Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, полу­чаются новые знания

Предметом ТГП являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, сущность формы содержания государственно-правовых явлений, законности, правопорядка, правомерное поведение.

Специфика предмета ТГП:

  1. Изучает закономерности возникновения, развития, функционирования государственно-правовых явлений. Где понимается:

· закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность. Закономерности явлений обусловлены конкретной исторической обстановкой,

· возникновение – процесс появления сущности нового качества,

· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,

· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.

  1. Государство и право в рамках ТГП изучаются в единстве,
  2. Результаты исследований выражаются в теоретических понятиях и категориях: сущность, механизм, функции и др.,
  3. Государство и право изучаются в их динамике, которая выражается в их функционировании.

Объект ТГП как юридической науки является государственно-правовая действительность.

Предмет и объект тесно взаимосвязаны между собой, но полностью не совпадают, т.к. объект – это круг явлений и процессов, на изучение которых направлены несколько родственных наук, а предмет – круг явлений и процессов, изучением которых занимается конкретная наука. Таким образом, понятие «объекта» шире, и его составной частью является понятие «предмета» науки.

2. Методология теории государства и права.

Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, полу­чаются новые знания.

Все методы, используемые при исследовании предмета ТГП можно поделить на 3 группы:

  1. общефилософские методы (метафизика, диалектика).
    1. Метафизика позволяет изучать процессы и явления такими, какие они есть в статике и покое.
    2. Диалектика как метод познания дает возможность исследователю изучить процессы и явления государственно-правовой действительности в их постоянном развитии, движении и взаимодействии друг с другом. Диалектический метод основан на 3 основных законах диалектики:

i. Закон перехода количественных изменений в качественные

ii. Закон единства и борьбы противоположностей

iii. Закон отрицания отрицания

Создатель: Аристотель

Вильгельм Гегель отказался от привычных философских терминов. Создатель законов.

  1. общенаучные методы – способы и приемы исследования, которые используются на различных этапах познания различных наук. Эта группа методов представлена такими, как:
    1. анализ – метод, с помощью которого возможно разложение сложных предметов и явлений на составные части, изучение которых в отдельности позволяет получить представление о явлении в целом.
    2. синтез – противоположность анализа, составные части чего-либо складываются в единое целое. Методы анализа и синтеза чаще всего рассматриваются как единое целое.
    3. индукция – метод, основанный на движении мысли от частного к общему
    4. дедукция – от общего к частному
    5. системный метод – позволяет наиболее детально изучить структуру государственно-правовых явлений и взаимодействие составляющих их элементов
    6. функциональный – основан на изучении предметов и явлений в процессе их реального действия или функционирования
  2. частно-научные:
    1. формально-юридический – позволяет на основе анализа понятий право и государство изучить их анатомию
    2. метод правового эксперимента – способствует уяснению закономерностей внедрения теоретических положений на практике
    3. сравнительно-правовой

3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.

Система юриспруденции подразделяется на следующие группы юридических наук:

  1. ТГП как общая теоретическая отрасль юридической науки,
  2. Историко-правовые науки (ИГПЗС, ИГПО, ИППУ),
  3. Специальные отраслевые юридические науки (КП, УП, АП, ГП и др.)
  4. Юридические науки тесно связанные со специальными отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия),
  5. Международные науки: МЧП и МПП.

ТГП выполняет роль общей исходной теоретической основы для существования и развития других юридических наук.

В свою очередь ТГП опирается на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых наук, обобщая и анализируя их данные по различным вопросам.

ТГП со всеми гуманитарными науками объединяет общий объект познания, в качестве которого выступает человеческое общество.

Связь ТГП и философии. ТГП использует философские категории и всеобщие понятия (прогресс, функция, свобода, развитие и др.). В развитие ТГП большую роль играют философские методы познания. В свою очередь философия опирается на выработанный ТГП материал, и который помогает формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Связь ТГП и политологии. Используя политические знания, данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения на их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений. В свою очередь политология использует понятия ТГП.

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Единствосостоит в том, что государство и право:

1. возникают и развиваются совместно;

2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3. выступают средствами управления, инструментами власти;

4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общест­венные интересы;

5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2. если государство выражает силу, то право — волю;

3. если первичным элементом государства является государствен­ный орган, то первичным элементом права — норма;

4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует и охраняет его (правоприменения);

2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношениймежду государст­вом и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

5. Причины и формы возникновения государства.

Объединению общества способствовали и меняющиеся климатические условия. Исчезновение крупных животных привело к расформированию больших охотничьих коллективов. На их основе возникали небольшие семейные группы, которые вели кочевой образ жизни, вступая в дружеские союзы с другими.

Исчезновение животных привело к изменению пищевого рациона за счет растительной пищи. Кроме того, люди начали замечать, что большую пользу приносит не охота на животных, а их разведение. Появляется скотоводство, которое позволило иметь не только постоянный источник питания, но и дополнительную продукцию. Занятие скотоводством не требовало коллективных усилий. И результат труда зависел от усилий отдельной личности. Сам труд стал трудоемким, а потому основной производительной силой стал мужчина.

Впервые в обществе появляется избыточный продукт, что повлияло на характер семейно-брачных отношений. Мужчина становится главой семьи и получает возможность самостоятельно прокормить семью. Из общества выделяется парная семья, дети наследуются за отцом. Появляется патриархат.

