Тема 1 Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Базовые категории управления персоналом: персонал, человеческий ресурс, труд, рабочая сила, трудовой потенциал, трудовой ресурс (трудовые ресурсы), человеческий капитал, человеческий фактор, экономически активное население.
2. Экономическая и социальная ценность человеческого ресурса в современных организациях.
3. Эволюция процесса управления работником: управление кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами.
4. Современные тенденции управления персоналом.
5. Сущность современного рынка труда.
6. Цели государственного регулирования рынка труда.
7. Соотношение государственной и организационной кадровой политики.
8. Роль государственной кадровой политики в устранении дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Комплект практических задач и заданий
1) Дайте определения следующим понятиям: «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал».
2) Заполните таблицу и охарактеризуйте эволюцию управления работниками (табл. 1).
№ п/п | Название концепции | Краткая характеристика |
Управление кадрами (технократическая концепция) | ||
Управление персоналом | ||
Управление человеческими ресурсами |
3) Рассчитайте предполагаемые упущенные возможности (альтернативные издержки) за ваш период обучения в вузе по формуле:
Количество месяцев обучения х средний предполагаемый доход за месяц (руб.)
4) Рассчитайте предполагаемый доход от вашего обучения в вузе согласно теории «человеческого капитала»:
Планируемый период трудовой деятельности (мес.) х планируемый средний доход в месяц (руб.) – доходы за аналогичный период трудовой деятельности без образования – прямые затраты – альтернативные издержки.
5) Оцените эффективность ваших инвестиций в образование на основе расчетов в п. 4 и степень удовлетворенности от будущей планируемой трудовой деятельности по критерию:
- Полностью удовлетворен;
- Частично удовлетворен;
- Не удовлетворен.
Контент- тест
1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:
a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации);
b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция;
c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом; технократическая концепция;
d) Технократическая концепция; концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом.
Правильный ответ – a)
2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач:
a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал;
b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – b)
3. Управление персоналом как наука:
a. исследует систему мотивации, включающую всю совокупность материальных и нематериальных, побуждающих к действию факторов.
b. исследует всю совокупность методов, принципов и подходов к воздействию на работников организации с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации и роста индивидуальной и коллективной производительности труда;
c. исследует факторы оптимальной производительности труда;
d. исследует принципы технологического и профессионального разделения труда.
Правильный ответ – b)
4. Человеческий капитал определяется как:
a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –c)
5. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как:
a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения;
b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности;
c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
6. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования:
a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки.
b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
Правильный ответ –a)
7. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией:
a) Трудовые ресурсы;
b) Рынок рабочей силы;
c) Рынок трудовых ресурсов;
d) Рынок труда.
Правильный ответ –d)
8. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией:
a)Рабочая сила;
b) Труд;
c) Трудовой ресурс;
d) Человеческий капитал.
Правильный ответ –a)
9. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании:
a) Коллективных и индивидуальных целей;
b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений;
c) Экономических и социальных целей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ –c)
10. Совокупное предложение рабочей силы охватывает:
a)Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства;
b) Выпускников профессиональных учебных заведений;
c)Кандидатов на вакантные рабочие места;
d)Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Правильный ответ –a)
11. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой:
a) Персонал-технологии;
b) Технологии кадрового маркетинга;
c) Методы исследования рынка труда;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
12. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:
a) Развитие персонала и организационное развитие;
b) Управление деятельностью;
c) Стимулирование персонала;
d) Работа с кадрами.
Правильный ответ –d)
13. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем:
a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала;
c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная организация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала.
Правильный ответ –b)
14. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами заключается в том, что:
a) в основе УЧР лежит воздействие на потребности и способности работников как личностей;
b) игнорирование способностей и потребностей работников не только нежелательно с социально-этической, но и нецелесообразно с рациональной – экономической стороны;
c) при грамотном управлении профессиональными возможностями персонала повышается производительность труда;
d) устраняется негативная сторона распределения заданий в соответствии с классическими схемами по принципу узкой специализации работников – ограничение возможностей для профессионального развития.
Правильный ответ – c).
Тема 2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Взаимосвязь государственной кадровой политики и управления человеческими ресурсами.
2. Цели, задачи и принципы кадровой политики организации.
3. Концептуальные кадровые документы: устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение об аттестации персонала, кодекс деловой этики, положения о подразделениях, трудовой договор.
4. Должностная инструкция: методика составления.
5. Кадровая технология как фактор реализации целей и задач организационной кадровой политики.
6. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций, гибкий график работы.
7. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на постановке целей: управление по целям, система сбалансированных показателей (ССП); ключевые показатели эффективности (КПЭ).
8. Ротация персонала: цели и принципы ротации.
