Методика написания и защиты курсовых работ
Курсовые работы играют исключительно важную роль в обучении студентов, в подготовке их к практической политической деятельности. Работа над темой помогает закреплению, углублению и систематизации знаний, полученных во время учебы в университете.
Выполнение курсовых работ по курсу «Политическая история России» способствует выработке у студентов умения творчески изучать политическую науку, тесно увязывать теоретические положения с практикой, историей развития взаимоотношений государства, общества и человека в России. При этом студенты обучаются умению обобщать опыт политической деятельности, вести конкретные самостоятельные исследования.
Подготовка курсовых работ способствует приобретению студентами методических навыков выполнения элементов научного исследования, составления плана работы и библиографии по теме, изучение литературы и других источников, помогает развитию навыков по сбору и анализу собранного материала и литературному изложению результатов исследования.
Приобретенный студентами опыт позволяет им в дальнейшем успешно выполнить дипломную работу, активно участвовать в разработке статей по актуальным вопросам политики, выступать на страницах газет и журналов.
Курсовые работы являются основным видом индивидуальной научно-исследовательской деятельности подготовки специалиста-политолога.
Подготовка курсовой работы
1. Выбор темы.
Успех выполнения курсовых работ во многом зависит от вдумчивого, правильного выбора темы. Важно, чтобы студент осознал ее актуальность, познавательное и практическое значение. Желательно, чтобы студент стремился выполнять курсовую работу по тем вопросам, по которым у него нет достаточного опыта, знаний, умений. В том случае курсовая работа помогает студенту преодолеть имеющийся пробел в его подготовке.
Выбор темы студент начинает с ознакомления с тематикой курсовых работ. При выборе темы студенту рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией. Он поможет правильно подобрать тему с учетом уровня его подготовки, а также познакомит с методикой разработки темы.
2. Разработка темы.
Подготовка курсовой работы включает следующие лапы:
1 - подбор литературы;
2 - сбор и обработку материала, формулирование рабочей гипотезы;
3 - написание текста (введения, параграфов, заключения, списка литературы);
4- рецензирование;
5 - защиту.
Главное в курсовой работе - самостоятельность суждений, критический аналитический подход, умение письменно и устно (при защите) аргументировано излагать собственную точку зрения.
3. Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из введения, изложения основных вопросов, заключения, списка использованной литературы и приложений (последние не являются обязательными).
Во введении (3-4 стр.) обосновывается актуальность темы, ее значение, указываются задачи и цели работы над темой, порядок изложения вопросов, использованные материалы.
В основной части, состоящей из 3-5 параграфов объемом 20-25 страниц, излагается содержание исследования, раскрывающее его тему. Изложение основных вопросов должно быть самостоятельным и творческим. При изложении темы необходимо сочетать теоретический и эмпирический анализ основных ее вопросов. Суждения, характеристики, предположения и выводы должны быть подкреплены ссылками на имеющиеся концепции и факты. При обращении к теоретическим работам отечественных и зарубежных авторов, материалам эмпирических исследований, необходимо указывать источники, а в случае заимствования оригинальных идеи дословно цитировать, заключая эту часть текста в кавычки.
В заключении (3-4 страницы) подводятся краткие итоги, излагаются основные выводы по теме в целом.
Список литературы - органическая часть курсовой работы. Здесь указываются как источники, на которые сделаны ссылки в тексте работы, так и источники, на которые ссылки не делались, но которые были изучены автором при написании работы.
Приложения (таблицы, графики) к курсовой работе помещаются после заключения, нумеруются (например, Приложение 1. табл. 1 и т.д.) в тексте работы. Приложения не входят в нормативный объем работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
4. Оформление курсовой работы
Текст курсовой работы набирается на компьютере в редакторе Word 6.0, 7.0 и г.д. (Межстрочный интервал - 1,5; размер шрифт - 14 Times New Roman, абзацный отступ -1.27 см. поля: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое – 1,5см) и печатается на одной стороне стандартного (А4) листа белой бумаги.
Работа может быть выполнена и в рукописном варианте: текст пишется на стандартных листах (с одной стороны) из расчета примерно 900 знаков на лист, что составляет соотношение: 1,5 рукописных листа на 1 лист машинописного (компьютерного) текста. В этом случае иностранные источники, специальные обозначения - буквенные и цифровые (формулы и символы), графические изображения (диаграммы, схемы) вписываются в текст сноски, приложения и список литературы от руки печатными буквами (черной пастой).
