Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ

Демонстрационный вариант КИМ 2006 г.

Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Директор ФИПИ Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России - student2.ru А.Г. Ершов

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ

Демонстрационный вариант 2006 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 состоит из 33 заданий (А1 – А33). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 – В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 – С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А33) поставьте знак «´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1

Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

1) 1223 г., 1240 г.
2) 1478 г., 1485 г.
3) 1510 г., 1521 г.
4) 1552 г., 1556 г.
A2

Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1) Успенский в Москве
2) Софийский в Киеве
3) Покровский в Москве
4) Дмитриевский во Владимире
A3

Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

1) рекруты
2) рядовичи
3) стрельцы
4) дружина
A4

Великий князь Владимирский в конце XIII в. - XIV в. приобретал право на княжение при условии

1) согласия Земского собора
2) согласия Боярской думы
3) передачи этого права от отца к сыну
4) получения ярлыка в Орде

A5

Сенат, Синод, коллегии появились в России в

1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
A6

Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) А.Г. Орлов
2) Г.А. Потемкин
3) А.Д. Меншиков
4) П.А. Румянцев
A7

Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом
2) уложением
3) челобитной
4) реляцией
A8

Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как

1) правление семибоярщины
2) бироновщина
3) правление верховников
4) аракчеевщина
A9

В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

1) лично выбирать и назначать наследника
2) выбирать наследника вместе с Сенатом
3) передавать престол строго по наследству
4) передавать престол только по мужской линии

A10

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к какому веку относятся описанные события.

«Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т. е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины <…> тянувшие людей в разные стороны».

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XV в. 4) XIX в.
A11

Даты 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г. относятся к

1) процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости
2) началу царствований российских императоров
3) реформам государственного управления
4) началу военных кампаний
A12

Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?

1) А.В. Суворов
2) П.С. Нахимов
3) С.О. Макаров
4) А.Н. Куропаткин
A13

Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

1) мещане
2) купцы
3) бояре
4) дворяне

A14

Издание указа об «обязанных крестьянах», проведение П.Д. Киселевым реформы государственных крестьян, работа Секретных комитетов для разработки проектов улучшения положения крепостных крестьян – относятся к царствованию

1) Павла I
2) Николая I
3) Александра III
4) Николая II
A15

Что было одной из причин неудач «хождения в народ» в 1874 г.?

1) выбор народниками тактики террора как основной формы борьбы
2) нежелание социал-демократов поднимать крестьян на восстание
3) невосприимчивость пролетариата к пропаганде марксизма
4) неприятие революционной пропаганды крестьянами
A16

Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860 – 1870-х гг.?

А) присяжные заседатели
Б) пожилое
В) подворная подать
Г) Избранная рада
Д) отрезки
Е) мировые посредники

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ

A17

Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошел в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что все кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, <Александр> сказал:

– Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!

– Ваше величество, – отвечал Пален, – последующие страницы заставят позабыть эту первую страницу.

– Но поймите же, – воскликнул Александр, – в народе станут говорить, что я убийца отца!»

1) 1796 г. 2) 1801 г. 3) 1812 г. 4) 1848 г.
A18

Составной частью столыпинской аграрной реформы было

1) укрепление сельской общины
2) проведение переселенческой политики
3) введение временнообязанного состояния крестьян
4) ликвидация помещичьего землевладения
A19

Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его арест по решению Временного правительства произошли в

1) ноябре 1916 г.
2) феврале 1917 г.
3) августе 1917 г.
4) ноябре 1917 г.
A20

Принятая в июле 1918 г. Конституция РСФСР утвердила в стране

1) унитарное устройство государства
2) диктатуру пролетариата
3) принцип разделения властей
4) всеобщее избирательное право

A21

Экономическую политику советского государства в годы Гражданской войны называют

1) политикой коллективизации
2) политикой ускорения социально-экономического развития
3) новой экономической политикой
4) политикой «военного коммунизма»
A22

Для политики нэпа была(-о) характерна(-о)

1) национализация всех промышленных предприятий
2) внедрение товарно-денежных отношений в экономику
3) отмена свободного найма рабочей силы
4) натуральная форма оплаты труда
A23

Что из названного относится к целям культурной революции
1920 – 1930-х гг.?

