Организация дипломатической службы

Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата — Министерства иностранных дел и представи­тельств за границей — посольств, генеральных консульств, консульств и представительств при международных организа­циях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от потребностей, состояния отношений и по­ложения в отдельных регионах, а также выделяемых на содер­жание дипломатической службы финансовых средств Проек­том бюджета на 2002 г предусматривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что со­ставляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн евро). Из этой суммы 782 млн выделяется на со­держание аппарата, 562 млн — на осуществление культурной политики за рубежом, 567 млн — взносы на содержание меж­дународных организаций.

Ежегодно при составлении бюджета уточняется штатное расписание Центрального аппарата и заграничной службы, ус­танавливается количество должностей каждой категории. Контролирующие органы строго следят за соблюдением штат­ных предписаний.

В системе дипломатической службы ФРГ в середине 2001 г. работали примерно 9450 человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном аппарате МИД, около 6750 чело­век — в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, двенад­цать постоянных представительств при международных орга­низациях и два специальных представительства.

Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ, на нее распространяет­ся установленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии существуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разрядов или классов). Для категории «А» уста­новлены прогрессивные ставки окладов в зависимости от вы­слуги лет. Для категории «В» — фиксированные ставки окла­дов.

Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу» (категории А1— А5), «среднюю службу» (категории А5—А9), «высокую службу» (категории А9—А13), и «высшую службу» (категории А13—А16 и ВЗ, В6, В9, В11).

К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в штатах МИД и его загранпред-ставительств работают сотрудники всех категорий, причем ра­ботники категории «высокой службы» фактически также вы­полняют функции дипломатов, а за границей имеют и дипло­матические паспорта. Они соответствуют примерно младшим дипломатам российской дипломатической службы — референ­там, атташе, третьим секретарям.

Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек являются собственно дипломатами и проходят по категории «высшей службы». Это немногим больше 25% общего состава кадров дипломатического ведомства. В загранпредставительст­вах таких несколько больше — 900 человек, но при этом они составляют лишь около 14% работающих.

Переход сотрудников в порядке повышения по должности из одной категории в другую, например из «высокой» в «выс­шую» не предусматривается. Дело в том, что для зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное универ­ситетское образование, пройти трехлетнее обучение в Дипло­матической школе МИД и сдать квалификационный экзамен.

Сотрудники «высокой» категории таким требованиям, как правило, не отвечают. Они обладают лишь общим или специ­альным высшим образованием, а служащие «средней» катего­рии — законченным средним образованием. Этим и объясняется жесткая иерархическая структура дипломатической служ­бы ФРГ.

В современной Германии дипломатическая служба уже не является привилегией избранных, которой в прошлые века пользовались главным образом представители аристократии, хотя и сегодня среди дипломатов можно встретить выходцев из старых аристократических семей. По мере демократизации общественной жизни и расширения международного общения профессия дипломата потеряла свою исключительность и осо­бую привлекательность. Но и сейчас вокруг этой профессии сохраняется атмосфера некой таинственности, избранности, что поддерживает достаточно большой интерес к поступлению на дипломатическую службу.

Положение дипломатов хорошо защищено германским за­конодательством. Предусмотрена широкая система разного рода надбавок к должностному окладу в зависимости от слож­ности и условий работы в различных регионах мира, в резуль­тате чего зарплата дипломата может более чем вдвое превы­шать вознаграждение, получаемое чиновником, работающим в Центре. Установлены также компенсации для членов семей, учитывающие профессиональный ущерб, нанесенный им в связи с необходимостью прерывать свою деловую карьеру при выездах с главой семьи на работу за границу. Действуют также различные социальные гарантии, достойное пенсионное обес­печение и т.д.

В германской дипломатической службе применяется мо­дель передвижения и ротации, которая предусматривает боль­шую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, разумеется, обеспечивают необходимое качество работы. После окончания Дипломатической школы молодой сотруд­ник назначается на должность А13 — «легационный секре­тарь», что соответствует должности второго секретаря. Он может поработать на одной—двух должностях в Центральном аппарате и на двух—трех должностях в представительствах за границей в различных регионах мира и на разных участках ра­боты, причем перемещения осуществляются без заезда в Гер­манию и промежуточной работы в МИД ФРГ.

