Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношения – это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Международный договор – основной источник МП.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).

Сторонами международного договора могут быть не только государства, но и международные организации и другие субъекты МП. Международные договоры могут заключаться не только в письменной форме, но и в форме устных (так называемых джентльменских) соглашений, хотя такая форма в современное время практически не используется. Международный договор может представлять не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части. Например, четыре Женевских конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года образуют единый акт под названием Женевские конвенции о защите жертв войны; в качестве другого примера можно назвать Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года. Одновременно с договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола, затем были подписаны три соглашения между СССР и США, а затем тринадцать сопутствующих соглашений, где контрагентами выступали другие государства. Наконец, в качестве примера можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 года к которой принято пятнадцать Протоколов.

Понятие и виды субъектов МП.

В МП существует две концепции, два подхода к определению того, кто является субъектами МП.

1. В рамках первого подхода субъектами МП признаются только государства, государствоподобные образования, международные межправительственные организации и нации и народы, борющиеся за свою независимость. Отметим, что еще в начале XX века на статус субъекта могли претендовать только так называемые цивилизованные государства или цивилизованные нации.

2. В рамках второго подхода в качестве субъектов, помимо вышеперечисленных, признаются юридические и физические лица (индивиды), международные хозяйственные объединения (у других авторов – ТНК), неправительственные организации.

Признаки субъектов МП.

1. внешняя обособленность;

2. персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);

3. способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

4. участие в принятии норм МП.

Классификация субъектов МП.

1. Они делятся на две основные категории – основные (первичные) и производные (вторичные). К основным относятся государства, приобретающие международную правосубъектность в силу своего возникновения независимо от чьей-либо воли. К производным (вторичным) субъектам относятся преимущественно ММПО, также государствоподобные образования, специальное положение занимают нации и народы, борющиеся за свою независимость. Пожалуй, к категории вторичных можно отнести также международные неправительственные организации, ТНК, национальные юридические лица и индивиды.

2. По временному критерию субъекты МП делятся на постоянные и временные. К постоянным относятся государства, к временным – все остальные субъекты.

3. Субъекты разграничиваются на правосоздающие (государства, ММПО, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за независимость) и правоприменяющие (индивиды, хозяйствующие субъекты, неправительственные организации и все остальные «первичные» субъекты.

4. Возможно деление субъектов по отраслевому признаку, то есть бывают субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского права; субъекты международного уголовного права; субъекты международного гуманитарного права; международного космического права и т.д.).

Формы признания государств.

Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой, вид признания называется признанием de jure. Неокончательное, неполное признание именуется de facto.

Признание de facto (фактическое) имеет место и тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности! признаваемого субъекта международного права, а также когда (субъект) считает себя временным образованием. Пример 1960 г. СССР признал де факто Временное правительство Алжира. Этой формой пользуются, когда г-о считает признание де юре преждевременным. Сейчас достаточно редко .Этот вид при­знания может быть реализован, например, путем участия призна­ваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в OOН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе., это не яв. Признанием. Признание de facto, правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Поскольку признание de facto является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании de jure правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Специфический вид-- Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.Пример.

Сущ-т т. называемое «молчаливое признание» в форме Дей-й, свидетель-хо призн-и.: Установление дип. Отнош-й с новым г-м, заключ-е 2-стороннего Д-а или продолжение отнош-й с новым правительством.

В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.

Конститутивная теория признания. Ее суть в том, что «не может быть правоотношений с государст­вом, еще не получившим признания».

Если нет призна­ния, то нет и субъекта международного права.

Декларативная теория признания.Этой теории придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущ­ность заключается в том, что признание лишь констатирует воз­никновение нового субъекта международного права. Подробнее.

Новое государство может появиться в результате: а) социаль­ной революции,; б) образования нового независимого государства в ходе национально-освободи­тельной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависи­мых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства. Истории международного права известны специальные доктрины о признании правительств, например доктрины Тобара и Эстрады.

