Раздел 4. государственная служба и теория бюрократии
Тема 1. Основные концепции бюрократии (0,5 часа)
1. Концепция Вебера-Вильсона, Маркса, «имперская» («азиатская»), реалистическая.
Четыре признака в определении бюрократии по Максу Веберу. Основные идеи Вильсона в 1887 г.
2. Идеологические постулаты бюрократии. Определения бюрократии по К. Марксу.
Российская специфика бюрократии.
Тема 2. Новые веяния и подходы к трактовке бюрократии (0,5 часа)
1.Формальная, классическая школа. Школа человеческих отношений. Перемены в административной культуре, основные направления.
2. Понятие статуса государственного гражданского служащего. Статус государственного гражданского служащего. Основные права гражданского служащего. Основные обязанности гражданского служащего. Правограничения гражданского служащего. Запреты (ст. 17 Закона) гражданского служащего. Предоставление сведения о доходах, имуществе и обязательствах гражданского служащего.
3.Бюрократия и бюрократизм. Точка зрения Аристотеля, Вебера, Паркинсона. Компоненты бюрократизма: в политическом, социальном, организационном, морально-психологическом аспекте.
Тема 3. Эффективное управление (0,5 часа)
1. Эффективность. Эффективность государственной службы. Модели эффективности государственной службы. Модель Р. Лайкерта. Критерии эффективности. Обобщенные показатели эффективности и результативности государственных органов принятия и исполнения государственных решений. Специфические показатели. Четыре группы показателей и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. результативные контракты.
2. Показатели эффективности реформ государственного управления в России: возможные подходы. Принципы оценки административных реформ. Два подхода для мониторинга реформ в сфере государственного управления. Подходы Института Всемирного банка – интегральный показатель управления. Ограничения на интегральные показатели управления. Показатели эффективности «второго поколения». Примеры.
3.Информационное обеспечение эффективного управления. Требования к информации, включаемой в эту систему. Особенности к информации. Управленческая информация. Информационное обеспечение государственного управления. Три основных приоритета управленческой деятельности. Основные направления государственной политики в сфере информатизации.
Тема 4. Обновление государственного управления (0,5 часа)
1.«Антибюрократия» и общие принципы обновления систем государственного управления. Принципы обновления современных систем государственного управления – десять заповедей. Теория рациональной бюрократии по Максу Веберу. Антибюрократическое движение.
2.Тенденции современного государственного менеджмента. Менеджмент в государственной службе. Инновативность. Методы количественной оценки результатов.
3.Состояние и перспективы административной реформы в России. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Логическая цепочка действий, совершаемых в целях проведения административной реформы.
4.Разграничение компетенций государственных и муниципальных органов власти. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 741. Указ Президента РФ № 824. Приоритетные направления административной реформы.
5.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Меры, направленные на повышение эффективности исполнительной власти. Направления повышения эффективности государственных закупок. Группа органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском.
6.Антикоррупционные механизмы в сферах государственных органов. Реформа органов законодательной власти 2007 г. Конечная цель административной реформы. Административный регламент. Единый web-портал государственных услуг. Направления административной реформы. Показатели оценки системы государственного управления. процентный ранг РФ по эффективности государственного управления.
Тема 5. Предоставление государственных услуг (0,5 часа)
1.Понятие «государственные услуги». Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». Государственные социальные услуги. Передача функций по предоставлению публичных услуг негосударственным структурам.
2.Определение критериев передачи государственных функций негосударственным организациям. Проблема качества оказания государственных услуг. Разработка стандартов государственных услуг. Задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг. Программа «Электронная Россия».