Взаимодействие международного права и внутригосударственного права

Произошедшие изменения в международном сообществе существенным образом повлияли и влияют на развитие современного международного права. В результате осознания человечеством себя, как единого целого, появления таких понятий как "общечеловеческие ценности", "взаимозависимость", "глобальные проблемы современности", "деидеологизация права", в настоящий период происходят существенные изменения и в современном международном праве.

Специфика правовых норм, предмета и метода правового регулирования, участников (субъектов) правовых отношений настолько существенна, что в целом международное право характеризуется не в качестве одной из отраслей права, а как самостоятельная правовая система, как особая область права, автономная по отношению к праву внутригосударственному (национальному).

Что же касается теоретико-познавательного аспекта, то здесь термин "международное право" употребляется для обозначения определенной совокупности научных знаний. Международное право как наука имеет предметом своего исследования систему международно-правовых норм, весь механизм правового регулирования.

Международное право регулирует отношения, выходящие за пределы компетенции государства.Предметом международно-правового регулирования являются, как правило, политические, экономические и другие отношения между субъектами международного права, которые могут быть различными по своей природе, политическому характеру, внутреннему устройству, объему территории и количеству населения. Как видим, в международном публичном праве речь идет об особых отношениях, то есть прежде всего об отношениях между государствами, где государства выступают как носители верховных суверенных прав. Международные отношения публично-правового характера устанавливаются и между международными организациями, а также между ними и государствами, и между иными субъектами международного права.

Если во всех отраслях внутригосударственного права субъектами, т.е. носителями прав и обязанностей, являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти, то в международном праве основными субъектами являются суверенные, т.е. независимые друг от друга, государства. Кроме того, к полноправным субъектам международного права относятся также и народы (нации), ведущие борьбу против колонизаторов за реализацию своего права на самоопределение и создавшие органы национального (народного) освобождения, возглавляющие борьбу этих наций (народов) внутри страны и представляющие их на международной арене. Субъектами международного права являются также международные организации, но только в пределах, определяемых государствами-членами этих организаций, а также государственно-подобные образования (например, Ватикан).

Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения между собой. Это могут быть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий.

По мере развития научно-технического прогресса и неуклонного расширения сфер международного сотрудничества, особенно в таких неизвестных в прошлом областях, как использование атомной энергии в мирных целях, исследование и освоение межпланетного пространства и т.д., расширяется и круг объектов международного права.

Существенные особенности международного права проявляются и в способах образования норм международного права. Внутригосударственное право создается верховными органами государства и стоит над непосредственными субъектами внутригосударственного права. (вертикальное) В отличие от этого нормы международного права, имеющего координационный характер, создаются самими субъектами международного права в результате взаимных уступок и компромиссов, приводящих к согласованию их позиций по тем или иным вопросам международных отношений ( горизонтальное)

Международному праву присущи свои способы обеспечения международно-правовых норм. Если во всех отраслях внутригосударственного права на страже соблюдения норм права стоят органы государства, то суверенность субъектов международного права исключает наличие над ними какого-либо органа, который мог бы осуществлять принуждение.

Меры принуждения в отношении нарушителей международного права могут быть индивидуальными или коллективными.

По источникам права, нормы Международного права и нормы национального права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д. Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актах международных конференций в отдельных других документах.

Современное международное публичное право можно определить как совокупность юридических норм, выработанных государствами и частично другими субъектами международного права в результате согласования их воль, регулирующих отношения между участниками международного общения в целях сохранения мира и развития сотрудничества и обеспеченных добровольным согласием субъектов, а в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Сущность международного права выражается в том, что оно призвано сохранить мир на планете и развивать сотрудничество между субъектами международных отношений.

Особенности международного права проявляются в предмете правового регулирования, субъектах и объектах права, методе образования норм международного права, способах их защиты, в источниках права.

12.Правовой режим исключительной экономической зоны

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г. ИЭЗ представляет собой район, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему. Ширина этой зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В пределах ИЭЗ прибрежное государство имеет суверенные права по разведке, разработке и сохранению природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах. Осуществляет юрисдикцию в отношении:

1.создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

2. морских научных исследований;

3. защиты и сохранения морской среды;

В Конвенции ООН по морскому праву 1982г., содержится комплекс статей, направленных на установление и регламентацию прав и обязанностей прибрежных и других государств по использованию ИЭЗ. Эти положения в совокупности и определяют международно- правовой режим этой зоны.