Контент- тесты по теме
1) Закрытые тесты с одним правильным ответом
1. Генеральный план действий по достижению устойчивого конкурентного преимущества организации посредством эффективного формирования, освоения и развития человеческих ресурсов с учетом изменений внешней среды, представляет собой:
a) Кадровую технологию;
b) Стратегию управления человеческими ресурсами;
c) Кадровую политику;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – b)
2. Для оценки потенциала человеческих ресурсов необходимо создание системы:
a) Кадрового менеджмента;
b) Кадрового маркетинга;
c) Кадрового аудита;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ - c)
3. Кадровая политика предприятия находит отражение в следующих документах:
a) Устав организации, коллективный договор, трудовой договор, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров;
b) Трудовой договор, документ об образовании работника, должностная инструкция;
c) Положение о мотивации персонала, положение об оплате труда, положение о подразделениях, положение об аттестации персонала, положение о трудовой дисциплине;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - a)
4. Документ, регламентирующий прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий, называется:
a) Правилами внутреннего трудового распорядка;
b) Положением о подразделениях;
c) Трудовым договором;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - a)
5. Совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели организации, называется:
a) Философией организации;
b) Коллективным договором;
c) Трудовым договором;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ - a)
6. Принцип работы с персоналом, характеризующий приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления, называется:
a) гибкостью;
b) децентрализацией;
c) дисциплиной;
d) ротацией.
Правильный ответ - a)
7. Передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными и экономически невыгодными, но необходимыми в общей технологической цепи, называется:
a) аутсорсингом;
b) аутстаффингом;
c) лизингом;
d) кадровым маркетингом.
Правильный ответ - a)
8. Использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации, называется:
a) аутсорсингом;
b) аутстаффингом;
c) лизингом;
d) ротацией.
Правильный ответ - c)
9. Делегирование среднесрочных и оперативных управленческих функций первичным звеньям, линейным подразделениям, называется:
a) аутсорсингом;
b) аутстаффингом;
c) децентрализацией функций;
d) кадровым маркетингом.
Правильный ответ - c)
10. Система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности через оптимально подобранные показатели, отражающие как финансовые, так и нефинансовые аспекты деятельности компании, представляет собой:
a) Систему сбалансированных показателей;
b) Систему управления по целям;
c) Систему ключевых показателей эффективности;
d) Систему грейдирования.
Правильный ответ - a)
11. Системный подход, позволяющий сосредоточиться на достижении конкретных целей и получить максимальный результат при имеющихся ресурсах, называется:
a) Управлением по целям;
b) Системой сбалансированных показателей;
c) Ключевыми показателями эффективности;
d) Системой грейдирования.
Правильный ответ - a)
12. В концепции SMART, выступающей элментой управления по целям, цели должны отвечать следующим критериям:
a) Специфичность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени;
b) Планомерность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;
c) Эффективность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;
d) Эффективность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени.
Правильный ответ - a)
13. Средство управления количественными и качественными характеристиками персонала, обеспечивающие достижение целей организации, называются:
a) кадровой технологией;
b) кадровым менеджментом;
c) мотивацией;
d) кадровой мерой воздействия.
Правильный ответ – a)
14. Важным признаком профессионализации управления персоналом стало:
a) то, что не каждый человек может выполнить профессиональные задачи этого вида деятельности в равной степени качественно без специального образования;
b) овладение соответствующим профессиональным опытом в различных формах профессиональной подготовки;
c) формирование профессиональных сообществ специалистов по управлению персоналом;
d) верны все вышеуказанные ответы.
Правильный ответ – d)
2) Закрытые тесты на нахождение соответствия - в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.
Например: Установите соответствие завершив предложения
Наличие разработанной кадровой политики в организации означает, что: | |
1) Определены подходы | a. Принятие кадровых решений |
2) экономится время на | b) со стороны работников организации |
3) снижается риск ошибочных решений, | c)к наиболее важным элементам кадровой работы и их взаимосвязи |
4) обеспечивается постоянство, стабильность подходов | d) соблюдением трудового законодательства |
5) осуществляется контроль над | e)к условиям организации |
6) облегчается процесс адаптации работников | f)при проведении кадровой работы |
7) обеспечивается поддержка принимаемых кадровых решений | g)которые потенциально могут принимать отдельные работники |
Правильные ответы:
1) –c); 2) – a); 3) – g); 4) - f ); 5) – d); 6) – e); 7) – b).
Практические задачи и задания
1) Изучите структуру и цели коллективного договора.
2) Изучите структуру и цели положения об оплате труда.
3) Составьте должностную инструкцию менеджера по управлению человеческими ресурсами.
4) Выявите отличие между трудовым договором и гражданско-правовым договором.
5) Охарактеризуйте принципы работы с человеческими ресурсами, заполнив таблицу 2:
Название принципа | Основные характеристики |
Бюрократия | |
Гибкость | |
Децентрализация | |
Единоначалие | |
Коллегиальность | |
Специализация | |
Справедливое вознаграждение |