Парламент в системегосударственной власти: мировойопыт и российская практика
Функции парламента.
1. Всенародное представительство.
Зародился как орган аристократического представительства (палата лордов в Великобритании, палата пэров во Франции).
Служит местом представительства политических предпочтений всех социальных групп населения данного государства.
Выражает политические интересы и волю граждан Российской Федерации, которые обеспечиваются путем демократических выборов.
Депутаты нижней палаты российского парламента — Государственной Думы Федерального Собрания РФ — выступают от имени своих избирателей — граждан Российской Федерации, независимо от их экономического, социального положения, происхождения и вероисповедания,
а члены верхней палаты парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представляют субъекты РФ пропорциональным образом (по два человека от каждого субъекта РФ).
Таким образом, все субъекты РФ равноправны с точки зрения представительства вне зависимости отих
· экономического положения (донор или реципиент),
· конституционного статуса (республика, край, область, автономный округ, город федерального значения)
· численности населения.
Как законодательный орган РФ парламент обладает исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции РФ) юридической силы.
Кроме парламента правом законотворчества не может обладать никто.
В рамках своей исключительной законотворческой компетенции российский парламент обладает самостоятельностью и независимостью, что соответствует принципам народного представительства и разделения власти в правовом демократическом государстве.
Вместе с тем в процессе своей законодательной деятельности Федеральное Собрание РФ взаимодействует с другими ветвями власти; Президентом РФ, Правительством РФ, судебной системой.
Это взаимодействие осуществляется в ходе законотворческого процесса, предполагающего следующие обязательные этапы:
· внесение законопроекта в Госдуму;
· подготовка законопроекта к рассмотрению;
· обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона;
· рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение;
· промульгация закона.
Рассмотрим подробнее данный алгоритм.
1. Внесение законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ (или законодательная инициатива).
В России воспользоваться данным правом могут:
· Президент РФ,
· Совет Федерации,
· члены Совета Федерации,
· Госдума,
· депутаты Госдумы,
· Правительство РФ,
· законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ.
По вопросам своего ведения правом законодательной инициативы обладают:
· Конституционный Суд РФ,
· Верховный Суд РФ,
· Высший Арбитражный Суд РФ.
Законодательные предложения иных субъектов также могут быть переданы в Госдуму, но палата не обязана их рассматривать, в отличие от материалов, представленных субъектами права законодательной инициативы.
Перечень субъектов права законодательной инициативы в России широк по сравнению с иными государствами.
В развитых демократиях правом законодательной инициативы обладают преимущественно органы и должностные лица исполнительной власти, которые, реализуя государственную политику, лучше осведомлены о необходимости и работоспособности законов в той или иной сфере.
При внесении законопроекта в Госдуму предоставляют пакет документов, содержащий:
· пояснительную записку,
· текст законопроекта,
· список федеральных законодательных актов, которые утрачивают юридическую силу либо будут изменены с принятием данного закона;
· финансово-экономическое обоснование;
· заключение Правительства РФ на законопроект (если предлагаемый акт затрагивает финансовые аспекты деятельности государства).
Подготовка законопроекта к рассмотрению.
На данном этапе Совет Госдумы направляет законопроект в профильный комитет, который и отвечает далее за его судьбу в рамках палаты, и вносит работу над проектом в программу законодательной деятельности палаты.
Одновременно законопроект вносится на рассмотрение всемсубъектам права законодательной инициативы.
Если законопроект касается высших судов РФ или относится к предметам совместного ведения субъектов РФ, то он направляется и в эти органы государственной власти.
Результаты рассмотрений законопроекта возвращаются в комиссии для изучения, после чего составляется один законопроект, который и будет вынесен на первое чтение, а также разослан субъектам права законодательной инициативы.
Остальные варианты остаются в качестве поправок и дополнений.
Промульгация закона.
Закон, принятый парламентом, направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования текста закона. В течение 14 дней со дня поступления закона Президенту РФ он может его подписать либо мотивированно отклонить (например, по причине нечеткости редакции акта, его противоречия Конституции РФ, своего несогласия с отдельными положениями и др.).
Не подлежат президентскому вето только федеральные конституционные законы и законы о поправках Конституции РФ.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в
· «Парламентской газете»,
· «Российской газете»,
· «Собрании законодательства Российской Федерации»
· или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Помимо законотворческой деятельности, которая составляет основное занятие парламентариев.
Федеральное Собрание РФ реализует функции в сфере кадровых назначений, парламентского контроля, формирования иных органов государственной власти.
