Платон о кризисных изменениях политической жизни обществ.

Платон и его учение о государстве.

Платон (430-348 гг. до нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Свои философские взгляды Платон излагал не в школьной форме трактатов, а в драматических диалогах, написанных чрезвычайно живо и изящно; лучшие из них ("Федр", "Пир", "Федон") принадлежат к высочайшим образцам античной художественной литературы.

Как верный ученик Сократа, Платон уделял особенно большое внимание этическим вопросам и посвятил целую книгу ("Государство") вопросу об идеальном устройстве общества. В этой книге - родоначальнице всех позднейших социальных утопий - ярко сказалась аристократическая ограниченность Платона. Платон резко делит свое мнимо-идеальное общество на два высших привилегированных сословия - правителей-философов и воинов - и на простой народ (земледельцы, ремесленники, торговцы), который должен содержать и кормить своих господ. При этом характерно, что, считая коммунистический строй наиболее благоприятным для создания высшего типа человеческой жизни, Платон требует его введения только для двух господствующих сословий. Основной принцип идеального государства – принцип абсолютного единства полиса, в котором «моё» будет для всех граждан и не-граждан одинаковым. Средствами становления такого государства становятся:

1) экономическая реорганизация (замена частной собственности государственной);

2) государственное распределение трудовой занятости трех классов (в зависимости от способностей);

3) государственный контроль над заключением браков, а так же государственное воспитание детей и государственная религия;

4) уравнительный горизонтальный порядок распределения жизненных благ.

Учение Платона оказало огромное влияние на дальнейшее развитие философских и религиозных идей.

Платон о кризисных изменениях политической жизни обществ.

Платон считает, что политическая жизнь общества отмечена конфликтами и болезненной сменой несовершенных политических форм правления: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Тимократия - власть, основанная на господстве честолюбцев; «что-то среднее между аристократией и олигархией» (2. 331с). В тимократии сохранились черты совершенного строя: почитание правителей, «воины занимаются только военным делом» (2. 332с). В таком государстве не будет умных правителей и мудрых людей на государственных должностях, здесь в почете различные ухищрения и уловки, и «это государство будет вечно воевать» (2. 332с). Люди в таком государстве очень жадны до денег, они начинают втайне накапливать богатства, вести роскошный образ жизни. Со временем знать начинает менять законы государства, чтобы было удобно тратить средства. Вскоре в обществе начинают пренебрегать моральными устоями и принципами. И постепенно происходит переход от тимократии к олигархии.

Олигархия – «это строй, основанный на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении» (2. 335с). Здесь введен строгий имущественный ценз и поэтому государство не едино, ведется вечная борьба между богатыми и нищими. И как только бедняки одерживают победу на смену олигархическому строю приходит демократия.

Демократия, по мнению Платона, считается самым никчемным строем. Поскольку такой строй заключает в себе все элементы других режимов, то на его базе можно легко установить любое угодное правление и захватить власть. В таком государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень различны. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это придёт тебе в голову. Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.

Тирания – предельная кризисная форма правления. Но в то же время она свидетельствует о возможности возвращения к эталонной форме правления – власти родовой знати или мудрейших. Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами. Все принудительное вызывает возмущение. Из этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и подготавливает нужду к тирании. У власти находится кровожадный оборотень – до избрания его правителем, тиран обещал быть справедливым и всеобщие блага, но как только получает власть, то начинает чинить беспредел. Его правление сопровождается массовым привлечением людей к суду и убийствами собственных родичей. Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным. Крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.

Критика олигархии.

Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок ценз. Такого рода государственный строй держится применением вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.

Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но тем, кого называют бедняком или неимущим. Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту расточитель готового.

В таком государстве много преступников, которыми становятся по необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным строем. Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон, который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу.

Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые. Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности. Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.

Вывод

Платон имеет собственное мнение об устройстве политической жизни общества и предлагает следующую классификацию:

1) идеальное государство (самой приближенной формой которого является аристократия)

2) кризисные формы правления (как раз таки существующие в современном ему обществе).

У Платона идеальное государство существенно отличалось от обществ, актуально существующих в то время (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Его проект подвергался критике во все времена, начиная с Аристотеля.

Список использованной литературы.

1. Мухаев Р.Т. “Основы политологии”. Учебник для средней школы.—М.: Новая школа, 1996.

2. Платон. Государство.Соч. в 4-х том.Т.3.М.,1994.

3. Чернобовкин И.П. ЮФУ конспекты лекций по предмету «Философия конфликта и мира» 2014г.

4. http://slovo.ws/bio/1000/0727.html

Наши рекомендации