Поработав на младших дипломатических должностях 10— 12 лет, дослужившись до звания старшего советника, сотруд­ник обретает реальную возможность получить назначение на должность заместителя заведующего отделом в ЦА МИД. На этой должности он может проработать неопределенное время и либо продвинуться еще на одну ступень в Министерстве, либо получить назначение генеральным консулом в среднем по величине представительстве, либо даже послом в небольшой стране. После этого обычно следует перевод на аналогич­ную должность в более крупную страну. И все это без про­межуточной работы в ЦА МИД.

После возвращения на родину сотрудник назначается обычно на должность зав. отделом в МИД ФРГ, а в дальней­шем может отправиться послом в среднюю по величине стра­ну, либо посланником или генеральным консулом в крупную страну. Для большинства сотрудников этим и завершается их дипломатическая карьера.

Наиболее перспективные дипломаты назначаются на должность зам. директора, а затем — директора департамента с перспективой назначения послом в крупную страну. Лишь единицы становятся статс-секретарями.

Существующая в МИД ФРГ система ротации дипломатов обеспечивает их профессиональное формирование как «гене-ралистов», универсалов, т.е. специалистов широкого профиля, способных гибко приспосабливаться к выполнению заданий разного характера и в разных регионах. Германский дипломат может, например, поработать пресс-атташе в посольстве в Ан­каре, советником по экономическим вопросам в Токио, гене­ральным консулом в Новосибирске, атташе по культуре в Па­риже. Узкая специализация не поощряется. Хотя и здесь нет правил без исключения.

Для работы по наиболее важным, специальным направле­ниям внешней политики в соответствующем подразделении складывается ядро специалистов, которые могут длительное время заниматься одной проблемой, например, разоружением, СБСЕ, ООН, либо повторно выезжать в командировки в одну и ту же страну. В МИД ФРГ есть, а частности, специалисты, которые целенаправленно специализировались для работы в СССР, а затем — в России.

В настоящее время в МИД ФРГ развернулась дискуссия вокруг вопроса о том, не следует ли усилить страноведческую и проблемную специализацию немецких дипломатов. Причи­на в том, что «генералисты» далеко не всегда оказываются в состоянии справиться с задачами, возникающими на наиболее острых направлениях, где требуются глубокие системные зна­ния не только нынешнего состояния дел в каком-либо вопро­се, но и истории его развития.

Исходя из действующей модели ротации, знание языков всех тех стран, в которых приходится работать немецким дип­ломатам, считается желательным, но не обязательным. Они могут пользоваться услугами переводчиков, хотя, конечно, не­знание языка страны пребывания является серьезным недостатком и ощутимой помехой в работе дипломата, осложняю­щей его общение и получение необходимой информации.

Обязательным для поступления на дипломатическую служ­бу ФРГ считается знание двух иностранных языков — англий­ского и французского. За это даже не выплачивается надбавка к зарплате. А вот за знание дополнительных языков надбавка выплачивается, но не более 600 марок за пять языков. Прове­рочные экзамены сдаются один раз в четыре года.

Структура Министерства иностранных дел ФРГ

В настоящее время организационная схема МИД ФРГ вы­глядит следующим образом:

Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их личным делом и не является основани­ем для каких-либо санкций, при условии, что сотрудники не используют свой пост для работы в пользу той или иной пар­тии и не занимаются партийной деятельностью в рабочее время. Принцип внепартийности государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.

При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включаю­щий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общест­венностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно подчинен штаб планирования, главная зада­ча которого — разработка концептуальных вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуа­ции.

В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновниками, высшей категории ВЦ. Распределение обязан­ностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с европей­скими и североамериканскими государствами, включая дея­тельность региональных международных организаций, вопро­сы европейской интеграции, разоружения и контроля над во­оружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы первым заместителем министра.

Второй статс-секретарь ведает глобальными проблемами международных отношений, включая деятельность ООН, во­просами отношений в сфере экономики, культуры, междуна­родно-правовыми проблемами, отношениями с государства­ми, расположенными за пределами Европы и Северной Аме­рики, а также протокольной службой.

