответственности.
6) Применение права – это деятельность, связанная с внесением индивидуальных – конкретных правовых предписаний. Эти предписания адресуются конкретным лицам и выносятся в связи с конкретными случаями, они то и направлены на реализацию соответствующих правовых норм относительно конкретных лиц или конкретных случаев. Нередко такие предписания именуют – правоприменительными решениями.
7) Применение права – это деятельность, осущ-ая в специальных юр-их формах. Правоприменительная деятельность регламентируется процессуальными нормами, которые определяют порядок применения соответствующих правовых норм. Чаще всего правоприменительная деятельность носит процессуальный характер. Применение наиболее значимых правовых норм регламентируется обстоятельно, подробно определенными НПА (УПК, ГПК, АПК).
Применение права протекает в 2х основных формах:
1) Оперативно-исполнительная деятельность связана с применением регулятивных норм, которые содержат гипотезы и диспозиции. Наиболее широко эта форма применения права распространена в деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем она встречается и в деятельности суд-ых органов (при рассмотрении дел особого производства).
2) Правоохранительная деятельность связана с применением охранительных норм (содержащие гипотезу и санкции). Эта форма применения права наиболее широко распространена в деятельности правоохранительных органов в основном судебных органов. Вместе с тем эта форма применения права встречается в деятельности органов исполнительной власти (применение административных санкций административными комиссиями).
Применение прававсегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий.
В научной лит-ре принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права.
Процедурная стадия характеризуется как процесс применения права с внешней стороны. Как процесс производства юр-го дела.
Есть 4 основных процедурных стадии:
1) Стадия возбуждения юр-го дела,
1)Стадия сбора материала;
2)Стадия оценки материала,
3)Стадия вынесения решения по юр-му делу. Отдельные виды производства юр-го дела могут иметь и большее число стадий (в уг. или гр. процессе стадии обжалования приговора, рассмотрение в кассационном порядке надзорной инстанцией и т.д.).
Функциональные стадии характеризуют процесс применения права с внутренней стороны, они рассматривают логику или механизм применения права.
Можно выделить 3 основных функциональных стадии применения права:
1) Стадию установления фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с помощью юр-их доказательств).
2) Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). На этой стадии имеют место:
а)Отыскание необходимых правовых норм.
б)Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика).
в) Проверка юридической правильности правовых норм.
г)Уяснение смысла правовых норм (т.е. толкование).
д)Юр-ая квалификация, т.е. мысленно подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму.
3) Стадия принятия решения по юр-му делу, на ней происходит формулирование индивидуально конкретных правовых предписаний.
55.Пробел в праве и способы его преодоления. Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы.
Пробелы возникают по трем главным причинам:
а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;
б) вследствие недостатков юридической техники;
в) из-за объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.
Единственный способ устранить пробелы в праве заключается в принятии правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.
Существуют два способа оперативного преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права.
1) Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.
2) Аналогия прававозможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права.
К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.
Виды толкования:
1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы, принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
2) Неофициальное – когда растолковывание ведется юристами, ученными и т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.
Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.
Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.
Функции толкования:
- Познавательная функция
- Конкретизационная функция
- Регламентирующая функция
- Правообеспечительная функция
- Сигнализаторская функция
58.Виды толкования норм права по объему и субъектам. Нормы права толкуются всеми субъектами их реализующими. Однако юр-ое значение результатов толкования различаются в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования права по его субъектам:
1) Официальное толкование - это разъяснения, которые дают в официальном порядке гос-ые органы и должностные лица в рамках их компетенции. Такое разъяснение может быть нормативным и казуальным(индивидуальным).
Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое, как и норма права обладает общим действием. К нормативному толкованию относятся: аутентичное (разъяснение исходящие от того же самого органа, который издал толкуемую норму) и легальное (разъяснение исходящие от компетентного органа, в отношение акта, изданного др. органом).
Казуальное - официальное разъяснение обязательное только для конкретного случая, для данного юр-го дела.
2) Неофициальное толкование - это разъяснение не имеющие формально-юридического обязательного значения т.е. лишенные юр-ой силы. Такое толкование подразделяется на 3 вида:
Доктринальное (разъяснения даваемые учеными работниками, преподавателями, в результате непосредственного теоретического анализа права, правовых доктрин.)
Специально-компетентноетолкование (разъяснения, которые основаны на профессиональных знаниях в области политики и права, в том числе толкование осуществляемое юристами-практиками).
Обыденное толкование (пояснение и мнение в отношение законов, юр-ой практики, которые дают люди на основе житейского опыта массового правосознания.)
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального текста и действительного содержания юр-их норм. Исходя из этого соотношения, различаются 3 вида толкования по объему:
1) Буквальное (адекватное) - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования соответствует буквальному тексту и букве закона.
2) Распространительное - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования шире, чем буквальное.
3) Ограничительное - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования уже, чем буквальный текст.
Распространительное и ограничительное толкование осущ-ся строго в пределах толкующей нормы.
59.Понятие, признаки и виды юридической ответственности. Юр-ая ответственность закреплена в нормах права. Её стоит рассматривать в объективном и субъективном смыслах.
В объективном смысле это меры гос-го принуждения, штрафные и карательные санкции, предусмотренные нормой права.
В субъективном смысле это ответственность, которую обязан нести правонарушитель.
Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Признаки юридической ответственности:
1) Юридическая ответственность - вид государственного принуждения на основе санкции правовой нормы (необходимо отличать юридическую ответственность от мер обеспечения доказательств, мер пресечения правонарушения, предупредительных мер, мер защиты, которые носят вспомогательный характер, не включая в себя итоговой правовой оценки деяния);
2) Она связана с возложением новой дополнительной обязанности (этой обязанности не существовало до совершения правонарушения, юридическая ответственность - это соответствие праву другого лица уже не добровольной, а принудительной обязанности (кары, возмездия), выраженной в мерах негативного характера в связи с доказательством в надлежащей процессуальной форме факта совершения правонарушения по всем элементам его состава);
3) Выражается в отрицательных (негативных) последствиях личного, организационного или имущественного характера;
4) Юридическая ответственность наступает только за правонарушения;
5) Юридическая ответственность - форма реализации санкции правовой нормы (но она не отожествляется исключительно с санкцией нормы, а включает, например, в себя последствия процессуального характера);
6) Осуществляется в процессуальной форме (формы, стадии и способы привлечения к ответственности детально регламентированы процессуальным законодательством).
По содержанию права.
Внутригосударственное право – право суверенно над отдельными лицами, подчиненными его власти.
Международное право – право между суверенными государствами, а не над ними.
Т.о. это совокупность подходов, принципов и приемов на которых основывается ТГП и которые она использует при исследовании своего предмета.
Методология ТГП состоит следовательно из 3х элементов.
Во 1ых философских подходов, во 2ых принципов познания, в 3их из приемов (методов) исследования.
1) Философские подходы составляют методологическую основу науки ТГП, они говорят о том на каких философских мировоззренческих идеологических позициях основывается ТГП. Поскольку согласно ст. 13 конституции в РФ признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос-ой или обязательной, то методологическая основа совр-ой отечественной ТГП характеризуется плюрализмом т.е. многообразием философских подходов.
2) Принципы познания это те сходные отправные начала от которых отталкивается ТГП при исследовании.
К основным принципам познания входящих в методологию современной отечественной ТГП относятся во 1ых принцип плюрализма, во 2ых объективности, в 3их принцип всесторонности, в 4ых принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности фил-их подходов которые могут использоваться при исследовании гос-но правовых явлений, кроме того позволяет учитывать различные взгляды на гос-но правовые явления как мыслителей прошлого так и настоящего. Принцип объективности требует рассматривать гос-но правовые явления какими они были или есть в действительности. Принцип всесторонности требует изучать гос-но правовые явления с различных сторон, позиций, в их взаимосвязи с др. явлениями общественной жизни. Принцип историзма требует изучать государственно правовые явления с учетом их исторического развития, а также в конкретных исторических условиях. системности
3) Приемы или методы исследования как элемент методологии ТГП это конкретные методы которые используются в ТГП.
Эти методы подразделяются на 3 группы: общие (общенаучные), специальные и частные методы. Общие методы выр-ся философскими науками к ним относятся методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования, системный, функциональный и тд. Специальные методы которые вырабатываются различными спец. науками. К ним относятся например математические методы, кибернитичесике, социальные и др. Частные методы – которые вырабатываются юр-ми науками и прежде всего ТГП. К ним относятся метод сравнительного государствоведения, сравнительного правоведения, формально юр-ий метод, методы толкования права, метод прав. эксперимента и др.
6. Функции ТГП. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;
2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.
С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);
4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.
7. Многообразие подходов к понятию государства.Неоднозначность восприятия государства — его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается а, следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.
Важно также иметь в виду, как справедливо отмечал известный австрийский юрист Г. Кельзен, что неоднозначность восприятия, а следовательно, и многозначность подходов к определению понятия государства обусловливаются и усугубляются еще и тем, что данным термином "обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления".
Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно "для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества". Нередко он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Это объясняется тем фактом, что исследователи государства и права нередко "используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные.
Термин "государство" можно употреблять в трех значениях, а именно:
1) государство рассматривается как государственно-организованное сообщество, т.е. как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью (нация, публично-властная ассоциация или публично-правовой союз). В таком контексте в государстве выделяется лишь наиболее крупные его элементы — население государства, государственная территория и организация государственной власти.
2) государство рассматривается как аппарат государственной власти как целое (для краткости в этом контексте говорят просто "государственная власть"), т.е. как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти. Рассматривая государство в таком виде, можно понять его социальное назначение, его функции в обществе, выявить его связи с другими политическими институтами в обществе - партиями, общественными организациями и т.д.
3) государство рассматривается как система государственных органов, т.е. как сложную систему, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними, как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В этой системе связи между ее элементами — государственными органами и должностными лицами — определяются их компетенцией. В таком виде для описания государства используются понятия строения и формы государства, механизма государственной власти. Эти понятия раскрывают внутреннюю организацию, структуру аппарата государственной власти, территориальное устройство государственной власти и т. д.
Во всех трех случаях речь идет об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о разных ее аспектах. Поэтому понятие государства, т. е. объяснение сущности феномена государства, охватывает все три аспекта государственности.
Следует отметить, что три указанных выше естественных значения термина "государство" — это не три разных понятия государства. Однако есть разные концепции государства. Каждая из этих концепций может учитывать все три значения термина "государство", но при этом сущность государства в каждой концепции объясняется по-своему. При этом понятие государства всегда объясняют через понятие публичной политической власти, которое является родовым понятием для всех вариантов понимания государства. (Публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками: — объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами; — осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия; — обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.) Но в разных концепциях по-разному объясняют, каково соотношение публичной политической власти и государства.
8. Социологическая концепция государс