В) социальная политика петра
В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности — вотчины и поместья. В
1714г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. Анна Иоановна (1730-1740) сократила ее до 25 лет. Поместье нельзя было продавать и закладывать.
Государственная служба регулировалась введенной в
1722 г. "Табелью о рангах". Она содержала 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. "Табель о рангах" давала возможность недворянам, достигшим восьмого ранга (или первого офицерского чина), получать потомственное дворянство.
Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах. Правительство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Ими занимались специальные люди, которых называли прибыльщиками. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды и т.д. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подат ь, заменившую существовавшие ранее подворное налогообложение. Душа мужского пола была не реальной пла-тельщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать (74 коп. платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп. — государственные) взималась и с мальчика-младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызвало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.
К СОЦИАЛЬНЫМ РЕФОРМАМ
Особо следует сказать о роли бюрократии. Эта роль была большой с момента возникновения и усиления Московского государства. Но с ростом империи, ее территории и населения роль бюрократии возросла, усложнилась ее структура.
Характерные черты русской бюрократии.
1. Зависимость чиновников, даже самых высших от воли и капризов монарха.
2. Строгая иерархия государственных учреждений и должностных лиц.
3. Детальная регламентация деятельности чиновников многочисленными уставами, регламентами и т.д.
На практике господствовали единоначалие и строгая должностная иерархия. Это способствовало зависимости низших служащих от высших. Строгая иерархия российской бюрократии нашла отражение в Табели о рангах, Однако никакие регламенты и Табели о рангах не могли спасти от того, что неизбежно в любой бюрократической системе: казнокрадства, коррупции, волокиты и т.п. Бороться с этим можно только путем расширения демократии, контроля общества за властью. Однако в России это было исключено. Способы борьбы со злоупотреблениями — тоже бюрократические. Вводится фискальная служба, которой было поручено негласно надзирать над всем и вся. Все граждане были обязаны "доносить". Фискалы пользовались нелестной репутацией, злоупотребляли своим положением. Доносительство часто становилось формой сведения счетов. Фискальная система, созданная при Петре I, хотя ее контрольные и ревизионные возможности расширялись, не была эффективной. Она не предупреждала преступления, а лишь регистрировала их. Фискал был даже заинтересован в совершении преступления, поскольку это давало очевидные улики. Контроль охватывал всю иерархию учреждений. Возглавлял его обер-прокурор Синода.
Петр I, разрушая многое в старой системе Московского государства, не только не затронул корпоративность, но даже усилил ее. Были введены гильдии для купцов, ремесленники были объединены в цехи. В Западной Европе цехи как средневековый институт давно ушли в прошлое, а в России они появились при Петре I. Цехи и гильдии тормозили личную, инициативу, продолжали традиции средневековой корпоративности, которая вела к ограничению передвижений по стране, в выборе занятий, в изменении социального статуса. Следовательно, она сдерживала возникновение рыночных отношений.