Оценка результативности труда персонала
1) Основные подходы к оценке результативности труда работников. Нормирование труда. Принципы оценки персонала. Критерии и методы оценки результативности труда:
- источниковедчский;
- социологический опрос;
- наблюдение;
- тестирование;
- экспертные оценки;
- критический инцидент;
- деловая игра;
- анализ конкретных ситуаций;
- ранжирование;
- программированный контроль;
- экзамен (зачет);
- самоотчет (выступдение);
- комплексная оценка труда;
- аттестация персонала;
- метод шкалирования;
- метод анкет (альтернативных характеристик);
- метод заданного (принудительного) распределения оценок;
- метод «360°»; и
- нтервью по компетенциям;
- ассесмент-центр.
2) Процесс подготовки деловой оценки: разработка методики деловой оценки; формирование оценочной комиссии; определение времени и места проведения процедуры оценки персонала; установление процедуры подведения итогов оценивания; работа над документационным и информационным обеспечением процесса оценки.
3) Аттестация персонала. Распределение функций по проведению аттестации среди субъектов кадровой работы в организации. Цели и задачи аттестации персонала. Организация процедуры и требования к аттестации кадров. Периодичность проведения аттестации.
4) Проблемы и направления совершенствования аттестационной технологии в системе управления персоналом в административных учреждениях и в бизнес - структурах. Оценка эффективности деятельности кадровых служб.
5) Современные методики оценки персонала: система сбалансированных показателей; управление по целям; ключевые показатели эффективности деятельности.
Тема 7: Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
Мотивация и потребности персонала
1) Мотивация персонала. Стимулирование персонала. Взаимосвязь мотивации и стимулирования. Мотив. Стимул. Потребности людей. Виды потребностей: материальные и духовные потребности. Интересы.
2) Теории мотивации персонала. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Картина человека в теориях трудовой мотивации.
3) Качество трудовой жизни. Структура показателей качества трудовой жизни:
- Трудовой коллектив;
- Оплата труда (оклад + вознаграждение + премии);
- Рабочее место, его оснащение; условия труда;
- Отношения с руководством организации;
- Служебная карьера, условия продвижения и роста;
- Социальные гарантии согласно ТК РФ и их соблюдение в организации;
- Социальные гарантии или дополнительный социальный пакет.
4) Основные звенья механизма трудовой мотивации. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.
Взаимодополнение мотивационных факторов и организационной культуры.
Стимулирование трудовой деятельности персонала
1) Факторы, влияющие на изменение системы стимулирования в современных организациях. Экономические стимулы и социально-психологические методы как эффективный механизм управления ожиданиями персонала.
2) Методы управления персоналом: административные, экономические, социологические, психологические, правовые. Формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение.
3) Современные системы стимулирования как инструменты согласования интересов конкретного сотрудника с целями организации.
4) Механизм оптимального соотношения экономического и неэкономического стимулирования в системе управления персоналом. Влияние организационной системы стимулирования на мотивацию работников. Факторы, обусловливающие динамику системы стимулирования. Виды стимулирования (материальное, нематериальное, стимулирование участием, гибким рабочим графиком, карьерой).
5) Факторы, влияющие на удовлетворенность работников системой оплаты труда. Гибкие механизмы участия работников в управлении. Формы самоуправления работников.
6) Совершенствование системы стимулирования и ее влияние на результаты деятельности работников. Зарубежный опыт практики стимулирования.
Тема 8: Оплата труда персонала
Оплата труда персонала
1) Сущность оплаты труда в рыночной экономике. Простое и расширенное воспроизводство рабочей силы.
2) Корпоративная компенсационная политика. Виды компенсационной политики: экономическая; социально-экономическая; корпоративная; теневая. Функции компенсационной политики: воспроизводственная; статусная; стимулирующая.
3) Цели компенсационной политики. Структура компенсационного пакета: базовый оклад (постоянная часть); переменная часть; социальные льготы. Грейдирование. Тарифно-разрядная система оплаты труда.
4) Системы оплаты труда: нормативная, тарифная, бестарифная, сдельная, повременная, премирование труда.
5) Структура оплаты труда работника: основная заработная плата, дополнительная заработная плата, вознаграждение за конечный результата, премия за основные результаты, материальная помощь. Коэффициент трудового вклада.
6) Принципы оплаты труда в организации. Положение об оплате труда.