Тема 1 Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Базовые категории управления персоналом: персонал, человеческий ресурс, труд, рабочая сила, трудовой потенциал, трудовой ресурс (трудовые ресурсы), человеческий капитал, человеческий фактор, экономически активное население.

2. Экономическая и социальная ценность человеческого ресурса в современных организациях.

3. Эволюция процесса управления работником: управление кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами.

4. Современные тенденции управления персоналом.

5. Сущность современного рынка труда.

6. Цели государственного регулирования рынка труда.

7. Соотношение государственной и организационной кадровой политики.

8. Роль государственной кадровой политики в устранении дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Комплект практических задач и заданий

1) Дайте определения следующим понятиям: «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал».

2) Заполните таблицу и охарактеризуйте эволюцию управления работниками (табл. 1).

№ п/п Название концепции Краткая характеристика
Управление кадрами (технократическая концепция)  
Управление персоналом  
Управление человеческими ресурсами  

3) Рассчитайте предполагаемые упущенные возможности (альтернативные издержки) за ваш период обучения в вузе по формуле:

Количество месяцев обучения х средний предполагаемый доход за месяц (руб.)

4) Рассчитайте предполагаемый доход от вашего обучения в вузе согласно теории «человеческого капитала»:

Планируемый период трудовой деятельности (мес.) х планируемый средний доход в месяц (руб.) – доходы за аналогичный период трудовой деятельности без образования – прямые затраты – альтернативные издержки.

5) Оцените эффективность ваших инвестиций в образование на основе расчетов в п. 4 и степень удовлетворенности от будущей планируемой трудовой деятельности по критерию:

- Полностью удовлетворен;

- Частично удовлетворен;

- Не удовлетворен.

Контент- тест

1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:

a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации);

b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция;

c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом; технократическая концепция;

d) Технократическая концепция; концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом.

Правильный ответ – a)

2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач:

a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал;

b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;

c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – b)

3. Управление персоналом как наука:

a. исследует систему мотивации, включающую всю совокупность материальных и нематериальных, побуждающих к действию факторов.

b. исследует всю совокупность методов, принципов и подходов к воздействию на работников организации с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации и роста индивидуальной и коллективной производительности труда;

c. исследует факторы оптимальной производительности труда;

d. исследует принципы технологического и профессионального разделения труда.

Правильный ответ – b)

4. Человеческий капитал определяется как:

a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –c)

5. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как:

a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения;

b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности;

c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –a)

6. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования:

a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки.

b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

Правильный ответ –a)

7. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией:

a) Трудовые ресурсы;

b) Рынок рабочей силы;

c) Рынок трудовых ресурсов;

d) Рынок труда.

Правильный ответ –d)

8. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией:

a)Рабочая сила;

b) Труд;

c) Трудовой ресурс;

d) Человеческий капитал.

Правильный ответ –a)

9. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании:

a) Коллективных и индивидуальных целей;

b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений;

c) Экономических и социальных целей;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ –c)

10. Совокупное предложение рабочей силы охватывает:

a)Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства;

b) Выпускников профессиональных учебных заведений;

c)Кандидатов на вакантные рабочие места;

d)Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Правильный ответ –a)

11. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой:

a) Персонал-технологии;

b) Технологии кадрового маркетинга;

c) Методы исследования рынка труда;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –a)

12. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:

a) Развитие персонала и организационное развитие;

b) Управление деятельностью;

c) Стимулирование персонала;

d) Работа с кадрами.

Правильный ответ –d)

13. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем:

a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;

b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала;

c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;

d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная организация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала.

Правильный ответ –b)

14. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами заключается в том, что:

a) в основе УЧР лежит воздействие на потребности и способности работников как личностей;

b) игнорирование способностей и потребностей работников не только нежелательно с социально-этической, но и нецелесообразно с рациональной – экономической стороны;

c) при грамотном управлении профессиональными возможностями персонала повышается производительность труда;

d) устраняется негативная сторона распределения заданий в соответствии с классическими схемами по принципу узкой специализации работников – ограничение возможностей для профессионального развития.

Правильный ответ – c).

Тема 2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Взаимосвязь государственной кадровой политики и управления человеческими ресурсами.

2. Цели, задачи и принципы кадровой политики организации.

3. Концептуальные кадровые документы: устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение об аттестации персонала, кодекс деловой этики, положения о подразделениях, трудовой договор.

4. Должностная инструкция: методика составления.

5. Кадровая технология как фактор реализации целей и задач организационной кадровой политики.

6. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций, гибкий график работы.

7. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на постановке целей: управление по целям, система сбалансированных показателей (ССП); ключевые показатели эффективности (КПЭ).

8. Ротация персонала: цели и принципы ротации.

