История создания дипломатической службы Германии

Становление дипломатической службы Германии нераз­рывно связано с формированием единого германского госу­дарства в XIX в. Датой учреждения германского Министерст­ва иностранных дел считается первое января 1870 года.

Первым шагом к объединению Германии стало присоеди­нение к Пруссии в 1864 г. Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую не представляло труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемон­стрировать свою силу и испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в 1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха.

Победив Австрию, Пруссия доказала, что в пределах быв­шей Священной Римской империи именно она является сильнейшим государством Германской нации и претендентом на главенство среди германских государств. Но первоначально был создан лишь Северогерманский Союз, куда вошли немец­кие государства и княжества, расположенные к северу от реки Майн. На большее Пруссия не могла в тот момент рассчиты­вать из-за риска спровоцировать немедленную войну с Фран­цией, которая не делала секрета из своего резко негативного отношения к возникновению на своей восточной границе мощного германского государства. Берлин пока не был готов к этой войне. Предстояло нарастить мощь своей армии и до­ждаться такой международной ситуации, при которой на сто­роне Франции не выступили бы другие европейские державы.

Такой момент наступил в 1870 г. — канцлеру Пруссии Бисмарку удалось спровоцировать Францию на объявление войны Пруссии, что лишило ее международной поддержки. Вспыхнувшая во Франции революция довершила дело. Напо­леон III был повержен и оказался даже в плену у немцев.

Под впечатлением прусских побед до тех пор самостоя­тельные немецкие государи и князья в южных землях склони­лись перед троном прусского короля. В 1871 г. южно-герман­ские земли присоединились к Германскому Союзу, преобра­зованному в Германскую империю. Прусский король был провозглашен германским кайзером. Как говорил сам Бис­марк, объединение Германии было осуществлено «железом и кровью», методом, к которому германские властители неодно­кратно прибегали в истории для достижения своих военно-политических целей.

В состав рейха вошли королевства Пруссия, Бавария, Сак­сония, Вюртемберг, великие герцогства Баден, Гессен-Дармштадт, Ольденбург, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Штрелитц, Саксония-Веймар-Айзенах, еще 12 герцогств и княжеств, а также три свободных ганзейских города — Любек, Гамбург и Бремен.

Сформировалось крупное государство в центре Европы с большой внутренней динамикой и ярко выраженным стремле­нием к внешней экспансии, к расширению своего «жизнен­ного пространства», с откровенными претензиями на передел колоний. С самого начала своего существования рейх как бы противопоставил себя «старым» колониальным державам, прежде всего Великобритании и Франции, стремясь потеснить их в заморских владениях, отвоевать себе «место под со­лнцем». Однако ни Британия, ни Франция, ни другие госу­дарства не хотели уступать хотя бы часть своих владений этому молодому и алчному международному хищнику.

Экспансионистские устремления германского рейха и про­тиводействие ему со стороны «старых» европейских метропо­лий предопределили весь ход международных отношений конца XIX — начала XX в. с постоянно вспыхивавшими кон­фликтами, тайным и явным противоборством, сколачиванием и развалом коалиций и, в конце концов, — Первой мировой войной, завершившей этот бурный период политико-дипло­матической борьбы.

Германская дипломатия была призвана обслуживать поли­тику нового государства, обеспечивать проведение в жизнь планов и программ внешней экспансии, создавать для этого наиболее благоприятные условия, не допускать возникнове­ния сплоченного фронта сопротивления внешнеполитическим устремлениям Берлина, раскалывать и ссорить потенциальных участников антигерманских коалиций и, в свою очередь, фор­мировать блок собственных союзников и партнеров. Это был период сложной политической игры, грубых провокаций, жесткого давления, закулисных махинаций, династических интриг и возрастающего влияния на государственную полити­ку поднимавшихся капиталистических картелей.

