Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762)

Эпоха дворцовых переворотов – принятое в историографии название периода с 1725 по 1762 годы, когда в Российской империи после смерти Петра I, не назначившего наследника, верховная власть переходила из рук в руки главным образом путем дворцовых переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке и содействии гвардейских полков.

Причины дворцовых переворотов:

1. Указ 1722 г. о престолонаследии, предоставляющий императору право назначать наследника престола (Петр I, скончавшийся после продолжительной болезни 28 января 1725 г., не успел этого сделать).

2. Большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых.

3. Корпоративные интересы дворянства и родовитой знати.

Особенности эпохи дворцовых переворотов

1. Инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника.

2. Движущей силой переворотов была гвардия.

3. Важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства.

После смерти Петра I старая знать хотела видеть на престоле сына казненного царевича Алексея, малолетнего Петра; дворяне, выдвинувшиеся при Петре I, поддерживали кандидатуру жены умершего императора – Екатерины. Спор решили гвардейские полки. Выдвинувшиеся при Петре I Меншиков, Толстой, Апраксин и другие представители новой знати, заручившись поддержкой вызванных ко дворцу гвардейских полков, возвели на престол Екатерину. Фактически власть оказалась в руках А.Д. Меншикова. При императрице, совершенно не подготовленной к управлению государством, в 1726 г. был создан Верховный тайный совет – высший государственный орган, которому подчинялись три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел) и Сенат. В него вошли 7 человек, среди которых ведущую роль играли А. Меншиков, Д. Голицын, А. Остерман.

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I – Петр II (1727–1730), а к Верховному тайному совету перешли функции регента. Желая упрочить свое влияние в государстве, А. Меншиков попытался женить царевича Петра на своей дочери. Однако чрезмерное честолюбие А. Меншикова вызвало недовольство у его вчерашних союзников. В сентябре 1727 г. он был арестован, лишен чинов, званий и выслан в Сибирь, где вскоре и умер.

Влияние при дворе перешло к князьям Долгоруким и Голицыным, которые стали готовить свадьбу нового императора Петра II с княжной Долгорукой. Однако Петр II заболел оспой и умер.

На престол пригласили дочь брата Петра I Анну Иоановну (1730–1740), вдову герцога Курляндского, жившую в Митаве. Она 20 лет прожила за границей и, по мнению верховников, не имела сторонников в России, на которых могла бы опереться. В глубокой тайне Д.М. Голицын с В.Л. Долгоруким составили кондиции, то есть условия вступления Анны Иоановны на престол, и отправили их на подпись ей в Митаву. Анна Иоановна должна была управлять страной не в качестве самодержавной императрицы, а совместно с Верховным тайным советом, без ведома которого ей запрещалось объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, жаловать или отнимать вотчины без суда. К Верховному тайному совету переходило также командование гвардией. Анна Иоанновна безропотно подписала кондиции в Митаве, однако, прибыв в Москву, демонстративно разорвала их текст и отказалась их выполнять. Она распустила Верховный тайный совет, а его членов выслала из столицы.

Ленивая и невежественная, отличавшаяся высоким ростом и полнотой, императрица, которую приводили в восторг грубые шутки карлиц, не проявляла никакого интереса к государственным делам. Вместо упраздненного Верховного тайного совета при ней было организовано примерно такое же по компетенции учреждение, но под новым названием – Кабинет министров. В него вошли доверенные лица императрицы. Анна Иоановна тяготилась участием в государственных делах и в 1735 г. издала указ, которым подпись трех кабинет–министров объявлялась равноценной императорской подписи.

Анна Иоановна способствовала расширению привилегий дворянства: отменила указ о единонаследие, учредила Шляхетский кадетский корпус для дворян, обучение в котором давало право дворянам миновать солдатскую службу и получить офицерское звание, ограничила обязательную военную службу 25 годами, ввела запись дворян в полки до совершеннолетия. Для наблюдения за инакомыслящими была создана Тайная канцелярия.

В царствование Анны Иоановны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы, курляндский немец, бывший конюх, Бирон. Под его покровительством проходимцы из иностранцев занимали высшие и хорошо оплачиваемые должности в административном аппарате и армии. Многие из них безнаказанно грабили казну. Это вызывало протест со стороны русского дворянства, лишенного части доходов и ущемленного в национальных чувствах.

Еще при жизни Анна назначила своим преемником младенца Ивана Антоновича (1740–1741) – внука своей старшей сестры Екатерины, а регентом при грудном ребенке – Бирона.

