Палаты российского парламента также принимают участие в решении вопросов внутренней и внешней политики.

Так, к полномочиям Госдумы относится:

• ежегодное утверждение федерального бюджета на текущий год и двухлетнюю перспективу;

• утверждение ежегодного отчета Правительства об исполнении бюджета;

• утверждение федеральных налогов и сборов;

• заслушивание докладов и отчетов Председателя Счетной палаты РФ по итогам предварительных, текущих и ревизионных финансовых проверок;

• принятие законов о корректировке отдельных статей государственного бюджета на текущий финансовый год в отдельных ситуациях;

• объявление амнистии, т.е. полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, изменение наказания на более мягкое либо снятие судимости с лиц, отбывших наказание;

• принятие обращений и заявлений по вопросам международного характера;

• рассмотрение вопросов внешней политики РФ в связи с тематическими обращениями Президента, актами Правительства, а также по собственной инициативе парламентариев и их групп.

Совет Федерации осуществляет следующие внутри- и внешнеполитические полномочия:

• утверждение изменения границ между субъектами РФ. Соответствующие субъекты приходят к взаимному соглашению об изменении границ. Например, Советом Федерации были приняты соглашения о передаче некоторых населенных пунктов из одного субъекта РФ другому (Владимирская и Нижегородская области);

• утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения не позднее 72 часов с момента уведомления палаты о соответствующем решении Президента;

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства. Совет Федерации дает соответствующее разрешение в форме постановления о направлении воинских формирований для участия, например, в миротворческой деятельности в ходе разрешения военных конфликтов;

• ратификация и денонсация международных договоров.

• дача согласия на назначение дипломатических представителей России в иностранные государства и межправительственные организации, принятие заявлений и обращений, выражающих позицию палаты по вопросам внешней политики;

• назначение выборов Президента. Выборы нового главы государства назначаются Советом Федерации на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. От времени назначения до дня выборов должно пройти не менее четырех месяцев. Если Президент прекратил свои полномочия досрочно (как было с Б.Н. Ельциным 31 декабря 1999 г.), верхняя палата назначает новые выборы не позднее чем через три месяца после прекращения действующим президентом своих полномочий.

Порядок осуществления палатами своих полномочий определен в специальных регламентах.

Так, Госдума работает в режиме пленарных заседаний в ходе сессий:

весенней (с 12 января по 20 июня) и осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Весенняя сессия Совета Федерации продолжается с 25 января по 15 июля, осенняя — с 16 сентября по 31 декабря.

Заседания палат правомочны в присутствии более половины парламентариев.

Решения и постановления палат принимаются в результате голосования (открытого или тайного).

Возможно использование электронной системы подсчета голосов либо голосование по бюллетеням.

Открытое голосование может быть

· общим (когда осуществляется простой подсчет поднятых парламентариями бюллетеней)

· поименным (когда каждый парламентарий оглашает, за какое решение он отдает свой голос).

Также практикуются

· количественное (выбор варианта: «за», «против», «воздержался»),

· рейтинговое (голосуются одновременно несколько кандидатур, результаты голосования сопоставляются и выбирается та, которая собрала наибольшее количество голосов),

· альтернативное голосование (выбор одного из предложенных вариантов).

Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации работают соответственно в избирательных округах и в тех субъектах РФ, которые они представляют.

Они

· ведут прием граждан,

· изучают поступившие к ним жалобы о нарушении прав и законных интересов своих избирателей и принимают меры по устранению причин этих нарушений.

Среди обязанностей российского парламентария:

· неизменное присутствие на заседаниях палаты,

· работа в профильном комитете либо комиссии,

· поддержка постоянной связи с избирателями,

· ежегодное предоставление декларации о доходах,

· запрет заниматься иной оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой,

· обязанность соблюдать нормы парламентской этики.

Однако данные обязанности не носят юридического характера, поскольку ст. 98 Конституции РФ закрепляет юридическую неприкосновенность (парламентский иммунитет) народных избранников.

Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации в течение всего срока полномочий не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания (кроме случаев их задержания на месте преступления), не могут подвергаться личному досмотру (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

Парламентарии не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение,выраженную при голосовании позицию, иные действия, соответствующие их статусу.

Вопрос о лишении парламентариев неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генпрокурора.

Перед российскими парламентариями вопрос о привлечении депутата к уголовной ответственности ставился Генпрокурором неоднократно. За период с 1993 по 2012 г. мандата были лишены четыре депутата Госдумы.

