Общественное движение второй половины XIX в.
На рубеже 50–60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно–демократической направленности. Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин (1818–1885) и Б.Н. Чичерин (1828–1904).
К.Д. Кавелин, профессор–историк Московского университета, приглашенный для воспитания наследника, так сформулировал девиз отечественного либерализма: «...Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». Кавелин считал, что России нужна не революция, а гражданский мир. Он пытался сблизить славянофилов и западников, либералов и социалистов, считая, что крайние направления общественной мысли дополняют и уравновешивают друг друга. Долг и искусство политика состоят в том, чтобы разъяснить каждому его назначение: консерваторам указывать на опасность застоя, радикалов предупреждать о возможных катастрофических последствиях действий «сломя голову». В итоге добиваться постепенной реформы. Кавелин призывал разночинную интеллигенцию не к революции, а к упорному повседневному труду на благо народа, труду созидающему, обустраивающему жизнь. При этом Кавелин не требовал ликвидации монархии, признавал эту форму власти самой подходящей для России того времени, считая, что российский абсолютизм «должен быть прогрессивный и просвещенный». Главным делом своей жизни Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. В 1855 г. им была подана «Записка об освобождении крестьян», где он выдвигал идею постепенного освобождения крестьян с земельным наделом. Эта идея легла в основу правительственной программы. Но как только программа Кавелина была напечатана в «Современнике», его отстранили от воспитания наследника, хотя на смену Кавелину вскоре был приглашен другой либерал, его ученик Б.Н. Чичерин.
Б.Н. Чичерин был сторонником буржуазных реформ западноевропейского образца, выступал за закон, право как главные регуляторы человеческих отношений. Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды, в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право». Чичерин считал, что путь к свободе – через «возвышенные права», он выступал за политические свободы и права – выражать свое мнение, менять местожительство и подданство, равенство перед законом и т.д. В 1858 г. в герценовских «Голосах из России» Чичерин опубликовал статью «Современные задачи русской жизни», где сформулировал требования русского либерализма того времени:
1) свобода совести;
2) свобода от крепостного состояния;
3) свобода общественного мнения;
4) свобода книгопечатания;
5) публичность всех правительственных действий;
6) публичность и гласность судопроизводства.
Чичерин считал, что история России «доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ грамотными шагами на пути гражданственности и просвещения», в то же время Россия не созрела для народного представительства и его преждевременное введение «может породить только смуту». Социализм он обозначал как «чистый бред воображения», «фантазии о будущем блаженстве человеческого рода», считал, что так как в природе господствует неравенство сил, свойств, то и в обществе не может быть социального равенства.
Другим направлением общественной мысли на рубеже 50–60-х гг. XIX в. было революционно–демократическое. Складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола», другой в России вокруг журнала «Современник».
В 1852 г. вслед за своим другом Н.П. Огаревым, А.И. Герцен отправился в добровольное изгнание в Лондон, где на следующий год основал Вольную русскую типографию, имея целью распространять в России идеи освободительного движения. В 1855 г. он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». Поместив на обложке издания силуэты казненных декабристов, он еще раз подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить на новом этапе освободительного движения. В альманахе печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белинском, Чаадаеве. Успех «Полярной звезды» привел Герцена к мысли о выпуске бесцензурного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи и лозунги освободительного движения.
С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Колокол». В первом номере Герцен сформулировал программу из трех пунктов:
1) освобождение крестьян,
2) упразднение цензуры,
3) отмена телесных наказаний.
В дальнейшем Герцен уточнил, что имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.
В июле 1861 г. в «Колоколе» была опубликована статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?». В ней были сформулированы следующие требования: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилья чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Огарев призывал народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную». В 1865 г. издание «Колокола» было перенесено в Женеву, ставшую центром русской эмиграции. В 1867 г. издание было прекращено.
Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Накануне отмены крепостного права среди революционеров российского центра складывается план действий, центральное место в котором занимал выпуск прокламаций, поэтому часто этот период революционного движения в России называют «эпохой прокламаций». Первой прокламацией был «Великорусс». К осени 1861 г. вышли три его выпуска. «Великорусс» был обращен к «образованным классам». В нем содержался призыв «устранить произвольное управление» и «заменить его законностью». В прокламации выдвигалось требование передачи крестьянам земли, которой они пользовались при крепостном праве, и освободить их от выкупа, «приняв его на счет всей нации. «Великорусс» требовал свободной конституции, в которой найдут свое отражение такие демократические принципы, как «ответственность министров, вотирование бюджета, суд присяжных, свобода исповеданий, свобода печати, уничтожение сословных привилегий, самоуправление по областным и общинным делам». Неотъемлемой частью демократических преобразований считался вопрос об освобождении Польши. Выпуск «Великорусса» рассматривался революционерами как основа для объединения демократических сил страны. Наиболее радикальным из всех агитационных документов была прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Главной его целью было установление «социальной и демократической республики», а основным методом достижения этой цели являлся террор. П.Г. Заичневский призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить всех сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи.
В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», «К крестьянам», «К молодому поколению», «К солдатам». Однако данные документы были достаточно разноречивы, что свидетельствовало об отсутствии единства среди революционеров. «Земля и воля» 60-х гг. Подъем крестьянского движения, который последовал за отменой крепостного права, вселял в революционеров надежду на скорое восстание. Большинство из них сходилось на предположении, что открытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал срок подписания уставных грамот.
Стремясь не отстать от событий, группа революционеров – Н.А. Серно–Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов – провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации.
Летом1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной. На протяжении всего короткого периода неоднократные изменения. Большинство ученых считают, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра организации оказывал Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным из них было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов.
После ареста в июле 1862 г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации. Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание в 1863 г., члены организации рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее приготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были осуждены на каторжные работы.
В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, усилились правительственные репрессии, возникли серьезные разногласия с Герценом. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли в воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества.
Московское отделение «Земли и воли» не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало устанавливать связь с другими кружками распавшейся «Земли и воли» и собирать их в новую организацию. Ее возглавил Николай Ишутин. Деятельным его сподвижником был его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. В 1863 г. им было по 23 года, оба они были студентами Московского университета. Ишутинцы считали своей целью подготовку крестьян к социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в Можайском уезде Московской губернии. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике партизанских действий и индивидуального террора. С этой целью была создана группа «Ад», подготавливавшая устройство побега Чернышевского с каторги. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Это привело к усилению репрессий правительства. Был разгромлен кружок Ишутина, закрыты оппозиционные журналы, запрещены студенческие кружки. Сам Каракозов был казнен.
Война с Турцией на Кавказе
В 70–х гг. XIX в. восточный вопрос вновь обострился, начинается новый этап национально–освободительной борьбы народов Балканского полуострова. Их политическое положение было неодинаково. Сербия была самоуправляющимся княжеством под верховной властью Турции. Черногория была самостоятельным государством, но не имела официального международного признания и вела с Турцией постоянную борьбу. Болгария, Босния и Герцеговина были османскими провинциями.
Особенно гнетущим было положение христианского населения османских провинций. Несмотря на неоднократные требования европейских держав, Турция отказывалась уравнять в правах христианское население с мусульманами. В 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули стихийные восстания.
В апреле 1876 г. восстали болгары. Турецкие войска начали массовое истребление болгарского населения.
30 июля 1876 г. Сербия и Черногория объявили войну Турции. В России это вызвало волну солидарности со славянскими народами. Славянские комитеты собирали денежные пожертвования, покупали и переправляли восставшим оружие, медикаменты, продовольствие. Они требовали от русского правительства решительных действий против Турции. Русские офицеры подавали в отставку и вступали в сербскую армию. В госпиталях Сербии и Черногории работали русские врачи. Не добившись уступок дипломатическими средствами, 12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции. В тот же день русские армии направились через Румынию к Дунаю.