1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры
A24

Прочитайте отрывок из книги и укажите период, к которому относятся описанные события.

«Где-то в подполье, в нищете, в тесноте работал отринутый, распятый… Андрей Платонов. О том, что Булгаков пишет «Мастера и Маргариту», знали десять или пятнадцать человек. Если бы этот роман можно было запомнить наизусть, он сжег бы его, как жгла над пепельницей свои стихи Анна Ахматова».

1) 1910-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1950-е гг.
4) 1970-е гг.
A25

К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение
2) Сталинградская битва
3) битва на Орловско-Курской дуге
4) Висло-Одерская операция
A26

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«– Руководил всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, производил наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения».

1) Ставка Верховного Главнокомандования
2) Реввоенсовет
3) Совет по эвакуации
4) Совет Труда и Обороны
A27

В каком году в СССР Съездом народных депутатов был введен пост Президента СССР?

1) 1977 г.
2) 1985 г.
3) 1990 г.
4) 1999 г.
A28

Репрессии, проведенные по «ленинградскому делу» в конце 1940-х – начале 1950-х гг., затронули представителей

1) высшего руководства армии
2) партийно-государственного аппарата
3) ученых-генетиков
4) военнослужащих
A29

Экономические реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. связаны с именем

1) Г.М. Маленкова
2) Ю.В. Андропова
3) А.Н. Косыгина
4) Л.П. Берия

A30

Что было одной из причин тяжелого положения в деревне в первые годы после Великой Отечественной войны?

1) затрата средств на освоение целинных земель
2) ликвидация колхозов
3) ухудшение демографической ситуации
4) ликвидация МТС
A31

Какие из названных положений содержались в докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»?

А) Сталин виноват в массовых репрессиях
Б) в репрессиях виноват только КГБ
В) Сталин присвоил себе единоличную власть в государстве
Г) в репрессиях виноваты соратники Сталина
Д) невинно арестованных людей подвергали пыткам
Е) Сталин действовал правильно до 1936 г.

Укажите верный ответ.

1) АГЕ 2) АВД 3) ВГЕ 4) БГД
A32

Прочтите отрывок из секретной справки ГУЛАГа и укажите годы, о которых идёт речь в отрывке.

«За год убыло из лагерей и колоний 1 610 616 заключенных… Снижение численности заключенных… объясняется освобождением заключенных по указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления…»

1) 1936 – 1937 гг.
2) 1945 – 1946 гг.
3) 1953 – 1954 гг.
4) 1964 – 1965 гг.
A33

Какое событие, связанное с внешней политикой России, относится к 1992 – 1999 гг.?

1) вступление в блок НАТО
2) возведение берлинской стены
3) создание ОВД
4) вхождение в «восьмерку» ведущих стран мира

Часть 2

Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр (В10). Их следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В10), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Дмитрий Пожарский
Б) Алексей Ермолов
В) Михаил Скобелев
Г) Алексей Орлов
       
B2

Установите соответствие между именами императоров и событиями, связанными с периодом их правления. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

  ИМЕНА   СОБЫТИЯ
1) Петр I А) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
2) Елизавета Петровна Б) Крымская война
3) Александр I В) Семилетняя война
4) Николай I Г) учреждение Святейшего Синода
    Д) учреждение министерств
       
B3

Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите самозванца, о котором идет речь.

«…Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».

Ответ: _______________ .

B4

Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

  ФАМИЛИИ   ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) П.М. Третьяков А) художник
2) И.Е. Репин Б) коллекционер произведений живописи
3) А.Д. Захаров В) композитор
4) М.И. Глинка Г) архитектор
    Д) издатель книг для народа
       
B5

Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

Ответ: _______________ .


B6

Напишите фамилию политического деятеля, выступившего с данным лозунгом (1914 г.):

«Превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг».

Ответ: _______________ .

B7

Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

  ДАТЫ   СОБЫТИЯ
1) 1922 г. А) подписание Рапалльского договора с Германией
2) 1924 г. Б) заключение договора о ненападении с Германией
3) 1934 г. В) заключение Брестского мира с Германией
4) 1939 г. Г) вступление в Лигу наций
    Д) «полоса дипломатического признания» СССР
       
B8

Установите соответствие между событиями и их датами. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

  СОБЫТИЯ   ДАТЫ
1) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет министров А) 1977 г.
2) разгром антипартийной группы «Г.М. Маленкова, В.М. Молотова, Л.М. Кагановича» Б) 1990 г.
3) принятие Конституции «развитого социализма» В) 1946 г.
4) отмена 6-ой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС Г) 1957 г.
    Д) 1995 г.
       

