Особенности кадровой политики в России
Характеристики | До реформы экономики (1985-1995 it.) | После реформы |
Тип власти обществе | Автократия. Проявилась в обществе в форме господства партийно-государственного аппарата и их лидеров над всем народом. На предприятиях поддерживалась жесткая власть директора под контролем парткома | Демократия. В обществе завершается переход к демократии от автократии в условиях сильного влияния охлократии. На предприятиях властные функции осуществляются собственниками имущества и назначенными ими менеджерами |
Стиль руководства | Автократический. Концентрация власти у руководителей партийных, советских и хозяйственных организаций по принципу демократического централизма | Смешанный. С преобладанием авторитарного и демократического тиля, отражающего интересы собственников и трудового коллектива предприятия |
Философия предприятия | Коммунистическая. Сильное влияние Программы КПСС и Морального кодекса строителя коммунизма, подчинение личных интересов и потребностей общегосударственным интересам | Социалистическая. Возрастание роли групповой философии фирмы на основе глобальных целей предприятия, общечеловеческих ценностей, религии, социальных благ и гарантий |
Соблюдение прав человека | Права человека нарушались в части свободы слова, печати, право на жилище и свободу передвижения | Приоритеты соблюдения Всеобщей декларации прав человека ООН |
Роль трудового коллектива в управлении предприятием | не имело существенного значения по сравнению с мнением администрации. вышестоящего хозяйственного органа и партийной организации | На втором плане после собственника, имеет значение в формировании планов социального развития, определении условий оплаты труда, участвует в управлении в качестве мелких акционеров |
принцип найма руководителя | Назначение руководителя предприятия пpoводилось вышестоящим государственным органом по согласованием с партийным комитетом | Найм, назначение и избрание руководителя предприятия осуществляются собственником (предприятия или уполномоченным им органом советом управления) |
Негативные явления в кадровой политике | Злоупотребление служебным положением в связи с абсолютизацией власти; авторитарный стиль управления и феодальная психология «волкодава», кулачного бойца. сильной личности; карьеризм, протекционизм и семейственность в виду кабинетного подбора кадров (непотопляемые руководители); психология удаленности от масс {отдельные залы столовой, охотничьи домики); зажим критики и гласности в коллективе путем использования принципа «разделяй и властвуй»; нарушение принципа социальной справедливости | Максимизация групповых интересов собственников предприятия в ущерб -народнохозяйственным (групповой эгоизм); психология |
Наблюдается постепенный переход от автократического типа власти в обществе к демократическому, в связи с уходом старой партийной гвардии от дел, хотя к власти пришло значительное число молодых руководителей новой волны со смешанным стилем руководства.
Таким образом, кадровая политика развивается вместе с развитием общества, его социально-экономических институтов и должна постоянно совершенствоваться, создавать кадровый задел. Она должна изменяться под влиянием происходящих процессов, в том числе политических быть, гибкой и диалектичной в своих проявлениях. Посредством кадровой политики осуществляются основные цели развития общественных отношений, их демократизация. Кадровая политика влияет на эффективность деятельности любого органа и организации, на развитие государства в целом и возможности каждого человека. Поэтому необходимо, чтобы разработка кадровой политики велась на базе новейших научных достижений в философии, управлении, психологии, социологии, профессиологии и других науках.
Кадровая политика — это социальное явление, отражающее наиболее общие, стратегические направления деятельности субъекта социального управления по формированию, развитию и рациональному использованию трудового потенциала предприятия, организации, общества.
Как социальное явление, кадровая политика имеет сложную структуру. В качестве субъекта кадровой политики могут выступать различные социальные образования: политические партии, предпринимательские структуры, органы государственной власти (министерства, ведомства), государства в целом. Если субъектом кадровой политики выступает государства, то в таком случае есть основание говорить о государственной кадровой политике.
Под государственной кадровой политикой (англ. state personnel policy) в широком смысле понимается сложное социальное явление, содержание которого составляют стратегические направления деятельности субъекта социального управления по формированию, развитию и рациональному/ использованию трудового потенциала общества. Государственная кадровая политика должна соответствовать общественным потребностям и уровню современного знания. Сущность кадровой политики определяется государством исходя из направления развития общества, структуры государственного аппарата, форм собственности, возникновения новых общественных отношений и т.п. Кадровая политика устанавливает на перспективу комплекс целей развития отношений между различными категориями работающих, пределы полномочий, когда долгосрочная цель связана с различными конкретными ситуациями на протяжении какого-то периода времени.
Государственная кадровая политика — действенный фактор мобилизации и сосредоточения усилий государственных и общественных институтов на решении задач устойчивого развития и эффективного использования кадрового потенциала страны и комплектования и профессионального развития кадров.
В узком смысле — государственная кадровая политика выступает как стратегия, политический курс работы с кадрами, обоснованный и закрепленный в официальных документах, определяющих деятельность государственных структур по установлению и регулированию кадровых отношений в конкретно исторических условиях развития общества1. Центральный компонент этой политики — стратегия федеральных органов по формированию, развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Российской Федерации, мобилизации и профессиональному использованию кадрового потенциала рабочей силы (персонала).
