Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию
Часть 1
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | А16 | ||
А2 | А17 | ||
А3 | А18 | ||
А4 | А19 | ||
А5 | А20 | ||
А6 | А21 | ||
А7 | А22 | ||
А8 | А23 | ||
А9 | А24 | ||
А10 | А25 | ||
А11 | А26 | ||
А12 | А27 | ||
А13 | А28 | ||
А14 | А29 | ||
А15 | А30 |
Часть 2
Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок.
В1 | стратификации <или > стратификация |
В2 | восприятие |
В3 | БАВАБ |
В4 | |
В5 | АБАБ |
В6 | ЗЖДБВАГ |
Часть 3
Задания части 3 оцениваются от двух до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.
C1 |
Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие функции политической партии: - представление общественных интересов; - участие в формировании политической элиты; - разработка политических программ; - распространение политической информации; - участие в избирательных кампаниях; - организация массовых политических действий. Могут быть названы и другие функции. | |
Правильно названы три функции при отсутствии неверных позиций | |
Правильно названы одна - две функции | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C2 |
С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
В ответе могут быть приведены следующие примеры социализации: 1) ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм; 2) ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества; 3) человек входит в социальную группу и становится ее участником – происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей. Могут быть приведены и иные примеры. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведён один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C3 |
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
В ответе должны быть названы следующие методы: 1) выдвижение гипотез (гипотеза); 2) теоретический анализ; 3) практическое исследование (наблюдение). | |
Указаны три метода | |
Указаны два метода | |
Указан один метод | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7. |
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
C4 |
Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Могут быть приведены следующие определения науки: 1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»; 2) «система знаний и вид духовного производства»; 3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»; 4) «отдельные отрасли научного знания». | |
Приведены три определения | |
Приведены два определения | |
Приведено одно определение, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C5 |
Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования. | |
Дан ответ, и указана причина | |
Дан ответ без указания причины | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C6 |
Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Могут быть указаны такие проблемы, например: - проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.); - процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.); - экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.). Могут быть указаны другие проблемы. | |
Указаны три проблемы и науки, их изучающие | |
Указаны две - три проблемы и науки, изучающие две из них | |
Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C7 |
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования; 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей; 3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведён один пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
C8 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
C8.1 |
Философия | «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен). |
C8.2 |
Социальная психология | «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин). |
C8.3 |
Экономика | «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо). |
C8.4 |
Социология | «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг). |
C8.5 |
Политология | «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий). |
C8.6 |
Правоведение | «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье). |
Ответ:
C8.1 – С8.6 |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и / или собственный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт. | |
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. | |
Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни и / или личного опыта) не в контексте задания. | |
Максимальный балл |