И развитие внутригосударственного права
Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового регулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего это
1) сфера внешнеполитическая, закрепляемая соответственно в основных законах государств - конституциях. Конституционные принципы внешней политики Советского государства, а также республик, входящих в его состав, в том числе и России (запрещение пропаганды войны, содействие сотрудничеству с другими странами, поддержание и укрепление мира и безопасности и т.д.), зафиксированные в национально-правовых актах, сказались на реальном ходе нормотворчества в международном праве. В данном случае необходимо рассмотреть неотделимый от этого обратный процесс.
Конституция Российской Федерации идет намного дальше по пути создания необходимых материально-правовых предпосылок для реального воздействия внутригосударственных норм на развитие международного права, с одной стороны, и усвоение демократических стандартов, выработанных международным правом, - с другой.
Так, сегодня Конституция России включает не отдельные принципы международного права как основы правовой системы, а все "общепризнанные принципы и нормы международного права" (ст. 13). Причем важное значение имеет тот факт, что положения, относящиеся к вышеуказанному, содержатся в разделе, определяющем иерархию, т.е. соподчинение соответствующих предписаний, действующих в государстве.
2)Другой областью, которая непосредственно подвержена воздействию международного права, выступает внутригосударственное регулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами (дипломатическое представительство, представительство в международных организациях), а также заключение, исполнение и денонсация международных договоров.
3) Не менее важной является область защиты и осуществления прав и свобод человека. Положение в современном мире сегодня таково, что государства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности. Если государство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, то в с» ст. 2 (п, 2) Пакта о гражданских и политических правах оно обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществле ния прав, признаваемых в Пакте.
Чтобы активно присутствовать на международной арене и участвовать в решении конкретных международных проблем, государства должны вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем делать не только сообразуясь со своими нормами национального законодатель- ства, но и подчиняться нормам и принципам международного права, таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударствен^ го права может быть обеспечено несколькими способами.
Механизм согласования, увязки междунар- го и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.
Среди юридических форм согласования международного и внутриго сударственнрго права в науке международного права различают:транс- формацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору1.
Под прямой трансформацией в международно-правовой ли чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями государств,
которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Конституции США, договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются верховным правом страны, и судьи каждого штата обязываются их исполнять, даже если бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им постановления. В ст. 55 Конституции Франции закрепляется: "Договоры и соглашения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной".
В Конституции Российской Федерации 1993 г. соответствующая воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена недвусмысленным образом: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15).
В части определения, какие же международные договоры входят в ее правовую систему, Конституция РФ, как представляется, придерживается аналогичных с французским подходом позиций: международные договоры Российской Федерации - это те соглашения, на юридическую обязательность которых для себя она согласилась в той или иной предусмотренной внутригосударственным и международным правом форме (подписания, ратификации, присоединения и тд.).
При опосредствованной трансформацииимеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Термин "трансформация" носит условный характер, так как в действительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого "превращения" одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения своих международных обязательств.-
. В этом плане подразумевается вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения .международно-правового обязательства в пределах национальной территории. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном воздействии промышленные аварий правительство России издало специальное постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 "О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий", содержащем перечень действий компетентных государственных органов по реализации участия Российской Федерации в названной Конвенции, в том числя устанавливающее обязанность МИД РФ уведомить депозитария о принятии Конвенции Правительством РФ, возлагающее организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции, н|аГосударственный комитет по охране окружающей среды, а выполнена" функции по оповещению и действиям при ликвидации последствий пр> мышленных аварий - на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Российской Федерации).
В случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме за|фиксировано правило о том, что при расхождении норм национальной права и норм международного договора в регулировании определенна общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылкек международным договорам. Так, п. 4 ст. l| Конституции Российской Федерации гласит, что если "международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В данном случае это формула общей (генеральной) отсылку Обычные же отсылки к международным договорам часто применяются в специальных актах по отдельным вопросам.