Доктрина Тобара (ее автором являлся министр иностранных дел Эквадора Карлос Тобар) закреплена в Конвенции государств Центральной Америки от 20 декабря 1907 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции правительства договаривающихся сторон (Гвате­малы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора) не при­знают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или револю­ции, направленных против признанного правительства, пока сво­бодно избранное правительство не реорганизует страну в консти­туционных формах1. Эта доктрина преследовала цель воспрепят­ствовать бесчисленным революциям в испано-американских республиках.

Доктрина Эстрады (в то время министра иностранных дел Мексики) изложена в Коммюнике Министерства иностранных дел Мексики о признании государств от 27 сентября 1930 г.

В Коммюнике сообщалось, что правительство Мексики не дает никаких заявлений о признании, так как это посягает на суверенитет других на­ций и ведет к вмешательству во внутренние дела государств, где было свергнуто законное правительство. Поэтому отныне «мексикан­ское правительство ограничивается тем, что оно либо поддерживает дипломатические отношения либо от­зывает своих дипломатических агентов, не оценивая права чужих наций сохранять или заменять свои правительства или власти»2.

Право внешних сношений

План лекции: 1.понятие,источники 2.Органы внешних сношений-понятие, виды.3. Диппредставительства-понятие, виды, функции, персонал. 4.Классы глав ДП. 5. Дипломатические иммунитеты и привилегии: понятие, виды.6. Виды консульских учреждений. 7. Сотрудники КУ. 8. Консульские привилегии и иммунитеты.

1.Понятие, источники. Право внешних сношений — это совокупность междуна­родно-правовых норм, регламентирующих структуру, поря­док формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представитель­ство в сфере межгосударственного общения.

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и кон­сульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источни­ками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Вен­ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представи­тельстве государств в их отношениях с международными орга­низациями универсального характера 1975 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция привилегиях специализированных учреждений ООН 1947г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного сней персонала 1994 г. .Правовое положение и порядок деятельности органов вне­шних сношений в соответствии снормами международного права регламентируются актами национального законодательства, вчисле которых Конституция РФ, Федеральный закон "О меж­дународных договорах Российской Федерации", Положение о Мини­стерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержден­ное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г., Положение оПосольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. Положение о Консуль­ском учреждении Российской Федерации, утвержденное Ука­зом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвы­чайном и Полномочном После Российской Федерации в иност­ранном государстве, утвержденное Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г., и Положение о Постоянном представитель­стве Российской Федерации при международной организации, утвержденное Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г., Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве2005 г., Консульский Устав СССР 1976 г.

Органы внешних сношений

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внут­ригосударственныеи зарубежные.Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство.

К специальным органамвнешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Зарубежные органы внешних сношений — это органы го­сударства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граж­дан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные(дип­ломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при между­народных организациях) и временные(делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

Консульские функции.

Статьей 5 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляе­мого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культур­ных и научных связей между двумя государствами, а также содей­ствие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государ­ства пребывания, сообщение о них правительству представляемо­го государства и предоставление сведений заинтересованным ли­цам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих докумен­тов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридиче­ским лицам представляемого государства;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пре­бывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами го­сударства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемою государства, в особенности когда тре­буется установление над такими лицами какой-либо опеки или по­печительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждаю­щих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполне­ние судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными пра­вилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их эки­пажей, оказание им помощи.

7. Глава консульского учреждения.

В соответствии со ст. 9 Вен­ской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций — го­сударством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверя­ется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахожде­ние консульского учреждения. Представляемое государство на­правляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребыва­ния уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказы­вающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляе­мому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзеква­туре не нуждается.

Работники консульского учреждения.

К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работ­ники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как гражда­не собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипло­матического представительства и где оно не представлено тако­вым, консульское должностное лицо может, с согласия государст­ва пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

8. Консульские привилегии и иммунитеты— это со­вокупность преимуществ и иммунитетов, предостав­ляемых иностранным консульским учреждениям и их официаль­ному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями, а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохрани­лась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатиче­скими преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они пре­доставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию кон­сульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммуни­тетов. Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в ко­торых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала содержатся.

Привилегии и иммунитеты консульских учрежде­ний:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гер­бом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обы­ска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляе­мого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государ­ства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдик­ции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с кон­сульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользо­вания.