В демократически развитых странах парламентский иммунитет компенсирует жесткая партийная дисциплина и работоспособный институт отзыва депутатского мандата избирателями.

В молодых демократиях данные элементы парламентской ответственности лишь начинают свое развитие.

Например, в Японии редкий депутат осмеливается проголосовать за законопроект вразрез с выработанной партийной линией. Специальные представители от каждой фракции отслеживают процесс голосования. Вместе с тем обсуждение законопроекта происходит в рамках каждой фракции весьма оживленно, с приглашением на заседания ответственных чиновников.

Развитый парламентаризм предполагает также наличие и работоспособность государственных органов, образуемых представительной властью.

В России к таким госорганам относятся

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

· Счетная палата РФ.

/Доклады/

Актуальные проблемы развития российского парламентаризма вытекают из непреодоленного до сих пор в России настороженного отношения главы страны и высших политических чиновников к народному и территориальному представительству.

Эта боязнь обеспечить достойные нормативно-правовые, организационные, институциональные условия законодательному представительному органу, вполне понятная в отдельные времена социально-политической дезинтеграции нашего государства, не преодолена и в настоящее время.

История первого президентства Б.Н. Ельцина, названная некоторыми исследователями «борьбой с зачатками российского парламентаризма», с очевидностью демонстрирует это.

И сегодня роль Федерального Собрания в системе государственной власти невелика по отношению к парламентам развитых демократий, как свидетельствуют оценки специалистов в области сравнительного государствоведения.

Например, процедура импичмента Президенту, равно как и механизм выражения недоверия Правительству, практически нереализуемы.

И дело тут не в коротких сроках между отдельными процедуральными стадиями и не в большом количестве задействованных лиц, а в отсутствии у российского парламента реальных гарантий против его роспуска главой государства.

В то же время, как свидетельствует международная практика контрольной деятельности парламентаризма, наибольшую эффективность демонстрирует применение процедуры импичмента к отдельным должностным лицам уровня министерств, ведомств, судебных органов.

В демократически развитых странах мира именно парламент является основной рабочей площадкой лоббизма.

Данная функция парламента вытекает из его сущности как основного органа артикуляции интересов общественности.

В России деятельность групп интересов происходит преимущественно в недрах исполнительной власти, приобретая, таким образом, непрозрачный, неподконтрольный населению характер.

В связи с этим требуется скорейшее принятие закона о лоббизме и лоббистской деятельности, главным институтом которой должен стать именно парламент.

Пока не преодоленной проблемой развития отечественного парламентаризма является отсутствие должной открытости, публичности в его деятельности.

Так, в России число открытых парламентских слушаний, заседаний с приглашением СМИ и общественных организаций невелико по сравнению с другими странами.

Требует совершенствования механизм учета мнений и предложений некоммерческих организаций в ходе экспертизы законопроектов и, в частности, общественного контроля бюджета.

В настоящее время обостряется проблематика отсутствия связи парламентариев с регионами либо избирателями, чьи интересы они представляют.

Все это существенно снижает авторитет парламента в глазах общественности.

Еще одна группа проблем связана с неразвитостью механизмов и процедур политической ответственности парламентариев, неработоспособностью норм и правил парламентской этики. Так, с 2002 г. в электронных СМИ регулярно появлялись сообщения, свидетельствующие о регулярном отсутствии депутатов на пленарных заседаниях Госдумы без уважительных причин.

25 октября 2005 г. Комиссией по этике Госдумы сообщалось: число хронических прогульщиков превышает половину всего депутатского корпуса. Из 450 депутатов более 225 регулярно не приходят на заседания. Обычно присутствуют не более 50 парламентариев.

Наконец, одной из самых болезненных проблем российского парламентаризма является низкая степень профессионализма представителей российского народа.

Из мировой парламентской практики известно, что подготовка и принятие законов требует не только профильного высшего образования, но и десятилетий работы.

85% депутатов Госдумы первого созыва (1993) не внесли ни одной законодательной инициативы.

Сегодня ситуация улучшается, однаконе столько качественно, сколько количественно.

В последние 10 лет, по данным специалистов, Госдума принимает до сотни законов в год, сокращая процесс их обсуждения до минимума (несколько дней).

Для сравнения среднее время обсуждения и принятия одного закона парламентом США составляет около месяца.

Соответственно, возрастает необходимость институциализации подготовки профессиональных политиков-законотворцев в России.

Наши рекомендации