Уровни и цели интеграционных сообществ.
Итак, мы имеем дело с различными структурами (моделями), типами, формами и организациями интеграционных процессов, в том или ином виде охвативших" почти весь мир. Следует различать также уровни и цели интеграционных сообществ, их реальное место в общей структуре мировых интеграционных процессов и меру влияния на эволюцию международных отношений. Вместе с тем определяющим, универсальным типом интеграции является политико-экономическая модель, в которой международная кооперация и интернационализация обретают не только качественно новую, более зрелую форму, но и новые сущностные формы трансплантации интернационального регулирования и управления на политическом и экономическом уровнях всеми процессами интегративного развития. В конечном счете интеграционные сообщества, которые перерастают состояние обмена, неизбежно будут тяготеть к универсальным моделям интеграционных структур, которые обретут новые формы. Примером тому может служить формирующийся в последние годы Азиатско-тихоокеанский регион, который охватит несколько континентов с огромным экономическим потенциалом, неисчерпаемым рынком рабочей силы и потребления и т.д. В декабре 1994 г. в Майами (США) состоялась Международная конференция глав государств двух Америк, которая провозгласила создание крупнейшего в мире рынка с потребительским населением около 800 млн человек.
Отнюдь не случайно интеграционные процессы обрели в конце XX в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие . от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не будем забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания.
Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Интеграционные структуры не устраняют ни конкуренции, ни противоречий, ни разногласий. Между их участниками постоянно происходит обмен жесткими политическими и пропагандистскими ударами, хотя они и облекаются в большинстве случаев в "джентльменскую форму". Один из известных политических деятелей Франции Ж.-П.Шевеман в разгар формирования ЕС писал, что, несмотря на конфликт интересов между США и Японией, существует опасность "возникновения настоящего американо-японского кондоминиума имеющего тенденцию оттеснить Европу". Вместе с тем существуют, видимо, и объективные границ эффективности интеграционных процессов. Уже сейчас они вызывают немало больших и болезненных вопросов: какой будет судьба демократии и этно-национальных структур, существующих уже столетия? Что можно предложить взамен национальной культуры? Насколько прочными будут гарантии национальной и региональной, в целом - международной безопасности? Реальна ли перспектива превращения различных интеграционных моделей в единый мировой интеграционный консорциум и куда "исчезнут" при этом национальные государства? Интеграционные процессы в мире - объективное явление, но человечество еще должно научиться использовать их в интересах всеобщего и устойчиво безопасного своего развития.
Лекция 2.Теоретические основы интеграции
1.Три направления в теории интеграции.
2.Возможные варианты развития интеграции.
3.Геополитика и теоретические основы интеграции
4. Теория евразийства
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Теория интеграции. Геоэконика. Фритредерство. «Дирижизм».
Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составляет международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Из истории известно, что излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. Все это происходило на уровне хозяйственной синкретизации, т. е. взаимодополняемости.
Таковы были первые попытки сближения народов, обусловленные различиями природных факторов, определивших хозяйственные направления развития. Но взаимодействие интеграционного характера в современном понимании началось только в период капитализма, когда сложившиеся до этого двусторонние и трехсторонние внешнеторговые отношения начинают перерастать во всемирную связь.
Как свидетельствует весь ход общечеловеческой истории, процессы интеграции сопровождались значительным прогрессом в экономике, науке, культуре. Однако неравномерность социального, экономического и политического развития порождала у одних народов сознание превосходства своей системы над прочими и вызывала стремление навязать другим свой образ жизни, а еще чаще – утвердить свое господство. На основе этого зародился империализм.
С экономической точки зрения империя – это специфический инструмент перераспределения избыточного продукта между народами в пользу более сильного государства и выкачивание из покоренных стран сырьевых ресурсов, что позволяло метрополиям развиваться ускоренными темпами. Создаваемые военным путем, эти империи могли существовать довольно длительное время, но хозяйственная и культурная разобщенность различных народов, рост их национального самосознания рано или поздно приводили к распаду этих искусственных образований. В этом отношении чрезвычайно показательны судьбы Римской, Византийской, Оттоманской, Британской, Французской, Голландской, Австро-Венгерской, Германской, Российской империй, а затем и СССР. С возникновением огромного числа новых государств с различным уровнем развития и экономической самобытностью сложились такие условия, которые потребовали поиска адекватных времени интеграционных связей. Появилась и необходимость изучения теоретической базы этого явления. Специалисты отмечают, что единая теория интеграции появилась не сразу.
Впервые термин «интеграция» был применен в 30-х гг. ΧΧ века. Однако теории интеграции никогда не были концептуальной основой конкретных политических решений. Творцы интеграции руководствовались общими интересами своих стран и мирового сообщества. Научное исследование проблем интеграции связано с осмыслением реальных процессов сотрудничества – начиная с попытки создания Лиги наций и до нынешних усилий ООН, и направлено на то, чтобы выявить общие черты взаимодействия стран и народов.