Социальная политика современных развитых стран и проблема ее реализации в России
В целом социальная политика современных развитых стран не ограничивается только перераспределением доходов.
К основным направлениям социальной политики относятся:
1. социальная защита человека и его основных социально – экономических прав:
а) поддержка беднейших слоев населения, (денежные субсидии тем, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума; обслуживание на дому престарелых и инвалидов; стипендии студентам из малообеспеченных семей);
б) обеспечение гарантии права на труд, общедоступная система получения среднего и высшего образования, свобода выбора профессии, социально допустимые условия труда и его минимальной оплаты;
в) регулирование занятости населения, т.е. создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах экономики, выплаты пособия безработным и помощь им в трудоустройстве, в том числе и через переквалификацию.
2. обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3. поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4. развитие социальной инфраструктуры (жилищно – коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация). Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды. В целом социальная инфраструктура должна обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения;
5. формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
6. создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворение его потребностей и возможности реализации способностей в свободном труде.
Перечисленные 6 основных направлений социальной политики, в свою очередь, включают по нескольку составляющих.
Все эти 6 направлений в совокупности решают задачу – обеспечить нормальное развитие общества. Для реализации этих направлений необходимы соответствующие ресурсная база и определенный уровень развития национальной экономики. С другой стороны, социальная политика сама становится фактором дальнейшего экономического роста, т.к. она наращивает инновационный потенциал трудовых ресурсов.
Таким образом, социальная политика развитых стран смешанной системы – это многосложная государственная деятельность. Сторонники либеральной, монетаристской теории утверждают, что социальная политика мешает рыночному механизму, ограничивает масштаб его проявления. Но без этой политики общество получило бы угрозу социальной и экономической безопасности.
Проблемы социальной политики в России:
1. правительство РФ избрало монетаристский, либеральный подход, не получивший распространения в полной мере больше нигде в мире. Поэтому в период российских экономических реформ наблюдается усиление социальной напряженности, ухудшение условий жизни населения. Парадоксальное положение создалось на большинстве предприятий: чем тяжелее оказалось их финансовое положение, тем больше был при этом разрыв в заработках между руководителями и рабочими.
2. возрастание массовой бедности. У большинства населения доходы отстают от прожиточного минимума, и это отставание все увеличивается. И все-таки сокращение доходов идет медленнее, чем сокращение производства (напр., за 1-ю половину 90-х годов реальные доходы сократились на 28%, а производство вдвое). Значит, проедаются ранее накопленные ресурсы, а это чревато новыми экономическими катастрофами.
В США около 13,5% всего населения (33 млн. человек) довольствуются доходами ниже прожиточного минимума. Годовой бюджет в 12 тыс. дол. на семью из четырех человек позволяет отнести данную семью к категории бедняков.
В рациональном бюджете на пищевые продукты должно расходоваться не более 30%. В США на пищевые продукты уходит у семей среднего достатка 11%, в Японии – 19%. В России высока доля бюджета семьи, уходящая на приобретение пищевых продуктов.
3. рост масштабов явной и скрытой безработицы. В результате снижается трудовой и профессионально – квалификационный потенциал страны. Эту негативную тенденцию не преодолеть без усиления стимулов к труду, роста его эффективности, повышения роли квалифицированного труда. Т.е. государство должно обратить особое внимание
а) на поддержку занятости квалифицированной рабочей силы, а то мы за счет рос. бюджета готовим кадры для другой страны;
б) на перестройку образовательной системы с учетом потребностей производственной сферы, а то у нас ½ выпускников ВУЗов не может устроиться по полученной специальности;
в) на трудоустройство молодежи: сейчас именно молодежи труднее всех устроиться на хорошую работу, т.к. везде требуют, чтобы был уже стаж, а приобрести его не дают.
4. тенденция к депопуляции, т.е. превышении смертности населения над рождаемостью. Причина – в ухудшении социально-экономического положения населения, в результате чего – отказ от рождения детей, особенно вторых и последующих, ухудшение здоровья алкоголизм и наркомания, увеличение убийств и самоубийств.
Государство должно переориентировать население с занятий торгово-посреднической деятельностью на работу в сфере реального производства, науки, просвещения. С этой целью перестроить систему трудовой мотивации, т.е. установить рациональное соотношение между результатами труда и доходами.