В условиях всеобщего недовольства Бироном Миниху удалось совершить очередной переворот 8 ноября 1740 г.: регентом стала мать Ивана Антоновича Анна Леопольдовна. Однако ситуация в стране не изменилась. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I – Елизаветы (1741–1761), были арестованы представители Брауншвейгской семьи: маленький император Иван Антонович, его мать и отец. Свергнутый Иван Антонович находился в заточении до 1764 г.

Елизавета декларировала возвращение к политике Петра I. Она упразднила Кабинет министров, вернула полноту власти Сенату, устранила большинство иностранцев из сферы управления. При ней происходит дальнейшее расширение привилегий дворянства: за дворянами закреплялось монопольное право владеть крепостными и землей, помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, с зачетом их вместо рекрутов, для поддержки дворянства был учрежден Дворянский земельный банк.

Однако она нанесла существенный удар по «Табели о рангах», фактически лишив многих прав так называемых «личных дворян», которые сделали свою карьеру благодаря личным заслугам при Петре I. Годы правления Елизаветы отмечены ростом патриотизма, расцветом науки и образования. Современники отмечали необычайную красоту Елизаветы Петровны, ее чрезмерную заботу о внешности и гардеробе (имела 15 тыс. платьев). При ней двор утопал в роскоши, расходы на его содержание были столь велики, что императрица нередко испытывала финансовые затруднения.

В качестве наследника престола Елизавета пригласила из Голштинии своего 14–летнего племянника Карла Петра Уильриха, получившего после крещения имя Петра. Он был внуком Петра I по материнской и Карла ХII по отцовской линии. С самого рождения мальчик рос без матери, рано лишился отца и был предоставлен попечению невежественных и грубых воспитателей. По прибытии в Россию юный герцог удивил всех своей физической и умственной неразвитостью, к тому же он оказался невосприимчив к обучению.

Когда великому князю исполнилось 17 лет, его женили на принцессе небольшого ангальтцербстского княжества Софии Августе Фредерике, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны. Вскоре у них родился сын Павел.

Все связанное с Россией было глубоко чуждо Петру. Он плохо знал и не стремился изучить язык и обычаи страны, в которой ему предстояло царствовать, с пренебрежением относился к православию. Своим идеалом он считал прусского короля Фридриха II. Петр увлекался чтением бульварных романов, игрой на скрипке и особенно всем тем, что было связано с военным делом, точнее, с плацпарадом. Он выписал из Голштинии роту солдат и в Ораниенбауме занимался с ними строевой подготовкой или пьянствовал. Дожив до 30-летнего возраста, великий князь оставался никчемным, инфантильным и капризным, склонным к грубым солдафонским шуткам. Елизавета недолюбливала племянника и держала его в стороне от государственных дел. Петр, в свою очередь, стремился противопоставить свой «малый двор», Ораниенбаум, двору императрицы. Вступление на престол Петра воспринималось придворными со страхом, гвардией – с плохо скрываемым недовольством.

На следующий же день после своего воцарения Петру III удалось восстановить против себя общественное мнение: он известил Фридриха II о намерении России сепаратно, без союзных Франции и Австрии, заключить мир с Пруссией (в то время шла Семилетняя война, о которой см. ниже), причем Россия вернула Пруссии все занятые в ходе войны земли.

За шесть месяцев царствования Петру немногое удалось осуществить практически, но то, что было заявлено в нескольких указах в феврале 1762 г., оставляет впечатление продуманных и дальновидных государственных мер, получивших продолжение и в последующее царствование. Петром III был подписан «Манифест о вольности дворянства», по которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы, получали возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу. Была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства:

– все имения изымались у церкви и передавались в ведение специальной государственной Коллегии экономии, в сами имения назначались офицеры–управители. Данный указ проводился в жизнь уже после смерти Петра III. Также при нем была ликвидирована Тайная канцелярия – орган политического сыска. Столь продуманные прогрессивные мероприятия были задуманы и осуществлены по инициативе приближенных к императору сановников – канцлера М.И. Воронцова, генерал–прокурора А.И. Глебова и секретаря императора Д.В. Волкова. Однако эти мероприятия не добавили популярности Петру III. Недовольство вызывало его намерение преобразовать армию по прусскому образцу, в обществе стали распространяться слухи о скором закрытии православных церквей. 28 июня 1762 г. Петра III вынудили отречься от престола и сослали в Ропшу, а спустя несколько дней «случайно», во время пьяной ссоры за столом, он скончался. На престол была возведена его жена Екатерина Алексеевна.

Наши рекомендации