На ход мировых дел все большее воздействие оказывали не противоборство императоров, королей и президентов, а борь­ба финансово-промышленных групп за мировые рынки. Госу­дарственную политику все заметнее определяли интересы не потомственной аристократии, а набиравших силу олигархов. И не случайно в этот период возник термин «империализм», определивший характер взаимоотношений и противоборства политических и экономических сил в национальных и между­народных масштабах. В конце XX в. эти процессы получили новое развитие и обрели свое название — «глобализм».

Министерство иностранных дел Северогерманского Союза было создано указом канцлера Отто фон Бисмарка от 8 янва­ря 1870 г. Впрочем, министерством этот орган не назывался. Он получил наименование Ведомство иностранных дел по аналогии с британским Foreign Office. Такое название должно было подчеркнуть, что речь идет о ведомстве, подчиненном непосредственно канцлеру. В то время в германском рейхе все соответствующие министерствам структуры именовались ве­домствами — ведомство внутренних дел, морское ведомство, ведомство юстиции и т.д. Название «министерство» появилось лишь после 1919 г., когда была свергнута монархия и провоз­глашена республика. Такое название сохранилось и в гитле­ровском рейхе, даже с добавкой «Имперское». В созданной в 1949 г. ФРГ возникло наименование «федеральное министер­ство», хотя по традиции МИД ФРГ назывался Ведомством иностранных дел.

Предшественником этого ведомства было прусское Ми­нистерство иностранных дел, созданное в 1808 г. в результате выделения соответствующего подразделения, занимавшегося внешними делами, из т.н. Министерства Прусского Кабинета, существовавшего с 1728 года.

Главой ведомства иностранных дел стал князь Отто фон Бисмарк, занимавший одновременно посты имперского кан­цлера и премьер-министра Пруссии. Он председательствовал также в Федеральном или Имперском Совете, состоявшем из представителей объединившихся территорий. При этом каж­дое королевство и княжество имело в Совете разное количество голосов в зависимости от размеров субъекта. Максималь­ное количество голосов — 17, имела Пруссия.

Структура и организация работы Ведомства иностранных дел были унаследованы от прусского МИДа. В составе ведом­ства было два департамента — один Политический, а дру­гой, — занимавшейся всеми неполитическими вопросами — внешнеторговыми, консульскими и т.д. Первым департамен­том руководил непосредственно статс-секретарь, являвшийся заместителем главы ведомства, которым на протяжении 28 лет был Бисмарк.

Разделение на два департамента по существу жестко дели­ло ведомство внешних сношений на две службы — диплома­тическую и консульскую. Перелив кадров из одной в другую практически исключался. Дипломатическая служба была без­условной привилегией аристократии. Как и в других европей­ских странах того времени, посланники и, тем более послы, были выходцами из знатных дворянских семей. Иначе и не мыслилось, поскольку они были личными представителями монарха при иностранном дворе, и направление в таком каче­стве лица, лишенного дворянского статуса, воспринималось бы как оскорбление. Впрочем, первым статс-секретарем, воз­главлявшим политический департамент в течение 17 лет (с 1864 по 1881 г.) был Максимилиан Филипсборн, получив­ший дворянское звание лишь после своего назначения на этот пост. Помимо двух департаментов в ведомстве имелась служба драгоманов, переводчиков восточных языков, получавших еще и юридическое образование и обеспечивавших правовую сферу деятельности германских миссий за границей.

В 1879 г. из Политического департамента был выделен так называемый Центральный департамент, ведавший кадровыми и финансовыми вопросами, а в 1885 г. возникло еще одно подразделение — Правовой департамент (ранее он существо­вал и в прусском МИДе). В 1890 г. был создан департамент по делам колоний, преобразованный в 1907 г. в самостоятельное имперское ведомство. Германия уделяла все большее внима­ние колониальной экспансии и соответственно выстраивала систему государственных органов, призванных обеспечивать работу на этом направлении. Наконец, в 1915 г. был учрежден департамент информации, выросший из отдела прессы, кото­рый существовал еще при Бисмарке и назывался в то время «литературным бюро».

