Международное воздушное право
1. Понятие международного воздушного права
Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с испюльзованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.
.2. Источники международного воздушного права
Основным универсальным документом в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, участниками которой являются свыше 180 государств, в том числе Россия. Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации.
Универсальная нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров, как-то:
— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году; дополняющие Варшавскую конвенцию Гаагский протокол 1955 года, Гвадалахарская конвенция 1961 года, Гватемальский протокол 1971 года, Монреальские протоколы (1—4) 1975 года;
— Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 года (действует взамен Римской конвенции 1933 г. и Брюссельского протокола к ней 1938 г.); в 1978 году к ней принят Монреальский протокол;
— Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года;
— Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
— Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации,1971 года;
— Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 года (Дополнительный к Монреальской конвенции 1971 г.);
— Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 года;
— Соглашение о транзите 1944 года;
— Соглашение о международном воздушном транспорте 1944
года.
Большую роль в международном воздушном праве играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и т.п., которые известны под общим названием «международные авиационные регламенты».
Стандарты и рекомендации ИКАО закреплены в 18 приложениях к Чикагской конвенции, процедурах аэронавигационного обслуживания, дополнительных аэронавигационных процедурах и других документах, содержащих рекомендательные нормы. За исключением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению.
В юридической литературе встречается точка зрения о якобы договорной (особого рода) природе всех технических регламентов ИКАО. Однако в соответствии со ст. 37 Чикагской конвенции государства — члены ИКАО вправе представлять Совету ИКАО любые отклонения от авиационных регламентов (стандартов и рекомендаций), то есть исходить из своей национальной практики, воспринимая стандарты и рекомендации ИКАО лишь как желательный ориентир в унификации весьма разнообразных правил полетов, управления воздушным движением, выдачи свидетельств членам экипажа, связи, маркировки и т.д. Вместе с тем, как показывает международная практика, в сущности все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в интересах дальнейшего развития международных воздушных коммуникаций.
3. Основные принципы международного воздушного права
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государств над своим национальным воздушным пространством. Это означает, что каждое государство само определяет правовой режим использования своего воздушного пространстиа, что выражается в его исключительном праве устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном
пространстве.
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ. Данный принцип означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах международной территории и территории со смешанным режимом.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации говорит о том, что в международном воздушном праве главное — обеспечить безопасность полетов национальных летательных аппаратов.
Каковы основные положения правового регулирован», международных коммерческих воздушных сообщений
Международные воздушные сообщения (полеты) — это воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства. В процессе п сообщений осуществляется транспортировка пассажиров и грузов что классифицируется как международная воздушная перевозка*
В международном воздушном праве сформировалось несколько «свобод воздуха». К ним относятся:
1) право на беспосадочный (транзитный) полег над территорией данной страны;
2) право транзитного полета с посадкой на территории данного государства в технических и иных некоммерческих целях i, погрузки-выгрузки перевозимых грузов, а также без посадки -высадки пассажиров);
3) право выгрузки перевозимых грузов и высадки пассажиров, взятых на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;
4) право принимать на борт на территории данного государства пассажиров и грузы, если они доставляются на территорию государства флага судна (его регистрации);
5) право принимать на борт и высаживать пассажиров, погружать и выгружать грузы при нахождении на иностранной территории, если они имеют пунктом отправления или назначения территорию любого третьего государства;
6) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, через территорию государства флага регистрации воздушного судна;
7) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
8) право осуществлять все виды воздушных перевозок между .аэропортами одного и того же иностранного государства (каботаж).
Указанные «свободы воздуха» могут предоставляться воздушным судам не только государства их регистрации, но и в случае сдачи судна в аренду — государства-эксплуатанта, которое в этом случае будет самостоятельно вступать в договорные отношения по поводу коммерческих прав таких судов.