Передовой отряд русской армии под командованием генерала И.В. Гурко, располагая небольшими силами, быстро развернул наступление и в конце июня овладел древней столицей Болгарии Тырново. Потерь в русских войсках практически не было. Впереди были горы. Многое зависело от того, в чьих руках будут перевалы. 7 июля 1877 г. русские войска овладели Шипкинским перевалом – важным стратегическим пунктом на Балканах. Перед турецким командованием встала важнейшая задача возвратить Шипку. Против русских войск была брошена крупная военная группировка под командованием Сулейман-паши. Начался один из героических эпизодов войны – защита Шипкинского перевала. В исключительно тяжелых условиях, при многократном превосходстве сил противника, русские войска с участием болгарского ополчения отразили многочисленные атаки турецких войск и удержали перевал вплоть до перехода в наступление в январе 1878 г. Западный отряд русской армии под командованием генерала Н.П. Криденера располагал значительными силами. Он быстро овладел крепостью Никополь, но затем снизил темп наступления. В результате противнику удалось сосредоточить крупные силы в крепости Плевна, находившейся на пересечении важнейших дорог. Трижды русские войска при поддержке румынской армии безуспешно пытались овладеть городом. Здесь особенно сказалась приверженность части русского генералитета к прежним формам войны: малая маневренность войск без активного использования артиллерии и тесного взаимодействия частей. Так, во время третьего штурма успешные действия войск под командованием М.Д. Скобелева не получили поддержки других частей и общий исход оказался неудачным.
По предложению военного министра Д.А. Милютина город подвергся блокаде. Под руководством Э.И. Тотлебена были вырыты прочные окопы, построены удобные землянки, тщательно пристреляны неприятельские укрепления. Были проведены вспомогательные операции, отрезавшие турецкую крепость от основных сил. Лишенная поддержки извне, крепость в ноябре 1877 г. сдалась. Падение Плевны было важнейшим событием в ходе войны.
После падения Плевны русское командование приняло правильное решение о немедленном переходе Балкан, не дожидаясь весны. Расчет строился на достижении внезапности. 13 декабря 1877 г. русские войска во главе с генералом И.В. Гурко двинулись при 25–градусном морозе через перевал Чурьяк и освободили Софию. Другой отряд под командованием Ф.Ф. Радецкого через Шипкинский перевал вышел к укрепленному лагерю Шейново. Здесь произошло одно из крупнейших сражений войны, в ходе которого противник был разбит. Русские войска неудержимо двигались к Константинополю.
Одновременно успешно развивались события на закавказском театре военных действий. В начале мая 1877 г. русские войска под командованием генерала М.Т. Лорис-Меликова успешно овладели сильной крепостью Ардаган. При взятии другой важнейшей турецкой крепости – Карса – в плен было взято около 18 тыс. турок. Началась борьба за Эрзерум. Активные действия в Закавказье лишили возможности турецкое командование перебросить армию на Балканы.
Обеспокоенная успехами России, Англия послала военную эскадру в Мраморное море и вместе с Австрией угрожала разрывом дипломатических отношений, если русские войска войдут в Константинополь. Авангард русской армии остановился в 12 км от Константинополя, в местечке Сан-Стефано, где 18 февраля 1878 г. был подписан мирный договор с Турцией, по которому:
• признавалась независимость Румынии, Сербии, Черногории;
• провозглашалось создание Болгарии – автономного княжества, в котором в течение двух лет находились русские войска для наблюдения за преобразованиями в стране;
• Турция обязывалась провести реформы в Боснии и Герцеговине;
• Румынии передавалась Северная Добруджа;
• России возвращалась Южная Бессарабия, отторгнутая по Парижскому договору;
• В Азии к России отходили города Карс, Ардаган, Батум, Баязет.
Однако Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан-Стефанского договора. По их настоянию в июне 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием 6 держав (Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России, Турции). 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат 1878 г., согласно которому:
1) Болгария разделялась на две части: Северная Болгария получала автономию, Южная (Восточная Румелия) оставалась турецкой провинцией;
2) Босния и Герцеговина были оккупированы Австро-Венгрией;
3) Сокращалась территория Сербии, Черногории, Румынии;
4) Англия оккупировала Кипр.
Значение русско-турецкой войны
• Ослабила господство Османской империи.
• На Балканах начинают складываться независимые государства.
• При содействии России в Болгарии была введена Конституция с гарантиями политических свобод.