Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I.

Петровские реформы оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совер- шила отечественная промышленность. Этот рывок был в решающей мере обу- словлен широким вмешательством государства в хозяйственную жизнь, вмешательством, целью которого являлось всемерное ускорение развития про- изводительных сил. Петру I были близки идеи меркантилизма - экономического учения, исходившего из того, что богатство страны достигается превышением вывоза над ввозом. Государство согласно этой концепции должно было регули- ровать хозяйственное развитие, способствовать росту отечественной промыш- ленности, защищать ее от иностранной конкуренции.

Существенным образом повлияла на экономическую политику Петра Се- верная война. В целях скорейшего преодоления громко заявившей о себе в на-

чале боевых действий экономической отсталости России был взят курс на фор- сированное развитие государственного предпринимательства. На карте страны возникали новые промышленные районы. Всего в течение петровского царст- вования было основано около 180 мануфактур, тогда как в конце XVII в. их на- считывалось около полутора десятков.

Впоследствии государство начало передавать казенные предприятия в ча- стные руки. Однако бюрократические инстанции по-прежнему весьма жестко контролировали ситуацию, складывавшуюся в сфере промышленного произ- водства. Активное государственное вмешательство, с одной стороны, способст- вовало промышленному росту, однако, с другой - сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринима- тельства Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой в конечном счете была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда. Промышленный бум сопровождался, таким образом, усилением крепо- стнического начала в экономике страны, а не движением к новым, более про- грессивным формам хозяйствования.

Длительная и тяжелая война со шведами, многообразная реформаторская деятельность Петра I вели к значительному увеличению государственных рас- ходов. В этой связи власти всеми силами стремились обеспечить и рост доход- ной части бюджета Механизм выкачивания денег из населения работал на полную мощь. Продажа и заготовка отдельных видов товаров объявлялась го- сударственной монополией, увеличивались прямые налоги. В 1719-1724 гг. су- ществовавшая ранее подворная система обложения была заменена подушной.

Социальная политика Петра I вела к упрощению структуры русского об- щества, к консолидации сословий. Именно в эпоху преобразований особенно явственно обозначился процесс превращения дворянства в особую привилеги- рованную социальную группу. Указом 1714 г. вотчины и поместья были при- знаны единой недвижимой дворянской собственностью. Согласно этому же акту хозяину имения разрешалось завещать его только одному из сыновей (т.е. вводился принцип единонаследия).

Положение российских дворян в Петровскую эпоху существенно отлича- лось от положения европейских дворян. Для последних служба монарху явля- лась правом, а для российских дворян, как уже отмечалось, она была обязанностью. Иными словами, находясь на вершине социальной пирамиды, дворяне в России обладали этим статусом лишь постольку, поскольку несли на своих плечах тяжкое бремя служебной повинности. Данная ситуация наклады- вала сильный отпечаток, в частности, на функционирование политической сис- темы общества. Привилегированное положение российских дворян, являясь производным от их отношения к государству, не становилось фактором, спо- собным (как это было на Западе) умерять произвол власти. Могущество по- следней в результате оказывалось поистине безграничным.

Петровские реформы, разрушив существовавшую ранее иерархию чинов, создали представителям дворянских "низов" широкие возможности для успеш- ной карьеры на военном или гражданском поприще. Как указывалось, Табель о рангах поставила продвижение по служебной лестнице в зависимость от "год- ности", а не "породы". При этом само дворянство не являлось замкнутой кас- той. Выходцы из других сословий, достигшие VIII класса на гражданской службе или получившие первый офицерский чин (XIV класс) на военной, ста- новились согласно Табели о рангах потомственными дворянами.

Недворянин, назначенный на должность XIV класса на гражданской службе, получал личное дворянство, т.е. не передававшееся по наследству. На положение самой многочисленной категории населения России - крестьян - сильнейшим образом повлияло введение подушной подати. Одним из результа- тов этой реформы стало исчезновение юридических различий между поме- щичьими крестьянами и холопами, так как последние, будучи при прежней, подворной, системе обложения свободны от государственного тягла, теперь должны были платить подушный налог наравне с крестьянами. В итоге инсти- тут холопства прекратил свое существование, а холопы слились с крепостными, что, помимо прочего, в немалой мере содействовало превращению крестьян в настоящую "крещеную собственность". Податная реформа привела также к объединению отдельных категорий свободного от помещичьей власти сельско- го населения (черносошных крестьян и пр.) в особое сословие государственных крестьян. Принимая эту меру, призванную устранить сохранявшиеся различия между соответствующими социальными группами, власти руководствовались соображениями фискально-полицейского свойства

Изменения претерпела при Петре I и структура городского населения, ко- торое согласно изданному в 1721 г. Регламенту Главного магистрата было раз- делено на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. "Регулярные" граждане, в свою очередь, расписывались по двум книгам. В первую включались банкиры, богатые купцы, врачи и пр., а во вторую - мелкие торговцы и объединенные в цехи ремесленники. Лица, "обретающиеся в наймах и черных работах", счита- лись "нерегулярными" гражданами. Они не допускались к участию в выборах в органы городского самоуправления (магистраты). Городскими делами в мас- штабах всей страны ведал созданный в 1720 г. на правах коллегии Главный ма- гистрат.

Наши рекомендации