B9

Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идет речь.

«…Хрущев добился освобождения (его) с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР. Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно так же, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. И причина изгнания опять-таки традиционная – страх перед сильным человеком».

Ответ: _______________ .

B10

В приведенном ниже списке представлены преобразования Петра I и Екатерины II. Выберите из списка преобразования, относящиеся к правлению Петра I, и обведите соответствующие им номера. Обведенные номера запишите в таблицу в порядке возрастания, а затем перенесите полученную последовательность цифр в бланк ответов.

1) секуляризация церковных земель
2) создание коллегий
3) принятие указа о единонаследии
4) упразднение патриаршества
5) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
6) ликвидация Запорожской Сечи, гетманства на Украине
     

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».

C1

Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период.

C2

Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).

C3

На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).

C5

При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что нэп станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

C6

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов.
В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.


C7

Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее · …………………………………………………………………. · ………………………………………………………………….
Различия
· …………………………… · ……………………………
· …………………………… · ……………………………
· …………………………… –––––
––––– · ……………………………

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

ЧАСТЬ 1

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

№ задания Ответ   № задания Ответ   № задания Ответ
А1   А12   А23
А2   А13   А24
А3   А14   А25
А4   А15   А26
А5   А16   А27
А6   А17   А28
А7   А18   А29
А8   А19   А30
А9   А20   А31
А10   А21   А32
А11   А22   А33

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким открытым ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В9, В10 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

Ответ
В1 АГБВ
В2 ГВДБ
В3 ЛжедмитрийПервый<или>ГригорийОтрепьев
В4 БАГВ
В5 АлександрТретий
В6 Ленин<или>Ульянов
В7 АДГБ
В8 ВГАБ
В9 Жуков
В10

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов;

за задания С4 – С7 ставится от 0 до 4 баллов.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».

C1

Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период.

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что: - хронологические рамки периода – 1945 – 1953 гг. - название периода – «первые годы после Великой Отечественной войны» (или: «период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны», «апогей сталинизма») - руководитель СССР – И.В. Сталин  
Приведены хронологические рамки периода, его название, фамилия руководителя СССР
Приведены 1 – 2 любых элемента ответа
Все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл
C2

Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что были выдвинуты обвинения: - редакциям журналов в том, что они допускают крупные ошибки, публикуют «безыдейные» произведения; - авторам опубликованных произведений в том, что их произведения чужды советской литературе, аполитичны, клевещут на советскую действительность; - писателей обвиняют в публикации произведений, проникнутых духом низкопоклонства перед всем иностранным; - писателей упрекают в том, что их произведения могут отравить сознание молодежи  
Названы 3 любых положения (обвинения)
Названы 1 – 2 любых положения (обвинения)
Все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл
C3

На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления.

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие причины принятия данного постановления: - после окончания Великой Отечественной войны сталинское руководство в условиях обострения отношений со странами Запада и необходимости решения сложных внутренних проблем приняло курс на следование довоенной модели развития общества, в том числе на ужесточение политического режима в стране вплоть до возобновления репрессий - не допускалось издание произведений, не отвечавших задачам официальной идеологии - партийные постановления должны были идейно «направлять» творчество представителей интеллигенции  
Названы 2 причины принятия постановления
Названа 1 причина
Все причины названы неверно
Максимальный балл

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).

Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие задачи внешней политики России в XVII в.: - возвращение территорий, потерянных в период Смуты - достижение выхода к Балтийскому и Черному морям - дальнейшее продвижение на Восток
2. Могут быть приведены следующие примеры: - Смоленская война 1632 – 1634 гг. - русско-польская война 1654 – 1667 гг. - русско-турецкая война 1676 – 1681 гг. - экспедиции русских первопроходцев в Восточную Сибирь и на Дальний Восток (С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.Д. Поярков и др.) - Крымские походы В.В. Голицына 1687, 1689 гг.
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в., и приведены 3 примера войн, походов, экспедиций, предпринятых для решения этих задач
Названы 2 задачи и 1 – 2 примера ИЛИ названа 1 задача и 3 примера
Названы 2 задачи, примеры не приведены ИЛИ названа 1 задача и 2 примера ИЛИ задачи не названы, приведены 3 примера
Названа 1 задача, приведен 1 пример ИЛИ задачи не названы, приведены 2 примера
Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно
Максимальный балл
C5

При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что нэп станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Может быть приведена другая точка зрения, например: - нэп – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.
2. Ученик может выбрать одну из названных или иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе оценки, изложенной в задании - нэп был вынужденной мерой, принятой под давлением негативных для советской власти обстоятельств (тяжелых последствий Гражданской войны и др.) - вводя нэп, руководство коммунистической партии и советского государства признавало, что политика «военного коммунизма» как политика непосредственного перехода к социализму потерпела поражение - сходные мысли высказывали многие коммунисты, негативно относившиеся к нэпу При выборе альтернативной точки зрения - отказавшись от «военного коммунизма», руководство партии и государства по-прежнему ставило целью построение социализма - в руках государства оставались командные высоты (крупные предприятия, недра, внешняя торговля и пр.) - на деятельность частного капитала были наложены многочисленные ограничения - государство допускало отдельные рыночные элементы, но препятствовало созданию рыночной системы - диктатура пролетариата укреплялась, существовала однопартийная система

Указания к оцениванию Баллы
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 подтверждающие ее аргумента
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1 – 2 аргумента, ее подтверждающие
Другая оценка не названа, но приведены 2 положения, свидетельствующие о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения
Общей оценки нет, выбор не заявлен, приводится лишь 1 положение о сущности нэпа
Все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл

C6

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов.
В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов: - недостаточная подготовленность выступления (поскольку декабристы поспешили воспользоваться ситуацией междуцарствия) - ставка декабристов на заговор (и военный переворот) - С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь - выжидательная тактика декабристов - решительные действия (жестокие меры) Николая I против декабристов (применение артиллерии)
2. Может быть указано, что влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявилось: - в понимании необходимости отказа от тактики декабристов, выработки новых форм общественного движения - в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных основ движения декабристов (разработка новых общественно-политических теорий) - в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма) - в возникновении (вариант ответа: развитии) революционной традиции в России
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 причины поражения выступления декабристов и 3 положения о влиянии поражения декабристов
Названы 2 причины и 1 – 2 положения, ИЛИ названы 1 причина и 3 положения

Названы 2 причины, положения не приведены ИЛИ названы 1 причина и 2 положения ИЛИ причины не названы, приведены 3 положения
Названы 1 причина и 1 положение ИЛИ причины не названы, приведены 2 положения
Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл

C7

Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Ответ:

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены: - непосредственное руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов - давление официальной идеологии (в разной степени) на творчество представителей культуры - преобладание в творчестве метода социалистического реализма - гонения (в разной степени) на деятелей культуры  
Приведены 2 общие черты
Приведена 1 общая черта
Все общие черты названы неверно
Максимальный балл

С7.2 Различия:  
период 1945 – 1953 гг. период 1953 – 1964 гг.
- жесткое идеологическое давление партийных органов - «оттепель» в культуре, ослабление идеологического пресса
- принятие партийных постановлений с резкой критикой творчества ряда писателей, кинематографистов, музыкантов, деятелей театра и др. - осуждение принятых при Сталине постановлений (с определенными оговорками)
- репрессии против представителей культуры - реабилитация ряда осужденных ранее деятелей культуры, восстановление доброго имени ее представителей
- введение запретов на публикацию и исполнение произведений некоторых деятелей культуры - отмена запретов на исполнение и издание запрещенных ранее произведений (в том числе о жизни заключенных ГУЛАГа)  
- увеличение количества изданий периодической печати  
- открытие новых театров  
- борьба с «идолопоклонством перед Западом» - расширение культурных связей с зарубежными деятелями культуры (проведение выставок произведений зарубежного искусства, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского)  
Названы 3 различия
Названы 1 – 2 различия
Все различия названы неверно
Максимальный балл

~EndLATTest


Наши рекомендации