Кадровая политика государства служит той исходной базой, без которой невозможны взаимодействие и координация работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур. Именно она может выступать интегрирующим фактором продуктивного использования трудовых ресурсов страны.
Это будет достигнуто, когда опираясь на богатые национальные традиции, российский менталитет, стремление людей к демократическому обновлению общества, современная кадровая политика государства вберет в себя достижения мирового опыта формирования и регулирования кадровых отношений. Но конструктивная деятельность, направленная на ликвидацию политического монополизма, становление многопартийности, утверждение приоритетов государства в решении кадровых вопросов, пока не дала ощутимых результатов.
Все новаторство в этом деле ограничивается лишь признанием необходимости разработки государственной (федеральной) политики в области кадров. На практике органы власти, государственные учреждения, организации, фирмы ведут поиск своих путей формирования культуры кадровой работы методом проб и ошибок. Особенно они заметны при анализе тенденций, связанных с оттоком высококвалифицированных специалистов из государственных структур в сферу частного бизнеса. Государственный аппарат стал источником и чуть ли не основным поставщиком высококвалифицированных кадров в негосударственные структуры. Очень часто казенный подход к людям по-прежнему остается приоритетным методом в системе отношений «администрация—работник». Кадровый кризис выдвигает на первый план разработку концепции государственной кадровой политики, принципов и механизмов ее реализации. Одна из основополагающих проблем современной государственная кадровая политика — определение ее субъектов и объектов, характера их взаимодействия.
Под субъектом государственная кадровая политика понимается носитель определенных законом компетенции, прав и ответственности в разработке и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов. Каждому субъекту соответствует свой круг функций и полномочий, как правило, определяемый статусом, назначением данного субъекта и «границами» объекта управленческого регулирования (кадры аппарата государственного учреждения, хозяйственной или общественной структуры). В своих действиях субъекты государственная кадровая политика относительно самостоятельны и независимы, как того требуют принципы демократии и плюрализма, в том числе в вопросах отбора людей на работу, оплаты труда, создания условий для высокоэффективной производственной и творческой деятельности. О субъектах можно говорить не только в организационно-управленческом плане, когда речь идет о функциях, правах и обязанностях органа власти, партии, хозяйственной структуры, но и в социальном плане, когда в качестве субъектов выступают народ, социум, человек.
По Конституции РФ многонациональный народ выступает единственным источником власти, а исходя из этого — и первоосновой государственной кадровой политики. Человек для государства высшая социальная ценность. Однако реализация этого конституционного положения встречает немало трудностей из-за недостаточной политической культуры, относительно слабого участия народа в государственном управлении. Поэтому сейчас важно стимулировать, обеспечить законодательно, организационно, психологически активность народа, различных социумов в общественно-политической жизни, в том числе в выработке и претворении в жизнь государственной кадровой политики. Однако народ как социальная общность не един: у разных групп разные интересы, часто полярные. Низка правовая культура, при разработке государственной политики у многих не хватает профессиональных знаний и умений.
Народ осуществляет свои функции и решает стоящие перед ним в кадровой политике задачи как непосредственно (через референдумы, выборы высших и региональных должностных лиц — президента, губернаторов, мэров, глав администраций и др.), так и опосредованно (через представительные органы, демократические процедуры, учет общественного мнения и др.).
В то же время народ в значительной степени делегирует свои полномочия и функции в кадровой политике государству и его структурам как политической организации народа, а отдельные группы населения — политическим партиям, общественным, экономическим, другим объединениям и движениям. Через государство и его институты, а также политические партии народ принимает участие в управлении кадровыми процессами. Осознание этого имеет принципиальное значение.
Государство, выступая главным субъектом кадровой политики, в значительной мере формирует ее. Государство должно учитывать не только интересы народа, социальных слоев и групп, но и интересы отдельного человека. Каждой ветви власти как субъекту кадровой политики Конституцией страны и законами делегируются определенные функции. Федеральное Собрание придает кадровой политике легитимный характер, законодательно закрепляя ее основы и принципы, в определенной мере контролируя ее осуществление, органы исполнительной власти участвуют в разработке и реализации государственная кадровая политика; судебная власть и прокуратура контролируют соблюдение законности в работе с кадрами, осуществляют правовую и социальную защиту служащих, всех наемных работников, разрешает конфликты, возникающие при решении отдельных кадровых вопросов. Своей кадровой политикой государство стимулирует участие в решении кадровых проблем профсоюзов, рассматривая их в качестве ведущего и влиятельного субъекта кадровых отношений, особенно в области защиты социальных прав и гарантий трудящихся, определения условий труда и его оплаты.
Не меньшую роль в реализации кадровой политики играют политические партии и движения
При смене партий у власти происходит определенная смена государственной элиты. Однако распада бывшей у власти элиты в большинстве случаев не происходит. Государственно-управленческая элита противостоит своему распаду и деградации путем «кооптации», «рекрутирования» новых членов, причем в составе элиты, как правило, имеется базисное ядро, которое выдерживает даже крупные политические потрясения. Механизм взаимоотношений политических партий и государства в работе с кадрами представлен в (табл. 4).
Таблица 4