Политический департамент разделялся на референтуры по регионам и проблемам, возглавлявшиеся старшими советни­ками. Канцелярские нужды ведомства обеспечивало централь­ное бюро, регистрировавшее входящую и исходящую корреспонденцию и ведавшее архивом. Лишь в 1920 г. были созданы отдельные канцелярии в департаментах и специальный Поли­тический архив.

Как видим, Ведомство иностранных дел первоначально было весьма компактным учреждением. Достаточно сказать, что в Политическом департаменте работали всего 4—6 совет­ников и такое же количество вспомогательных сотрудников, референтов.

Ведомство размещалось в небольшом дворце по улице Вилыельмштрассе 76, в центре Берлина, где с 1819 г. распо­лагалось Министерство иностранных дел Пруссии. Это здание оставалось резиденцией германского МИДа вплоть до 1945 г., когда оно было разрушено в ходе штурма Берлина. Однако размеры здания не позволяли вместить всех даже немногочис­ленных сотрудников ведомства, и отдельные его подразделе­ния размещались во множестве других зданий в Берлине.

К началу Первой мировой войны штаты Центрального ап­парата Ведомства заметно расширились. Там работали один статс-секретарь, один его заместитель, 4 директора департа­мента, три их заместителя, 23—28 старших советников, 23 по­стоянных вспомогательных сотрудников, 18 внештатных асес­соров, т.е. всего 70—80 дипломатических сотрудников.

На рубеже веков вся германская дипломатическая служба (без драгоманов и консулов) в Центре и за границей включала 350 дипломатических сотрудников. В 1874 г. Германия имела всего 4 посольства (в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и Вене), 14 миссий, возглавлявшихся посланниками, 8 миссий во главе с поверенными в делах, 8 прусских представительств в германских землях, 7 генеральных консульств с дипломати­ческим статусом, 33 консульства и 4 вице-консульства. К 1914 г. миссии в Риме, Константинополе, Мадриде, Вашинг­тоне и Токио были преобразованы в посольства. Заметно уве­личилось число миссий (до 23), генеральных консульств (до 33) и консульств (до 100). Германия активно укрепляла свои связи с внешним миром.

Примечательно, что самым высокооплачиваемым дипло­матом в кайзеровской Германии считался посол в Санкт-Пе­тербурге, оклад которого составлял 150000 золотых марок, по тем временам весьма большая сумма. Его коллеги в Лондоне, Париже и Вене получали лишь по 120000 марок, а статс-сек­ретарь Ведомства в Берлине — всего 50000 марок. Отмечают, однако, что оклады британских и французских дипломатов были вдвое выше.

За 130 лет своего существования дипломатическая служба Германии пережила немало реформ и преобразований. Изменение политического режима, расширение сферы деятельнос­ти дипломатов, активизация международных отношений, включение в сферу международного регулирования все новых и новых проблем и областей сотрудничества требовали посто­янного изменения структуры, организации, кадрового состава службы, приспособления к новым условиям и требованиям.

В 1918 г. после свержения монархии и провозглашения республики были произведены серьезные преобразования в организации дипломатической службы Германии. Было отме­нено деление на дипломатическую и консульскую службу и создана единая служба, существующая до настоящего времени и подразделяющаяся на четыре категории — «простую», «среднюю», «высокую» и «высшую». При этом собственно дипломаты относятся к «высшей службе».

Возросло число департаментов. Помимо нескольких регио­нальных, возникли департаменты, занимающиеся вопросами культуры, экономики, протокола, служба лингвистического обеспечения (переводчики). Были сформированы также отде­лы, занимающиеся внутренними делами, вопросами Лиги Наций и других международных организаций. В целях улуч­шения координации и руководства работой отдельных подраз­делений были созданы «Бюро министра» и «Бюро статс-секре­таря».

В этот период было также введено в практику проведение ежедневных совещаний директоров департаментов под пред­седательством статс-секретаря, на которых обсуждались важ­нейшие политические и организационные вопросы, и опреде­лялась линия поведения по возникавшим проблемам. Практи­ка проведения таких совещаний сохраняется до сих пор.

