Этнографические исследования
Исторические сведения
Территория Курской губернии, южные и частично центральные уезды, относятся к области древнего расселения восточных славян. До сих пор не ясно, когда в нашей области впервые появились славяне, но известно, что во II веке до н.э. население Курского Посемья и Попселья, то есть всей западной части, к которой относится Суджанский район, было уже славянским. «Совершенно несомненно, что именно здесь, на Десне и Сейме, лежали центры северных племён» - пишет историк П.Н. Третьяков.
Начиная с I тысячилетия до н.э. запад области был осёдлым, земледельческим, а восток же был кочевым и скотоводческим. Так было и во все последующие века, и в эпоху Киевской Руси, и позже, вплоть до второй половины II тысячилетия. Первая граница между ними проходила по рекам Снове, Тускарю, далее через Беседино и Обоянь. Здесь находилась и первая линия славянорусских крепостей, большая часть которых обосновалась на древнейших, ещё скифских времён, городищах. Крепости эти созданы славянами Северского союза в крнце VIII- нач. IX века.
С 822 года Северская земля, включая весь запад Курской земли, вошла в состав единого Древнерусского государства. И с тех пор в течении многих веков курские «городки», в том числе и г. Суджа, и курские воины порубежным щитом стояли между Русью и степью, принимая на себя первые удары сначала хазар, потом печенегов, половцев. С тех пор в течении многих веков Суджа была порубежным щитом между Русью и степью. Это заставляло князей постоянно заботиться об усилении линии пограничных крепостей.
Первое письменное упоминание о Курске было найдено у церковного деятеля Феодосия Печерского (нач. XI столетия). В XIII веке татары разорили Курск, а следом за ними к нам пожаловал литовский князь Ольгерд, в 1355 году он захватил Курский край. Только в 1508 году по «вечному миру» Курская земля вошла в состав Русского централизованного государства и стала его южной пограничной областью. Таким образом, Курский край находился под гнётом татар около 117 лет и под господствам Великого княжества Литовского – более 150 лет.
XVI – XVIII века – важный этап в заселении окраины Русского государства и формировании этнокультурных особенностей населения. Заселение южнорусского пограничья осуществлялось двумя путями: посредством колонизации и вольным.
«Служилые люди были первыми прочными поселенцами. С одной стороны, селиться на первых порах можно было только в укреплённых местах, с другой, для защиты крепостей нужны были ратные, а не желецкие люди».[1]
«Самую авторитетную в культурном отношении группу служилых людей составляли «дети боярские». Сословие «детей боярских» принадлежало к привилегированному классу русского общества, так как входило в разряд «служилых по Отечеству» - они влились в общий поток колонистов. Процент «служилых по Отечеству» среди жителей порубежных городов был довольно высок. Их составляющая была от 20% - 27% от общего количества ратных людей»[2].
«В начале царствования Михаила Фёдоровича в 1615 году, все окраинные города разделились на 5 отделов: украинские, рязанские, северские, степные (Курск), низовые. Количество городов в степной окраине Московского государства было не велико, их было всего восемь, расположенных в пределах ныне Орловской, Курской, Тамбовской и Воронежской губерниях»[3]. – куды девать?????
Впоследствии с 1719 года служилые люди «по прибору», владеющие землёй «по четвёртому праву», стали называться «однодворцами». «По словам Д.К.Зеленина, «из сословия однодворцев образовался особый этнографический тип», и далее «однодворцы были, хотя и захудалые, но аристократы». Отсюда их стремление сохранить особый бытовой уклад и самобытную культуру, в которой есть отголоски сословных представлений и вкусов «боярских детей»[4].
«Возможно, именно влиянием некоторых обычаев, принесённых в пограничные города Московского государства XVII столетия «детьми боярскими», объясняется особая праздничность, пышность, торжественность южнорусского народного церемониала бракосочетания» - пишет В.М. Щуров.[5] Однако культурная традиция «детей боярских» не стала основной, доминирующей.
По месту своей службы разделены были на четыре группы: городовой, полковой, сторожевой, станичной. Пограничная территория привлекла население более северных и западных областей, так как здесь за службу давали наделы земли. Отдавалась как усадебная, так и паханная с угодьями земля – называлась «четвертная» и давалась на поместном праве.
Само правительство Московского государства поддерживало разницу между центральными и украинскими служивыми людьми. Было запрещено обмениваться поместьями, чтобы украинцы не могли покидать своих земель.
В XVIII столетии , когда опасность нападения кочевников уменьшилась, плодородные земли южной России стали привлекать новых поселенцев. Новые поселения возникали на землях, купленных у однодворцев, иногда пришельцы из других районов силой присваивали себе угодья. В Южнорусскую степь приходили не только переселенцы из центральных и северных губерний России, но и выходцы из Украины.
В итоге, в формировании русского населения Суджанского района участвовали при значительном преобладании южнорусского населения также среднерусские и западные этнические компоненты, на основе которых и происходила этническая консолидация отдельных групп русских (формировались локальные этнические особенности, что отражалось в появлении этнонимов «горюны», «саяны» и т.д.). Как видим, своеобразие традиции тесно связано с историей административно-хозяйственного и политического освоения русского Юга.
В результате миграционных процессов сложились различия в национальном составе населения этой территории. Массовый переход украинцев в пределы русских земель объяснялся жесточайшим угнетением украинского населения польско-литовской и украинской шляхтой. На протяжении XVII-XVIII вв. возникает много украинских поселений на территории Суджанского района и других, расположенных южнее р.Сейм и располагались они пятнами. По материалам «Первой всеобщей переписи населения» 1897 г., среди сельского населения Курской губернии украинский язык называли родным 22,9 % населения.[6]
«В Суджанском уезде живёт народ особо и местами великороссияне и малороссияне»[7](украинцы).
Вставить информацию об украинцах – наиболее обширную??где?
О Судже, Рагозине
Любавский??где написанное?
Этнографические исследования
Фронтального исследования Суджанского района не проводилось. По данным экспедиционных отчётов ВГАИ (1995-2011г.) и материалов экспедиций проводимых в нач. XX века: Рудневой А.В., Щуровым В.М. и мн. др. был составлен календарь обрядов и праздников. За 13 лет обследованы сёла: Пушкарное, Плёхово, Махновка, Борки, Спальное, Нижнее Махово, Свердликово, Гуево, Черкасское-Поречное, Русское-Поречное – дописать или убрать сёла
Зимние святки: