Тема 9: Развитие человеческих ресурсов
Корпоративное развитие человеческих ресурсов
1) Управление знаниями. Общие и профессиональные компетенции. Управление компетенциями персонала.
2) Цели развития персонала. Выявление потребностей в обучении. Принципы и основные закономерности организации системы обучения. Профессиональное обучение вне рабочего места и на рабочем месте.
3) Профессиональное обучение. Виды корпоративного обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка. Профессиональная начальная подготовка. Профессиональная специализированная подготовка. Профессиональная подготовка кадров. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Совершенствование профессиональных знаний. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе (вертикальная мобильность). Профессиональная переподготовка (переквалификация).
4) Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конференции; семинары; решение конкретных задач из производственной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.
5) Профессиональное обучение на рабочем месте. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качеств ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций. Гибкое разделение труда на основе распределения заданий по принципу взаимодополняющих компетенций.
6) Виды издержек на профессиональное развитие: экономические (непосредственно и опосредованно денежные) и социально-психологические. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.
Планирование и развитие карьеры сотрудников
1) Определение карьеры. Типы карьеры: внутриорганизационная (вертикальная и горизонтальная) и карьера на внешнем рынке труда.
2) Модели карьеры: трамплин, лестница, змея, перепутье.
3) Планирование карьеры сотрудников. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации. Управление карьерой.
4) Формальное обучение как фактор развития персонала. Анализ профессий, подлежащих периодическому повышению квалификации.
5) Неформальное обучение как фактор развития персонала. Горизонтальное (профессиональное) и вертикальное (должностное) развитие персонала.
6) Управление карьерой как метод стимулирования персонала. Формирование индивидуальных и коллективных планов профессионального развития.
7) Формирование кадрового резерва. Цели и задачи создания кадрового резерва в организации.
8) Формирование резерва профессиональных управленческих кадров. Оценка трудового потенциала работника для занятия руководящей должности.
9) Социально-экономические условия карьеры: организация труда, оплата труда, социальные блага, социальные гарантии.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.9.1 «Управление персоналом» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1: Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом | Дискуссия тестирование |
Тема 2: Кадровая политика организации | Дискуссия тестирование практическое задание |
Тема 3: Подбор, найм и адаптация персонала | Дискуссия тестирование практическое задание |
Тема 4: Организация работы с персоналом | Дискуссия тестирование практическое задание |
Тема 5: Управление производительностью и эффективностью труда | Дискуссия тестирование практическое задание |
Тема 6: Оценка персонала | Дискуссия тестирование практическое задание |
Тема 7: Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала | Дискуссия Тестирование практическое задание |
Тема 8: Оплата труда персонала | Дискуссия Тестирование Практическое задание |
Тема 9: развитие человеческих ресурсов | Дискуссия Тестирование Практическое задание |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
Для очной формы обучения во 2 семестре – в форме экзамена
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.