С февраля 1919 г. Ведомство иностранных дел стало име­новаться Министерством иностранных дел. В 1923 г. его воз­главил видный германский политический деятель Густав Штреземан. В то время МИД Германии значительно расши­рился. Германская дипломатическая служба насчитывала 2031 сотрудника, из них 1330 работали в Центральном аппа­рате и 701 — в 112 загранпредставительствах. Статс-секрета­рем МИД был Карл фон Шуберт, занимавший этот пост с 1924 г. по 1930 г., а его преемником в течение 6 лет — Берн-хард Вильгельм фон Бюлов.

С приходом к власти Гитлера начинается усиленное внед­рение в аппарат МИД идеологии и кадров нацистской партии. Неоднократные чистки привели к увольнению с дипломати­ческой службы более 120 чиновников высокого ранга, кото­рые были сочтены неблагонадежными. В аппаратах МИД и посольств появились сотрудники СС и т.н. «Заграничной организации НСДАП». Представитель этой службы стал еще одним статс-секретарем в МИД и возглавил специальный де­партамент — отделение соответствующей службы нацистской партии.

В 1938 г. министром иностранных дел был назначен Иоа­хим фон Риббентроп, высокопоставленный деятель НСДАП, ярый нацист по убеждениям, активный проводник агрессив­ной внешней политики гитлеровского рейха. При нем МИД превратился в инструмент целенаправленной подготовки Вто­рой мировой войны, политического обеспечения актов агрес­сии в отношении соседних государств. После поражения Гер­мании Риббентроп по заслугам оказался на скамье подсуди­мых в Нюрнберге и был приговорен Международным трибу­налом к смертной казни, наряду с другими главными военны­ми преступниками.

При Риббентропе произошло дальнейшее расширение дипломатической службы до 2665 сотрудников, главным обра­зом за счет расширения служб, являвшихся проводниками на­цистской политики и идеологии. Были созданы специальные подразделения и структуры, нацеленные на проведение про­пагандистской и дезинформационной работы. МИД превра­тился не только в проводника внешней политики гитлеров­ского рейха, но и в инструмент идеологической работы в стране и за рубежом, направленной на популяризацию и рас­пространение теории и практики германского фашизма.

Разгром рейха привел к разрушению всей государственной машины Германии и ее институтов, как это и было предус­мотрено решениями Потсдамской конференции. Перестало существовать и Министерство иностранных дел. Вся полнота власти на оккупированной территории осуществлялась кон­трольными органами четырех держав.

Дипломатическая служба ФРГ

Восстановление дипломатической службы в Германии на­чалось после образования в 1949 г двух германских госу­дарств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. На пер­вом этапе оккупационные власти сохранили за собой всю сферу внешних сношений двух германских государств. Для за­падных зон оккупации это было дополнительно зафиксирова­но т.н. Оккупационным статутом, принятым в 1949 году.

В Ведомстве федерального канцлера ФРГ была создана группа по связям с союзнической Верховной Контрольной Комиссией. Реально связи поддерживались с Верховными Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т.н. Петерсбергским соглашением три западные держа­вы предоставили правительству ФРГ право поддерживать с иностранными государствами консульские и торговые отно­шения. Еще накануне, 1 ноября 1949 г. было открыто пред­ставительство ФРГ при штаб-квартире Организации экономи­ческого сотрудничества и развития в Париже.

В конце 1949 г. в Ведомстве федерального канцлера было создано «Организационное бюро» по делам консульско-эко-номических представительств за границей. В течение 1950 г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах.

В том же году на базе Группы по связям и Оргбюро в Ве­домстве федерального канцлера был образован специальный орган — Служба по внешним сношениям, которая в дополне­ние к прежним функциям своих предшественниц получила новые, исполнением которых занялись созданные для этого референтуры по культурным связям, протоколу и подготовке дипломатических кадров.