Кроме того, в составе министерства имеются два государ­ственных министра. Это политические деятели, а не профес­сиональные дипломаты. Они входят в состав правительства и меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют министра в контактах с парламентом, на заседа­ниях кабинета в случае его отсутствия, в межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних об­щественно-политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе Министерства имеются 10 департаментов и от­дельная протокольная служба, которые подразделяются на от­делы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

Первый т.н. Центральный департамент, имеет в своем со­ставе 22 отдела. Его функции охватывают:

—осуществление кадровой политики;

—подготовку и переподготовку кадров;

—формирование кадров ЦА и загранпредставительств;

—организацию внутренней работы Министерства (секре­
тариаты, канцелярии);

—финансово-бюджетные вопросы и административно-хо­
зяйственную службу;

—работу политического архива, библиотеки, центра доку­
ментации, переводческой службы;

—организацию дипломатической связи, шифровальной и
дипкурьерской служб;

—обеспечение безопасности;

—организацию медицинского обслуживания и некоторые
другие вопросы.

На правах отдельного подразделения Министерства дейст­вует служба инспекторов МИД, контролирующая организа­цию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент — Политический. Его директор явля­ется Политическим директором Министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-секретарей. В составе департамента 11 отделов, а также группа по общей внешней и оборонной политике ЕС, специ­альные уполномоченные по вопросам укрепления стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, два посла по особым поручениям.

Департамент ведает вопросами отношений с США и Кана­дой, общими вопросами оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой НАТО, включая евро-ат­лантическое партнерство, Совет Россия—НАТО, военно-по­литические вопросы ЕС и соответствующие вопросы в отно­шениях с государствами ЕС, проблематикой ОБСЕ, Совета Европы, отношениями с Россией и государствами СНГ, с го­сударствами Восточной Европы, Балтии и др.

Департамент 2 «А», аппарат уполномоченного правительст­ва ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооруже­ниями, ведает в полном объеме всей проблематикой разору­жения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление действующих соглашений. Департамент состо­ит из 4 отделов.

Департамент «Е» — Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза, включая отношения ЕС с третьими странами, кроме военно-полити­ческих вопросов, а также отношениями со странами — члена­ми ЕС. В составе департамента действуют два специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по коор­динации европейской политики.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной помощи. Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоченного по вопросам борьбы с междуна­родным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций системы ООН, а также вопросами оказа­ния гуманитарной помощи, проблематикой прав человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.

Третий департамент — Политический. Состоит из 12 отде­лов и ведает всеми вопросами отношений со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. При департаменте работают специальные уполномоченные по вопросам политики ФРГ в отношении указанных регионов.

Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных уполномоченных. Занимается проблематикой внешнеэкономических связей ФРГ с зарубеж­ными странами, международного экономического сотрудниче­ства, деятельностью международных экономических организа­ций, вопросами научно-технического сотрудничества, мирно­го использования ядерной энергии, контроля над экспортом оружия, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др. смежными проблемами.

Пятый департамент — Правовой. Состоит из 12 отделов. Ведает всем комплексом правовых, международно-правовых, договорных, консульских, в том числе визовых, вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им убежища.

Шестой департамент — Культурное сотрудничество. Со­стоит из 10 отделов и ведает вопросами отношений с зарубеж­ными странами в области культуры, многосторонними отно­шениями в этой сфере, деятельностью институтов Гёте и дру­гих немецких организаций, занимающихся продвижением не­мецкой культуры и информации о ФРГ за границей. Предме­том деятельности департамента является сотрудничество в об­ласти науки и образования, включая научные обмены, между­народные молодежные и спортивные контакты.

Протокольная служба. Действует на правах департамента, хотя формально таковым не является. Выполняет функции го­сударственного протокола, обслуживает не только МИД, но и Ведомства федерального президента и федерального канцлера. Организует и осуществляет работу с дипломатическим корпу­сом в Берлине, обеспечивает протокольную сторону междуна­родных конференций и встреч на высшем уровне, проводи­мых в ФРГ. Состоит из пяти отделов.

В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы со­трудничества с США и Францией. Как правило, это не дип­ломаты, а политические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гу­манитарной помощи.

В Министерстве существует Совет по персоналу, избирае­мый сотрудниками на срок 4 года в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет кон­тролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все решения кадровой службы по назна­чениям и перемещениям вплоть до должностей категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и генеральные консулы в небольших странах). Осталь­ные назначения осуществляются руководством МИД самосто­ятельно.

В середине 1998 г. объявлено о проведении широкой структурной реформы дипломатической службы ФРГ. Цель реформы: повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязан­ностей между подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование за­тронуло, прежде всего, оба политических, а также экономи­ческий и культурный департаменты. Одновременно проводит­ся сокращение заграничной службы. К настоящему времени закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформирова­ние дипломатической службы ФРГ продолжается.

Наши рекомендации