Контент- тесты по теме

1) Закрытые тесты с одним правильным ответом

1. Генеральный план действий по достижению устойчивого конкурентного преимущества организации посредством эффективного формирования, освоения и развития человеческих ресурсов с учетом изменений внешней среды, представляет собой:

a) Кадровую технологию;

b) Стратегию управления человеческими ресурсами;

c) Кадровую политику;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ – b)

2. Для оценки потенциала человеческих ресурсов необходимо создание системы:

a) Кадрового менеджмента;

b) Кадрового маркетинга;

c) Кадрового аудита;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - c)

3. Кадровая политика предприятия находит отражение в следующих документах:

a) Устав организации, коллективный договор, трудовой договор, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров;

b) Трудовой договор, документ об образовании работника, должностная инструкция;

c) Положение о мотивации персонала, положение об оплате труда, положение о подразделениях, положение об аттестации персонала, положение о трудовой дисциплине;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

4. Документ, регламентирующий прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий, называется:

a) Правилами внутреннего трудового распорядка;

b) Положением о подразделениях;

c) Трудовым договором;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

5. Совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели организации, называется:

a) Философией организации;

b) Коллективным договором;

c) Трудовым договором;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

6. Принцип работы с персоналом, характеризующий приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления, называется:

a) гибкостью;

b) децентрализацией;

c) дисциплиной;

d) ротацией.

Правильный ответ - a)

7. Передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными и экономически невыгодными, но необходимыми в общей технологической цепи, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) лизингом;

d) кадровым маркетингом.

Правильный ответ - a)

8. Использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) лизингом;

d) ротацией.

Правильный ответ - c)

9. Делегирование среднесрочных и оперативных управленческих функций первичным звеньям, линейным подразделениям, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) децентрализацией функций;

d) кадровым маркетингом.

Правильный ответ - c)

10. Система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности через оптимально подобранные показатели, отражающие как финансовые, так и нефинансовые аспекты деятельности компании, представляет собой:

a) Систему сбалансированных показателей;

b) Систему управления по целям;

c) Систему ключевых показателей эффективности;

d) Систему грейдирования.

Правильный ответ - a)

11. Системный подход, позволяющий сосредоточиться на достижении конкретных целей и получить максимальный результат при имеющихся ресурсах, называется:

a) Управлением по целям;

b) Системой сбалансированных показателей;

c) Ключевыми показателями эффективности;

d) Системой грейдирования.

Правильный ответ - a)

12. В концепции SMART, выступающей элментой управления по целям, цели должны отвечать следующим критериям:

a) Специфичность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени;

b) Планомерность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;

c) Эффективность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;

d) Эффективность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени.

Правильный ответ - a)

13. Средство управления количественными и качественными характеристиками персонала, обеспечивающие достижение целей организации, называются:

a) кадровой технологией;

b) кадровым менеджментом;

c) мотивацией;

d) кадровой мерой воздействия.

Правильный ответ – a)

14. Важным признаком профессионализации управления персоналом стало:

a) то, что не каждый человек может выполнить профессиональные задачи этого вида деятельности в равной степени качественно без специального образования;

b) овладение соответствующим профессиональным опытом в различных формах профессиональной подготовки;

c) формирование профессиональных сообществ специалистов по управлению персоналом;

d) верны все вышеуказанные ответы.

Правильный ответ – d)

2) Закрытые тесты на нахождение соответствия - в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.

Например: Установите соответствие завершив предложения

Наличие разработанной кадровой политики в организации означает, что:
1) Определены подходы a. Принятие кадровых решений
2) экономится время на b) со стороны работников организации
3) снижается риск ошибочных решений, c)к наиболее важным элементам кадровой работы и их взаимосвязи
4) обеспечивается постоянство, стабильность подходов d) соблюдением трудового законодательства
5) осуществляется контроль над e)к условиям организации
6) облегчается процесс адаптации работников f)при проведении кадровой работы
7) обеспечивается поддержка принимаемых кадровых решений g)которые потенциально могут принимать отдельные работники

Правильные ответы:

1) –c); 2) – a); 3) – g); 4) - f ); 5) – d); 6) – e); 7) – b).

Практические задачи и задания

1) Изучите структуру и цели коллективного договора.

2) Изучите структуру и цели положения об оплате труда.

3) Составьте должностную инструкцию менеджера по управлению человеческими ресурсами.

4) Выявите отличие между трудовым договором и гражданско-правовым договором.

5) Охарактеризуйте принципы работы с человеческими ресурсами, заполнив таблицу 2:

Название принципа Основные характеристики
Бюрократия  
Гибкость  
Децентрализация  
Единоначалие  
Коллегиальность  
Специализация  
Справедливое вознаграждение  

Наши рекомендации