Специализируясь на земледелии и скотоводстве, а потом и на ремесле, люди были вынуждены обмениваться продуктами. В этой связи появляется класс купцов. Произошло 3 крупных разделения труда:

  • отделение земледелия от скотоводства
  • выделение ремесленников
  • появление купцов

Они привели к повышению производительности труда, к получению относительно избыточных продуктов, которые накапливались у отдельных лиц, постепенно становясь их собственностью.

Таким образом, появляется частная собственность. Она стала основой расслоения общества на богатых и бедных, основой появления классов. Указанный выше процесс принято называть процессом перехода от присваивающей (собирательной) экономике к производящей. И факторы этого процесса называют причинами возникновения государства.

Причины установлены марксисткой теорией происхождения государства.

Процесс возникновения государства у различных народов шел по-разному.

Энгельс (упомянутая работа) выделял 3 формы возникновения государства:

  1. древнеафинскую (классическую) – особое значение в этом процессе имели реформы трех государственных деятелей: Тезия, Солона, Клисфена. Тезий учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на 3 класса:
    1. эфпотриды – благородные сословия – наделялись исключительным правом замещения должностей
    2. геоморы – ремесленники
    3. демиурги – земледельцы

Солон в основу деления граждан уже на 4 класса положил имущественный ценз – размер и доходы землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители 3 класса, а наиболее ответственные -1 класс. 4 класс имел право голосовать и выступать на общем собрании.

Клисфен всю территорию Аттики поделил на 100 самоуправляемых общин-округов, во главе которых стояли старейшины.

  1. дренеримскую – процесс формирования государства у древних римлян был обусловлен борьбой между патрициями и плебеями. Патриции составляли коренную римскую аристократию, плебеи являлись бесправным пришлым населением и первоначально не допускались к управлению обществом.
  1. древнегерманскую – появление государства у древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории римской империи, для управления которой органы власти родового строя были непригодны. В тех исторических условиях нельзя было не принять многочисленные населения римлян в родовые поселения германцев, не господствовать над ними. Поэтому становится необходимой иная организация власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Азиатская форма возникновения государства характеризуется тем, что формированию государства способствовали климатические условия, обусловившие необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. При этом, родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов постепенно трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы и классовые расслоения.

6. Соотношение общества и государства.

Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) истори­чески конкретный тип социальной системы, определенная форма об­щественных отношений.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Го­сударство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о харак­тере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как сред­ство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпада­ют: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, го­сударство приобретает по отношению к нем) относительную самосто­ятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изме­няется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной, общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации, партии, государства, общества и т.н.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», гак как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и определение государства.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной ТГП принято разделять 2 стороны сущности государства:

1. формальная – состоит в том, что государство является особой организацией политической власти, выступая в качестве инструмента организации жизни общества и средства управления им

2. содержательная – показывает социальное назначение государства и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность

Подходы к сущности государства:

  1. классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса,
  2. общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Выделяют также религиозный, национальный и расовый подход.

9. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Государство – организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществление власти опосредовано, через государство, в различной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

Признаки:

  1. государство является единственным официальным представителем в пределах своих территориальных границ - всего общества, всего населения.
  2. для управления обществом государство располагает мощным разветвленным аппаратом управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
  3. государство – единственная организация, обладающая суверенитетом. Суверенитет – это верховенство государственной власти на своей территории и независимость его на международной арене.Таким образом, суверенитет бывает внутренним и внешним.
  4. законы, издаваемые государством, обязательны для всех на его территории как коллективных, так и индивидуальных юридических и физических лиц
  5. государство имеет специально созданный карательный аппарат и органы принуждения,
  6. государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
  7. для создания аппарата управления и органов принуждения, государство располагает мощной финансовой системой.
  8. тесная связь с правом.

10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.

  1. Формационный подход:
    • был разработан в рамках марксистской теории права.
    • Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем классового обществ, соответствующей ему классовой структуры и его классовой сущностью.
    • Марксизм рассматривал историю как естественный исторический процесс смены общественно экономических формаций. Каждая формация предопределяет тип государства.
    • Общественно-экономическая формация состоит из экономического базиса и надстройки. Типы государств:

· рабовладельческое

· феодальное

· буржуазное

· социалистическое

Достоинства формационного подхода

1. продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2. показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки формационного подхода:

1. ход развития буржуазного государства наглядно обнаружил одно из самых уязвимых мест марксистской теории, которое заключается в заданном программировании на длительную перспективу однолинейного движения истории: все формации выстраиваются в единый ряд, и все народы как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой , от одного государства к другому.

2. Критически надо отнестись и к связанному с формационным подходом мнением о том, что социалистическое государство – это исторически последний и в этом смысле, высший тип государства.

2. Цивилизационный подход:

· основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр.

· В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков.

· В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства цивилизационного подхода:

1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2. в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода:

  1. недооцениваются социально-экономические факторы;
  2. по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

11. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принципы формирования правового государства:

  1. Признание человека основной социальной ценностью, гарантированность его прав и свобод,
  2. Подчинение государства гражданскому обществу, предполагающее господства права и верховенство закона,
  3. Взаимная ответственность государства и личности. Гражданин несет перед государством все виды ответственности, в то время как государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.
  4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью закрепленной системы сдержек и противовесов.
  5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

12. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устра­нения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную (избранную народом и при­званную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания винов­ных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной властииспользуется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной властииспользуются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прави­тельству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммер­ческой деятельностью.

Для судебной властитоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом».

13. Понятие формы государства.

Наши рекомендации