Все цитаты и другие заимствования должны сопровождаться сносками. Сноски печатаются внизу тех страниц, на которых они приводятся. Они должны иметь постраничную нумерацию (на каждой странице номера начинаются с единицы). В сносках нужно указывать фамилию и инициалы автора, название публикации и ее выходные данные: место и год издания (для книг), год издания и номер журнала/сборника (для статей). Страницы за исключением первой (титул), нумеруются. Номера ставятся вверху в центре страницы. Приложения, входящие в курсовую работу, оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному тексту - аккуратно, четко, единообразно и с указанием источников.
Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке: по первой букве фамилии автора (инициалы пишутся после фамилии) или названия публикации (коллективных монографий, сборников, справочников). В этом списке указываются все выходные данные: фамилия и инициалы автора, название публикации, место и год издания, год и номер журнала или серийного сборника. Таким образом оформляется и список литературы на иностранных языках, который помещается после библиографии на русском языке.
Выполненная курсовая работа перед сдачей руководителю-консультанту должна быть тщательно выверена и подписана студентом. Если курсовая работа удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней, то в этом случае преподаватель принимает решение допустить к защите,
III. Защита курсовой работы
Защита курсовой работы производится в специальной комиссии из 2-3 человек, выделенной соответствующей кафедрой, в том числе и руководитель-консультант по курсовой работе. Другой вариант - это защита курсовой работы перед группой. В любом случае она имеет целью проверить качество самостоятельной работы студента над темой и его способности к творческой деятельности.
Зашита курсовой работы состоит из доклада студента (8-10 минут) и ответов па поставленные вопросы. В докладе в сжатом виде указывается на актуальность темы, дастся характеристика использованных источников, раскрывается структура работы и основное содержание излагаемых вопросов, а также сообщаются выводы, к которым пришел автор. По окончании доклада студент должен быть готов ответить на ряд вопросов.
В процессе беседы со студентом комиссия выяснит его теоретическую подготовку по данной теме, знание им основной литературы, умение автора излагать и обосновывать результаты своего исследования.
Проанализировав содержание работы, а также доклад и ответы студента на заданные вопросы, члены комиссии выставляют ему оценку по четырехбальной системе. Оценки курсовой работы записываются в зачетную ведомость и в зачетную книжку за подписью руководителя-консультанта.
Студент, не представивший в установленный срок курсовой работы или не защитивший ее по неуважительной причине, не допускается к экзаменационной сессии.
Экзаменационные вопросы по курсу «Политическая история России»
для студентов очной формы обучения специальности «Политология»
1. Предмет и методологические основы политической истории России. Функции и задачи историко-политического познания. Политическая история России как самостоятельное направление современной отечественной истории.
2. Основные этапы политической истории России. Классификация и особенности исторических источников.
3. Роль географического фактора в исторической судьбе России, современный этнологический подход, постановка проблемы историко-географических ритмов. Цивилизационные особенности России.
4. Исторический выбор модели построения государства. Концепция «Москва – Третий Рим» и ее значение. Иван III – «Государь всея Руси». Судебник 1497 г. – общерусский свод права. Государство и церковь.
5. Реформы середины XVI в., царь Иван Грозный и «Избранная рада», сочинения Ивана Пересветова как идейная программа реформ. Начало земских соборов, появление первых приказов.
6. Иван Грозный в оценке современных историков. Представление Ивана Грозного о государстве и обществе. Переписка с А. Курбским.
7. Сословно-представительная монархия в Западной Европе и в России. Общество и государство. Земские соборы, их назначение, порядок выборов, состав, решения важнейших соборов. Боярская дума и ее функции.
8. Общенациональный кризис начала XVII в. «Смутное время». Феномен самозванства в истории России. Раскол общества и иностранная военная интервенция. Земский собор 1613 г. Труд Юрия Крижанича «Политика» о предпочтительности «самовладства».
9. Эпоха Петровских реформ. Основные цели и задачи реформаторской деятельности. Проблема планомерности и целенаправленности реформ. Северная война (1700 – 1721 гг.) как катализатор преобразований.
10. Петр Великий и вопрос о роли личности в истории. Оформление абсолютизма в России. Ликвидация институтов сословно-представительной монархии. Идеологическое обоснование абсолютизма в «Правде воли монаршей» Феофана Прокоповича. Принятие императорского титула (1721 г.), Указ о наследии престола (1722 г.).
11. Административные реформы. Ликвидация патриаршества и учреждение Святейшего Синода (1721 г.). Реформа местных органов управления (1708-1709 гг.), губернии и провинции. Военная, финансовая реформа, подушная подать, перепись населения.
12. Законотворческая деятельность Петра I, источники права, влияние шведского законодательства. Царские указы. Воинский устав (1716 г.), Морской устав (1720), Духовный регламент (1720 г.). Генеральный регламент. Табель о рангах (1722 г.) и новые принципы формирования политической элиты.