Прибрежное государство имеет полное право разрешить и регулировать использование живых ресурсов своей ИЭЗ, включая обеспечение выполнения принятых им законов и правил, и с этой точки зрения деятельность ФСБ РФ по охране ИЭЗ предоставляется абсолютно легитимной как с позиции международного права, так и с позиции национального права. Согласно конвенционному режиму ИЭЗ, прибрежное государство надеемся весьма широкими правами в отношении живых ресурсов зоны. Так, прибрежное государство само определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне (п.1 ст.61) меры по сохранению и управлению ими. Оно также определяет свои возможности промысла живых ресурсов и если не имеет возможности выловить весь допустимый улов решает вопрос о предоставлении др. государствами доступа к остаткам допустимого улова.

Прибрежное государство принимает законы и устанавливает правила, обязательные для иностранных рыболовных судов (п.4 ст.62), а также принимает меры по обеспечению выполнения его законов и правил (п.1 ст.73).

Вместе с тем, Конвенция закрепляет в обязанность государствам -не допускать злоупотреблений в процессе реализации своих прав.

13.Государство как субъект международного права

Государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения (образования) благодаря тому, что оно обладает особым политико-правовым свойством - суверенитетом.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны и независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект означает, что МП рассматривает в качестве субъекта МП и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом.

Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

В силу своей суверенности государства ipso facto - лишь в результате одного факта своего существования - являются субъектами международного права.

Государство представляет собой сочетание трех элементов; определенной территории, населения, на ней проживающего, и власти. Территориально-организационная структура государства может быть различной.

Различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства - это прежде всего федерации.

Федерация представляет собой объединения государств, образующее новое союзное государство с единым гражданством. Федерация существует в США, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Канаде, Мексике, Германии и др. члены федерации (штаты в США, Австралии, Бразилии, Венесуэле, Мексике, земли - в Германии, Австрии).

К сложным государствам относятся унии. Термин "уния" устарел и в значительной степени имеет феодальную окраску. Так называемая реальная уния - это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность. Один из самых известных примеров современной унии - недолговечная сирийско-египетская уния конца 50-х годов.

Реальная уния может быть и федерацией, и унитарным государством. Личная уния - это не сложное государство, а своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства. Практически личная уния - явление, связанное с монархической формой правления. Один монарх мог своевременно быть главой двух или более государств, которые продолжали оставаться самостоятельными субъектами международного права.

Конфедерация - это союз самостоятельных суверенных государств, объединившихся для определенных ограниченных целей ( внешнеполитических, военных). Конфедерация не имеет общего гражданства и общесоюзной законодательной и исполнительной власти, принимающей обязательные решения. Решение конфедерации по вопросам внешней политики подлежат утверждению ее членами, т.е. входящими в ее состав государствами.

Статус государств как основных субъектов международного права характеризуется универсальностью. В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств" и соблюдать принципы МП, утверждается, что " каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету."

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами в соответствии с принципами суверенного равенства;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право участвовать во всех формах межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения мира, безопасности и социального прогресса;

4) право заключать международные договора или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

5) право быть членом универсальных международных организаций, а также членам региональных и иных организаций;

6) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм;

(1-5) - право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав;

7) право на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов.

8) равноправие с другими государствами. (1-5)- формулировка "право на независимость", "право на суверенитет" представляется юридически неточной.

Государство с момента своего возникновения обладает суверенитетом, а не " правом на суверенитет".

Государственный суверенитет составляет политико-юридическую предпосылку, фундамент всех основных прав государств.

К основным обязанностям государств относятся:

1) обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций в качестве средства урегулирования международных вопросов, исключая предусмотренные международным правом случаи законного применения силы;

2) обязанность разрешать международные споры с другими государствами мирными средствами;

3) обязанность не вмешиваться прямо или косвенно в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;

4) устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру;

5) воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающему предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;

6) добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов международного права и из действующих международных договоров.

14.Международно-правовые вопросы использования морского дна и его недр

Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну,который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

15.Порядок заключения международного договора

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления.Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях не нуждаются:
глава государства;
глава правительства;
министр иностранных дел.

Стадии заключения международных договоров
1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных провил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.
Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.
Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.
При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя ( пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)
2. Подписание ( утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)
В силу общего принципа международные договоры подписываются:
Межгосударственные договоры - подписываются главами государств
Межправительственные.Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств
Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.
Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.
« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.
Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.
Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.
Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.
Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.
Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:
1. Преамбулы
2. Содержания
3. Положений о действии в отношении государства.
Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.
Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.
Оговорка может быть сделана с условиями:
1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.
2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.
3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.
4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять

Наши рекомендации