На тему:Силы и средства обеспечения национальной безопасности
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:Силы и средства обеспечения национальной безопасности
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ. ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.. 4
1.1 Обеспечение национальной безопасности. 4
ГЛАВА 2. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.. 6
2.1 Обеспечение безопасности РФ.. 6
2.2 Военное положение. 9
2.3 Режим охраны государственной и служебной тайны.. 10
2.4 Государственный порядок. 12
2.5 Паспортно-регистрационная система. 15
2.6 Разрешительно лицензионная система. 17
2.7 Оперативно-розыскная деятельность. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Начало 21 столетия можно смело отнести к увеличившемуся интересу мирового сообщества в области проблем безопасности.Такое увеличение интереса можно обьяснить тем, что существует целый ряд кризисных явлений, которые переживает общество. К значимым явлениям можно смело отнести природные катаклизмы, международный терроризм, техногенные катастрофы и множество других не менее важных факторов.
Все эти проблемы обострились в значительной степени в нашем современном обществе, которое на сегодняшний день вспоминает пережитые глубочайшие потрясения. Они были связаны с глобальными изменениями и переворотами в политике, экономике, духовной и социальной сферах жизни общества. Наше общество оказалось лицом к лицу с реальной угрозой национальной безопасности государства во всех его сферах жизнедеятельности.
В основе национальной безопасности стоит единая политика нашего государства. Она является неотъемлемой частью общегосударственной политики Российской Федерации. Данная политика подчинена основным стратегическим целям российского государства, которые обусловлены российскими национальными интересами.
Обеспечение национальной безопасности России - это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан. Она направлена на надежную защиту национальных интересов России от внешних и внутренних угроз и эффективное противостояние им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства достигается государственным управлением и системой обеспечения национальной безопасности.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ. ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
ГЛАВА 2. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Обеспечение безопасности РФ
По Закону РФ «О безопасности» силы обеспечения безопасностивключают в себя: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска и т.д.
Чрезвычайное положениепредставляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений.Чрезвычайный режим вводится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. Он допускает установленные этим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. А целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации РФ. В нем должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости его введения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия; исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; прав организаций и общественных объединений; время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. Если в течение этих сроков цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории чрезвычайного положения, основные функции и полномочия которого четко определены в ст. 18 Закона «О чрезвычайном положении». Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории чрезвычайного положения, указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. При этом оперативным штабом руководит комендант территории чрезвычайного положения.При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.
Военное положениевводится в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, а его режим определен Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ. Он вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения определяется вышеназванным Законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны, применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами. Основанием для введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия или непосредственная угроза агрессии.
Военное положение
Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, в котором должны быть определены:
v обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
v дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
v границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента РФ о введении военного положения передается на утверждение Совета Федерации, который должен его рассмотреть в течение 48 часов с момента получения. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население страны или составляющих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
В упоминаемом выше Федеральном законе «О военном положении» подробно определены полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения. К таким полномочиям относятся: полномочия Президента РФ, палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения, деятельности судов и органов прокуратуры на территории. К таковым относятся территории на которых введено военное положение, а также особенности правового положения граждан и организаций в период действия военного положения. Этим же законом предусмотрено уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене.
Государственный порядок
Государственный порядок оборота оружия, урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии». Данный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
По своему социальному предназначению все оружие, в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также основным параметрам и характеристикам, разделяется на гражданское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
Контроль над оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов. Контроль над оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Государственный порядок выезда из Российской Федерации и въезда в неекак организационно-правовое средство защиты безопасности личности, общества и государства имеет своей целью и предназначением не допустить незаконного въезда в страну иностранцев и лиц без гражданства и выезда за ее пределы российских граждан. Выезд из Российской Федерации и въезд в нее регулируются в своей основе Конституцией РФ, международными договорами и Федеральным законом №118-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В соответствии с этим законом каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в страну и не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Российский гражданин не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном данным законом.
Право гражданина Российской Федерации на выезд из страны может быть временно ограничено в случаях, если он:
1. при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации. При условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления с этими сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором. Этот срок, по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны может быть продлен, но при этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором, со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
2. в соответствии с законодательством,призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания военной или альтернативной гражданской службы;
3. задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4. осужден за совершение преступления - до отбытия или до освобождения от наказания;
5. уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6. сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественная безопасность является важной составляющей национальной безопасности нашей страны и включает в себя безопасность разных уровней.
К такой безопасности можно отнести:
Ø безопасность личности, которая призвана защищать его права, свободы, здоровье и жизнь;
Ø природную безопасность, направленную на защиту окружающего нас мира;
Ø техногенную безопасность, направленную на защиту общества от техногенного воздействия;
Ø экологическую безопасность, которая призвана защищать интересы нашей экологии.
Правовое регулирование деятельности органов управления в области обеспечения общественной безопасности включает в себя совокупность правовых актов, как федерального уровня, так и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в работе органов управления российского государства на федеральном и местном уровнях являются действия направленные на обеспечение безопасности общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000г.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости. 1992г. №15. Ст. 769.
3. Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 1994г. С. 123-251.
4. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении».
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:Силы и средства обеспечения национальной безопасности
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ. ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.. 4
1.1 Обеспечение национальной безопасности. 4
ГЛАВА 2. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.. 6
2.1 Обеспечение безопасности РФ.. 6
2.2 Военное положение. 9
2.3 Режим охраны государственной и служебной тайны.. 10
2.4 Государственный порядок. 12
2.5 Паспортно-регистрационная система. 15
2.6 Разрешительно лицензионная система. 17
2.7 Оперативно-розыскная деятельность. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Начало 21 столетия можно смело отнести к увеличившемуся интересу мирового сообщества в области проблем безопасности.Такое увеличение интереса можно обьяснить тем, что существует целый ряд кризисных явлений, которые переживает общество. К значимым явлениям можно смело отнести природные катаклизмы, международный терроризм, техногенные катастрофы и множество других не менее важных факторов.
Все эти проблемы обострились в значительной степени в нашем современном обществе, которое на сегодняшний день вспоминает пережитые глубочайшие потрясения. Они были связаны с глобальными изменениями и переворотами в политике, экономике, духовной и социальной сферах жизни общества. Наше общество оказалось лицом к лицу с реальной угрозой национальной безопасности государства во всех его сферах жизнедеятельности.
В основе национальной безопасности стоит единая политика нашего государства. Она является неотъемлемой частью общегосударственной политики Российской Федерации. Данная политика подчинена основным стратегическим целям российского государства, которые обусловлены российскими национальными интересами.
Обеспечение национальной безопасности России - это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан. Она направлена на надежную защиту национальных интересов России от внешних и внутренних угроз и эффективное противостояние им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства достигается государственным управлением и системой обеспечения национальной безопасности.