Международное морское право

Понятие, источники

Международное морское право — это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и ре­гулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.

Было 3 попытки кодификации ММП.1- в Женеве были приняты Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом.море, о рыболовстве и. охране живых ресурсов открытого моря. 2). –тоже в Женеве в 1960 г., третья –в период с 1973-1982 года.Новейшим комп­лексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., 1 Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах пре­дупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международ­ная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — от­носительно вмешательства в открытом море в случаях ава­рий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотв­ращению загрязнения моря сбросами отходов и других матери­алов 1972 г. и др.

К таким актам относятся: Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации"01.04 1993г., Федеральный закон "О внутренних водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", 1998, Федеральный закон "О континентальном Шельфе Российской Федераций"1995ш., Федеральный закон "Об исключительной эконо­мической зоне Российской Федерации"1998, КТМ 1999 г., Таможенный кодекс 2003 г., Водный кодекс 2006 г., Воздушный кодекс 1997 г. и ряд других.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет.

К внутренним морским водам относятся:

1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удален­ные в сторону моря постоянные портовые сооружения.;

2) воды заливов, бухт, губ, лиманов до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Велико­го в России, Гудзонов пролив в Канаде, Бристольский в Великобрита­нии, Габесский в Африке и т. д.; моря — Белое, Карское и др.).

4) воды, расположенные в сторону берега от прямых ис­ходных линий, принятых для отсчета ширины территориаль­ного моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов

Правовй режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. On устанавливается: внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Российской Федера­ции от 19 января 2000 г., Водным кодексом РФ от 03 июля 2006 г., Кодексом торгового мореплавания от 9 июля1999 г. Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего све­дения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению, уведомлению и приглашению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибреж­ного государства либо по его приглашению, либо с уведомлением . Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами. Вопрос…

Особый порядок предусмотрен для захода(ограничение или запрещение входа) судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмот­ра и пошлины.Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными по­шлинами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортны­ми средствами, кранами, буксирами). . В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматри­ваются определенные требования к судам, покидающим внут­ренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных 'лиц прибрежного государства

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внут­ренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибреж­ного государства

Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступле­ниях, совершенных на борту судна. В соответствии с двусто­ронними соглашениями оморском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если : 1)правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного госу­дарства; 2) если последствия правонарушения распространяются на его территорию; 3) если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи;4) если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Гражданская юрисдикция пред­полагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа могут быть также привлечены к ответственно­сти.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, npuлегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Цель создания прилежащей зоны- в связи с быстроходностью современных судов необходимость для прибрежного государства эффективно осуществлять определенные виды контроля.

Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитар­ный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отме­ряется территориальное море.

. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место на­рушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. на­чато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федера­ции наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Континентальный шельф

КШ- подводная отмель окраины материка.

Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шелъф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориалъного моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

1)первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. (

2)Согласно второму варианту, государство вправе устано­вить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер­риториального моря, если внешняя граница подводной окраи­ны материка не простирается на такое расстояние.( менее 200 м.м.).

3)Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины).( когда протяженность КШ огромна).

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств.

1).Прибрежное государство осуществ­ляет над континентальным шельфом суверенные права в це­лях разведки и разработки его природных ресурсов{ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатыва­ет природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выражен­ного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные не­живые ресурсы поверхности и недр морского Дна,' а также живые организмы "сидячих видов", те.те организмы, кото­рые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо 'могут пере­двигаться только по морскому дну или в его недрах.

2).Государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, Ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Разведка и разработка континентального шельфа не дол­жны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла.

3).Исследования на континентальном шельфе могут осуще­ствляться с согласия прибрежного государства

.4). Все государства имеют право про­кладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определя­ются по согласованию с прибрежным государством.

5) Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, при разработ­ке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взно­сы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участника­ми Конвенции на основе принципа справедливости.

Открытое море

В Конвенций ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря.

Открытое море -это водная часть морского простран­ства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для ucnользования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных,:так и не имеющих выхода,к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчине­ние какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу су­доходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств. Свобода судоходства означает, что каждое, государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда должны иметь национальность того государства, под флаго

Наши рекомендации