Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А16
А2 А17
А3 А18
А4 А19
А5 А20
А6 А21
А7 А22
А8 А23
А9 А24
А10 А25
А11 А26
А12 А27
А13 А28
А14 А29
А15 А30

Часть 2

Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок.

В1 стратификации <или > стратификация
В2 восприятие
В3 БАВАБ
В4
В5 АБАБ
В6 ЗЖДБВАГ

Часть 3

Задания части 3 оцениваются от двух до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.

C1

Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
В ответе могут быть названы следующие функции политической партии: - представление общественных интересов; - участие в формировании политической элиты; - разработка политических программ; - распространение политической информации; - участие в избирательных кампаниях; - организация массовых политических действий. Могут быть названы и другие функции.  
Правильно названы три функции при отсутствии неверных позиций
Правильно названы одна - две функции
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

C2

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
В ответе могут быть приведены следующие примеры социализации: 1) ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм; 2) ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества; 3) человек входит в социальную группу и становится ее участником – происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей. Могут быть приведены и иные примеры.  
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведён один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
C3

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
В ответе должны быть названы следующие методы: 1) выдвижение гипотез (гипотеза); 2) теоретический анализ; 3) практическое исследование (наблюдение).  
Указаны три метода
Указаны два метода
Указан один метод
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)


C4

Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Могут быть приведены следующие определения науки: 1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»; 2) «система знаний и вид духовного производства»; 3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»; 4) «отдельные отрасли научного знания».  
Приведены три определения
Приведены два определения
Приведено одно определение, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2
C5

Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.  
Дан ответ, и указана причина
Дан ответ без указания причины
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

C6

Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Могут быть указаны такие проблемы, например: - проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.); - процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.); - экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.). Могут быть указаны другие проблемы.  
Указаны три проблемы и науки, их изучающие
Указаны две - три проблемы и науки, изучающие две из них
Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
C7

Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования; 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей; 3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры.  
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведён один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

C8.1
Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
C8.2
Социальная психология «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
C8.3
Экономика «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).
C8.4
Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
C8.5
Политология «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
C8.6
Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

Ответ:

C8.1 – С8.6
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и / или собственный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни и / или личного опыта) не в контексте задания.
Максимальный балл

Наши рекомендации