13. Цивилизационный раскол российского общества при Петре I. Оценка Петровских реформ современниками и потомками.
14. Екатерины II. Влияние идей французского Просвещения на формирование взглядов Екатерины II. Просвещенный абсолютизм, сущность и содержание этой политики.
15. Уложенная комиссия (1767-1768 гг.). Манифест о созыве комиссии. Выборы и состав депутатов, задачи комиссии. «Наказ Уложенной комиссии», переработка идей французских просветителей для обоснования необходимости неограниченной самодержавной власти. Фаворитизм как историческое явление.
16. Критика абсолютизма в памфлетах представителей аристократической оппозиция (М.М. Щербатов «О повреждении нравов в России») и в работах революционных демократов (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).
17. М.М. Сперанский, его политическая и государственная деятельность. Основные направления программы преобразований. Учреждение Государственного Совета (1810 г.), роль и значение этого органа.
18. Борьба консерваторов против программы либеральных преобразований. «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина, критика деятельности М.М. Сперанского. Свертывание программы реформ, А.Н. Голицын, М.Л. Магницкий.
19. Формирование декабристской идеологии. Тайные общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева. Оценка В.И. Лениным восстания декабристов.
20. Декабристы и сибирское общество.
21. Идейная борьба в российском обществе. Теория официальной народности, ее создатели: С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев.
22. Западники и славянофилы – два пути развития России. А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы об особой роли России. Социально-политическая программа западников: К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский о конституционной монархии и парламентаризме.
23. Объективная необходимость реформ. Проблема модернизации общественно-экономического строя и ее решение в других странах. Концепция “реформ сверху”. Отмена крепостного права. Манифест и Положение 19 февраля 1861 г.
24. Реформы Александра II: реформа местного управления. Судебная реформа. Судебные палаты, изменение роли Сената. Военная реформа. Реформы в области народного образования и печати. Историческое значение реформ.
25. Общая оценка реформ и их значение для социально-экономического развития России. Исторический опыт реформ, возможности их применения в современной России.
26. Возникновение народничества, идеологи и основные течения, народническая концепция исторического развития. Основные народнические кружки и общества. Идейное обоснование политического терроризма. «Народная воля». Террористические акты и их последствия.
27. Государство и общество в октябре 1905 г. Манифест 17 октября. Политические свободы. Наделение Государственной думы законодательными функциями. Правительство и Дума.
28. «Союз 17 октября»: программа, цели, формы деятельности, лидеры.
29. Конституционно-демократическая партия: основные формы деятельности, программа, лидеры.
30. Российская социал-демократическая партия: история зарождения, программные документы, лидеры, формы организации и борьбы.
31. Социалисты-революционеры: истоки формирования, идеология, формы деятельности, лидеры.
32. Союз русского народа: основные формы деятельности, программа, лидеры.
33. Причины, движущие силы, цели и итоги Февральской революции.
34. Сущность двоевластия. Декреты Временного правительства.
35. “Апрельские тезисы” В.И. Ленина: значение и исторические оценки.
36. Октябрьская революция: объективные и субъективные причины. Крах парламентской альтернативы в России. Учредительное собрание: организация выборов и их итоги.
37. Конституция РСФСР 1918 г., ее классовый характер.
38. Ленинская теория социалистического государства. Ленин о диктатуре пролетариата, о буржуазии, союзе рабочего класса и крестьянства
39. Политика и идеология “военного коммунизма” и ее итоги.
40. Новая экономическая политика: причины введения, основное содержание и итоги.
41. Власть и общество в 1920-х годах. Политическая и государственная система. Государственная национальная политика. Советская идеология и социалистическая культура.
42. Сталинский вариант тоталитаризма: Государство и общество в 1930-е годы.
43. Сущность командно-административной, однопартийной системы в СССР. Конституция 1936 г. и ее политические оценки.
44. Советская Россия перед второй мировой войной. Особенности внешней политики страны.
45. Великая Отечественная война и ее социально-политические итоги. Рост демократических тенденций в обществе и усиление тоталитарной системы.
46. Демократизация страны в 1953–1963 гг. Н.С. Хрущев и его реформы.
47. Власть и общество в 1970–1980-х гг.: государство, политика, идеология, ресурсная экономика.
48. Концепция перестройки М.С. Горбачева, ее реализация, итоги и оценки. Внешнеполитическая доктрина СССР.
49. Социально-политические итоги «эпохи» Б.Н. Ельцина.
50. Россия в первом десятилетии XXI в.: власть и общество. В.В. Путин: оценки государственной и политической деятельности.