Так, в кадровой сфере Госдума:
• дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. В случае отклонения кандидатуры Госдумой Президент в течение семи дней со дня голосования вносит вторую кандидатуру; если и она будет отклонена - третью (также в течение недели). После трехкратного отклонения кандидатур Президент РФ распускает Госдуму, назначает новые выборы палаты и Председателя Правительства РФ по своему усмотрению.
В 1998 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин трижды вносил на утверждение Госдумы кандидатуру С.В. Кириенко на пост главы Правительства РФ. Кандидатура была утверждена в третий раз, под угрозой роспуска Госдумы;
• дает согласие на назначение на должности и освобождение от них Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, пяти членов ЦИК. Кандидатуры на все указанные должности назначаются по результатам тайного либо рейтингового голосования, когда часть кандидатов отсеивается. Для утверждения кандидатур достаточно простого большинства голосов палаты.
В области кадровой политики Совет Федерации:
• назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного Суда РФ, а также представителей в высшую квалификационную коллегию судей. Кандидатуры на указанные должности Совету Федерации представляет Президент РФ лично либо полномочный представитель Президента в палате по его поручению. Совет Федерации по результатам тайного голосования назначает председателя, его заместителей и членов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда, а также членов Конституционного Суда (Председателя, его заместителей и секретаря Конституционного Суда последний избирает сам в ходе тайного голосования из состава назначенных судей);
• назначает на должность и освобождает от нее Генпрокурора и (с 1999 г.) его заместителей. Кандидатура на должность Генпрокурора представляется Президентом; затем она утверждается верхней палатой по результатам тайного голосования простым большинством голосов. В случае если кандидатура не нашла поддержки парламентариев, Президент представляет новую;
• назначает на должность и освобождает от нее заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Порядок назначения аналогичен предыдущему;
• назначает на должность и освобождает от нее пять из 15 членов ЦИК России из числа кандидатур, предлагаемых органами государственной власти субъектов РФ. Голосование проходит по каждой кандидатуре отдельно, повторного голосования по одной и той же кандидатуре не допускается. Досрочное освобождение членов ЦИК России от своей должности производится путем тайного голосования палаты.
В сфере политического контроля Госдума также реализует ряд полномочий, а именно:
• выдвигает обвинение Президенту РФ.Не менее трети депутатов российского парламента выносит предложение о выдвижении обвинения Президента. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления главы государства.
Затем формируется специальная комиссия палаты, председатель которой избирается в результате открытого голосования.
Комиссия формируется по принципу пропорционального представительства депутатских фракций.
Комиссия проводит расследование по существу дела, в ходе которого может запрашивать материалы, приглашать на свои заседания должностных лиц, экспертов и т.п.
По итогам работы комиссии формулируется обвинение, сущность которого докладывается на заседании Госдумы.
После этого проводится голосование. За выдвижение обвинения должно проголосовать квалифицированное большинство депутатов Госдумы.
Обвинение Президенту РФ выдвигалось парламентом РФ трижды:
· в марте и сентябре 1993 г. (Верховным Советом РФ),
· а также в мае 1999 г. (Госдумой).
В ходе последней попытки Госдумой было выдвинуто обвинение Б.Н.Ельцину по пяти пунктам
· развал СССР;
· разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 г.;
· развязывание войны в Чечне;
· развал армии
· геноцид русского народа.
Ни по одному из пунктов обвинения не было набрано необходимых 300 голосов:
за обвинение в развале СССР проголосовало 239 депутатов,
за обвинение в событиях 1993 г. - 263,
за обвинение в развале армии — 241,
за обвинение в войне в Чечне — 283,
за обвинение в геноциде российского народа - 238;
• решает вопрос о недоверии Правительству РФ.
Председатель Правительства ставит перед палатой вопрос о доверии возглавляемому им правительству.
Данный вопрос выносится на голосование.
Если решение о доверии не получает простого большинства голосов депутатов, на голосование ставится вопрос о недоверии правительству.
Если и по данному вопросу простого большинства голосов не получено, вопрос снимается с обсуждения и правительство остается.
Таким образом, Правительство может поднимать перед Госдумой вопрос о доверии по собственной инициативе.
В свою очередь, Госдума вправе ставить вопрос о недоверии Правительству.
Его выдвигает инициативная группа, состоящая не менее чем из одной пятой от общего числа депутатов.
Недоверие может быть выражено по отношению к Правительству в целом, а не к отдельным министрам.
Вопрос о недоверии Правительству вносится в повестку дня и рассматривается палатой в течение недели со дня внесения.
В ходе рассмотрения Госдумой вопроса о недоверии Председатель Правительства либо его заместитель может выступить перед парламентариями, ответить на вопросы депутатов. В результате открытого или тайного голосования простым большинством голосов принимается постановление о недоверии Правительству. Данное постановление отсылается Президенту, который может отправить Правительство в отставку, а может не предпринимать ничего.
В случае если Госдума в течение трех последующих месяцев принимает повторное постановление о недоверии Правительству, Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Госдуму.
В России постановление о недоверии Правительству было принято Думой только один раз, в 1995 г., когда его Председателем был В.С. Черномырдин. В ответ Правительство поставило вопрос о доверии перед Госдумой. Поскольку отказ в доверии мог повлечь за собой роспуск палаты, данный вопрос не выносился на голосование. Вместо этого был проведен предварительный подсчет голосов парламентариев с договоренностью: если недоверие Правительству не будет поддержано большинством депутатов, то Правительство снимает с повестки дня парламента вопрос о доверии. Именно так и случилось.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ ограничиваются отрешением Президента от должности.
Совет Федерации получает постановление Госдумы о выдвижении обвинения против Президента, а также заключение Верховного Суда РФ о правомерности этого обвинения.
Вопрос об отрешении Президента от должности выносится на голосование палаты.
При получении квалифицированного большинства голосов принимается соответствующее постановление, которое затем направляется со всеми документами в Конституционный Суд.
В случае положительного вердикта Конституционного Суда РФ Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении главы государства от должности.
Также контролирующими можно считать полномочия палат обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами:
· о толковании Конституции РФ;
· соответствии российской Конституции законов и иных нормативных правовых актов,
· а также не ратифицированных международных договоров;
· соблюдении процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ (с данным вопросом полномочен и обязан обращаться только Совет Федерации).
При этом соответствующие обращения имеют право подавать только палаты в целом либо группы парламентариев численностью не менее одной пятой.
ПАРЛАМЕНТ В СИСТЕМЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: МИРОВОЙОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Парламент(англ, parliament. франц. parlement, от parler — говорить) — высший представительный законодательный орган власти.
Парламенты существуют сотни лет. Их прототипы были в Древней Греции и Древнем Риме.
Первые европейские парламенты были созваны в
Исландии (конец 800-х гг.),
Ирландии (930)
Англии (1215).
Первоначально функцией парламента было сословное представительство (английский парламент зародился как орган, представляющий интересы феодалов, с целью контроля финансовых расходов короля).
Позднее, в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. парламент помимо представительства стал осуществлять и законотворческую функцию.
В настоящее время парламенты существуют практически во всех политических системах.
Они называются по-разному, в соответствии с национальными политическими традициями народного представительства (ассамблеи, сенаты, палаты, думы, сеймы и т.д.), играют различную роль в системе государственной власти, имеют различный политический статус.
Страна | Тип | Название | Верхняя палата | Нижняя палата |
Австралия | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата представителей |
Австрия | двухпалатный | Федеральное собрание | Бундесрат | Национальрат |
Азербайджан | однопалатный | Милли Меджлис | ||
Албания | однопалатный | Народное собрание | ||
Андорра | однопалатный | Генеральный совет долин | ||
Аргентина | двухпалатный | Национальный конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Армения | однопалатный | Национальное собрание | ||
Афганистан | двухпалатный | Национальная Ассамблея | Мешран-о-Джирга | Волеси Джирга |
Бангладеш | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Белоруссия | двухпалатный | Национальное собрание | Совет Республики | Палата представителей |
Белиз | двухпалатный | Национальное собрание | Сенат | Палата представителей |
Бельгия | двухпалатный | Федеральный парламент | Сенат | Палата представителей |
Болгария | однопалатный | Народное собрание | ||
Босния и Герцеговина | двухпалатный | Парламентская скупщина | Палата народов | Палата представителей |
Боливия | двухпалатный | Национальный конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Бразилия | двухпалатный | Национальный конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Бруней | однопалатный | Законодательный совет | ||
Бутан | двухпалатный | Цонгду | Национальный совет | Национальная ассамблея |
Вануату | однопалатный | Национальное собрание | ||
Великобритания | двухпалатный | Парламент | Палата лордов | Палата общин |
Венгрия | однопалатный | Национальное собрание | ||
Венесуэла | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Вьетнам | однопалатный | Национальное собрание | ||
Гайана | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Германия | однопалатный | Бундестаг | ||
Греция | однопалатный | Парламент | ||
Грузия | однопалатный | Парламент | ||
Дания | однопалатный | Фолькетинг | ||