В результате пересмотра «Оккупационного статута»
15 марта 1951 г. было создано Министерство иностранных дел
ФРГ, в которое была включена и Служба по внешним сноше­
ниям. Министром иностранных дел стал федеральный кан­
цлер Конрад Аденауэр, а статс-секретарем — профессор Валь­
тер Хальштейн, занимавший этот пост до 1958 г и оставший­
ся в истории как автор т.н. «доктрины Хальштейна». Она
предусматривала, что правом единоличного представительства
германских интересов обладает исключительно правительство
ФРГ. Все государства призывались не поддерживать диплома­
тические отношения с ГДР под угрозой разрыва отношений с
боннской республикой и применения экономических сан­
кций. «Доктрина Хальштейна» стала одним из инструментов «холодной войны». Ее реализация существенно осложнила и замедлила процесс сближения двух германских государств, со здание единого государства на действительно равноправной основе, поставило немало преград на пути нормализации обстановки в Европе.

МИДу ФРГ было возвращено старое наименование — Ве­домство иностранных дел. Однако в русском варианте в дип­ломатической переписке используется классическое назва­ние — Министерство иностранных дел.

В состав МИД, помимо упомянутой Службы по внешним сношениям были включены т.н. Бюро по вопросам мира в Штутгарте, созданное в 1947 г. главами правительств западных земель для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе, а также внешнеторговый департа­мент существовавшего с 1947 г. «Управления по делам объ­единенной экономической территории» во Франкфурте-на-Майне.

На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433 сотрудника в зарубежных представительствах (147 дипломатов). В 1951 г. были установ­лены дипломатические отношения с 12 государствами (Бель­гия, Бразилия, Дания, Греция, Италия, Канада, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Норвегия и Швеция). При прави­тельствах трех западных держав были назначены поверенные в делах, возведенные в 1953 г. в ранг послов. После вступле­ния в силу в 1955 г. т.н. «Германского договора», передавшего ФРГ значительную часть суверенитета, представительства ФРГ в столицах трех западных держав были преобразованы в посольства. В том же году министром иностранных дел ФРГстал Хайнрих фон Брентано.

В 1955 г. состоялся визит в Москву канцлера ФРГАденау­эра, в ходе которого была достигнута договоренность об уста­новлении дипломатических отношений между СССР и ФРГи обмене посольствами. Первым советским послом в ФРГстал В.А.Зорин.

Дипломатическая служба ГДР

Параллельно происходило становление дипломатической службы в ГДР. Это было сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины Халыптей-на», активно поддержанной западными державами, ГДР дол­гое время не удавалось добиться установления дипломатичес­ких отношений с иностранными государствами, расположен­ными за пределами социалистического лагеря. Лишь после подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырех­стороннего соглашения по Западному Берлину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООНв 1973 г. «доктрина Хальштейна» была окончательно сломлена, и оба германских государства стали равноправными субъекта­ми международных отношений.

К этому времени дипломатические службы обоих герман­ских государств уже полностью сложились. Дипломатические службы ФРГ и ГДР отличались высоким профессионализмом, эффективностью, организованностью, настойчивостью в ре­шении стоящих перед ними задач. На международной арене



они конкурировали друг с другом, жестко противоборствова­ли, используя весь арсенал своих возможностей, влияния и опыта для достижения поставленных руководством государств целей.

Короткая история дипломатической службы ГДР заверши­лась драматически. Объединение Германии в 1990 г. сопро­вождалось роспуском всех государственных институтов Рес­публики. Подлинное объединение, соединение потенциала го­сударственных, в том числе дипломатических, служб не состо­ялось. Идеологическая несовместимость оказалась сильнее практической и профессиональной целесообразности. Прави­тельство ФРГ отторгло дипломатов ГДР несмотря на то, что большинство из них были высококлассными специалистами, многие получили образование в МГИМО, обрели солидный опыт работы за рубежом, в том числе в международных орга­низациях. Тем не менее, было категорически запрещено при­нимать дипломатических работников ГДР на службу в дипло­матическое ведомство объединенной Германии. Лишь едини­цы из младших дипломатов получили впоследствии работу в системе государственных органов ФРГ.

Наши рекомендации