Египет | двухпалатный | Парламент | Народная ассамблея | Совет Шура |
Замбия | однопалатный | Национальная Ассамблея | ||
Израиль | однопалатный | Кнессет | ||
Индия | двухпалатный | Сансад | Раджья Сабха | Локсабха |
Индонезия | двухпалатный | Народный консультативный конгресс | Совет народных представителей | Совет представителей регионов |
Иордания | двухпалатный, законосовещательный | Мажлис | Собрание аянов | Палата депутатов |
Ирак | однопалатный (временно) | Совет представителей | ||
Иран | однопалатный | Исламский консультативный совет | ||
Ирландия | двухпалатный | Ойряхтас | Сенат Эрен | Дойл Эрен |
Исландия | однопалатный | Альтинг | ||
Испания | двухпалатный | Генеральные кортесы | Сенат | Конгресс депутатов |
Италия | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата депутатов |
Казахстан | двухпалатный | Парламент | Сенат | Мажилис |
Камбоджа | двухпалатный | Парламент | Сенат | Национальная ассамблея |
Канада | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата общин |
Кения | двухпалатный | Парламент | Сенат | Национальная ассамблея |
Кипр | однопалатный | Палата представителей | ||
Киргизия | однопалатный | ЖогоркуКенеш | ||
КНР | однопалатный | Всекитайское собрание народных представителей | ||
КНДР | однопалатный | Верховное народное собрание | ||
Республика Корея | однопалатный | Национальное собрание | ||
Колумбия | двухпалатный | Конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Куба | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Кувейт | однопалатный | Меджлис аль-Умма | ||
Латвия | однопалатный | Сейм | ||
Лаос | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Ливан | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Литва | однопалатный | Сейм | ||
Люксембург | однопалатный | Палата депутатов | ||
Македония | однопалатный | Собрание | ||
Малайзия | двухпалатный | Парламент | Дом Нации | Дом Народа |
Мали | однопалатный | Собрание | ||
Мальдивы | однопалатный | Парламент | ||
Мексика | двухпалатный | Союзный конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Молдавия | однопалатный | Парламент | ||
Монголия | однопалатный | Великий государственный хурал | ||
Мьянма | двухпалатный | Ассамблея Союза | Палата национальностей | Палата представителей |
Науру | однопалатный | Парламент | ||
Непал | однопалатный | Учредительное собрание | ||
Нидерланды | двухпалатный | Генеральные штаты | Сенат | Палата представителей |
Никарагуа | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Новая Зеландия | однопалатный | Парламент | Палата представителей | |
Норвегия | однопалатный | Стортинг | ||
Оман | однопалатный | Меджлис аш-Шура | ||
Пакистан | двухпалатный | Маджлисе-е Шура | Сенат | Национальная ассамблея |
Парагвай | двухпалатный | Конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Перу | однопалатный | Конгресс Республики | ||
Польша | двухпалатный | Национальная ассамблея | Сенат | Сейм |
Португалия | однопалатный | Ассамблея Республики | ||
Россия | двухпалатный | Федеральное Собрание | Совет Федерации | Государственная Дума |
Румыния | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата депутатов |
Сальвадор | однопалатный | Законодательная ассамблея | ||
Сан-Марино | однопалатный | Большой и генеральный совет | ||
Саудовская Аравия | однопалатный, законосовещательный | Меджлис аш-Шура | ||
Сербия | однопалатный | Скупщина | ||
Сирия | однопалатный | Народный совет | ||
Словакия | однопалатный | Народная рада | ||
Словения | двухпалатный | Парламент | Национальный совет | Национальная ассамблея |
США | двухпалатный | Конгресс | Сенат | Палата представителей |
Суринам | однопалатный | Национальная ассамблея | ||
Таджикистан | двухпалатный | Маджлиси Оли | Маджлисимилли | Маджлисинамояндагон |
Туркмения | однопалатный | Меджлис | ||
Турция | однопалатный | Великое национальное собрание | ||
Узбекистан | двухпалатный | ОлийМажлис | Сенат | Законодательная палата |
Украина | однопалатный | Верховная Рада | ||
Уругвай | двухпалатный | Генеральная ассамблея | Сенат | Палата депутатов |
Филиппины | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата представителей |
Франция | двухпалатный | Парламент | Сенат | Национальное собрание |
Хорватия | однопалатный | Сабор | ||
Черногория | однопалатный | Скупщина | ||
Чехия | двухпалатный | Парламент | Сенат | Палата депутатов |
Чили | двухпалатный | Национальный конгресс | Сенат | Палата депутатов |
Швейцария | двухпалатный | Федеральное собрание | Совет кантонов | Национальный совет |
Швеция | однопалатный | Риксдаг | ||
Эквадор | однопалатный | Национальный конгресс | ||
Эстония | однопалатный | Рийгикогу | ||
Япония | двухпалатный | Коккай | Палата советников | Палата представителей |
Функции парламента.
1. Всенародное представительство.
Зародился как орган аристократического представительства (палата лордов в Великобритании, палата пэров во Франции).
Служит местом представительства политических предпочтений всех социальных групп населения данного государства.