Государство и право древнего Египта.
Подготовка к ИГПЗС.
Темы:
Государство и право древнего Египта.
Государство и право древнего Вавилона
Законы Ману (Древняя Индия)
Государство и право древнего Китая
5)Гос строй Афин (демократия древнего мира)
История гос в древнем Риме
Законы 12 таблиц в древнем Риме
Государство и право древнего Египта.
Основные этапы в истории Древнего Египта
Общественный строй. Роль сельской общины.
Восточная деспотия. Деспотия как специфическая форма правления. Главные ведомства. Роль жречества в управлении государством.
Основные черты права
1.Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Возникновение государства (4000-3000 до н.э.)
Раннее царство ( 3120 - 2649 до н.э.)
Древнее царство (2700—2400 гг. до н. э.)
Среднее царство (2400 - 1600 г. до н. э)
Новое царство (1575—1087 гг. до н. э.).
Позднее царство (VII в. - VI в. до н. э.)
2. Общественный строй. Роль сельской общины
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Царские хемуу - царские хемуу в эпоху Среднего царства охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.
Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. Они объединялись в «рабочие отряды», использовавшиеся не только для работ в сельском хозяйстве, но и на строительстве различных сооружений, при прокладке дорог, рытье каналов. Управлял «рабочими отрядами» фараон через своих чиновников.
3. Восточная деспотия - такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.
Главные ведомства -военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.
Роль жречества -особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян. Кроме того, значение жрецов увеличивалось в связи с тем, что они владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов; последние, в свою очередь, освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство.
Основные черты права
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени.
Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государственные, храмовые, частные и общинные. Довольно рано возникло крупное землевладение. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи.
Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась также передача жене всего имущества семьи.
Уголовное право и процесс. Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй (таковыми считались измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн).
2)Государство и право древнего Вавилона:
Образование государства в Вавилонии. основные черты государственного строя.
2.Законы Царя Хаммурапи:
а)Общая характеристика
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
в) имущественные отношения
г) преступления и наказания
д) судебный процесс
Образование государства в Вавилонии. основные черты государственного строя.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые захватили территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории.
Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера.
При шестом царе, Хаммурапи,Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья.
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу.
Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.
Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.
2.Законы Царя Хаммурапи:
а)Общая характеристика
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
в) имущественные отношения
г) преступления и наказания
д) судебный процесс
а)Общая характеристика
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение.
Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.
После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные . Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. олноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.
Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.
Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров.
в) имущественные отношения
Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
г) преступления и наказания
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф. К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия.
Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
д) судебный процесс
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Законы Ману (Древняя Индия)
а)Общая характеристика законов. Правовое положение основных групп населения.
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
Законы Ману дают описание индийских варн: брахманы-члены жреческих родов, кшатрии-военная аристократия, вайшья-рядовые общинники,шудры-неравноправные члены общества.
Брахманы занимали особо положение в жизни общества, их так же называли "авадхья"-неприкосновенные.
Шудры брали свое положение из своего происхождения-чужаки, принятые в общину.Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения-"второго рождения". Шудры считались "единождорожденными".
Для каждой варны в законах Ману был сформулирован свой закон образа жизни (дхарма)
Гос. управление оставалось в ведении двух первых варн.Вайшьи занимались земледелием, шудры были в услужении у трех первых варн.(лолнубы)Переход из одной варны в другую был полностью запрещен. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты.Число каст достигало 15.
Одним из вжнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялись свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская.
б)Имущественные отношения.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.+ можно добавить давность владения(10 лет) Только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника.
Виды договоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
в)Преступления и наказания.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные.В качестве примера можно назвать службу врагам царя, саботаж городского имущества.
Также можно выделить преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Мерны наказания зависели от ряда причин:время совершения преступления, захват с полчиным, и т.д. Обычно воров казнили, если застукали "на месте".Отрубали руки и сажали на кол(преступление-ночью). При первой краж отрезали 2 пальца, рецедевисты прощались с рукой и ногами, а "ветеранов" убивали.
Законы Ману осуждали насилие больше других преступлений. Убийство, телесные повреждения карались крайне строго.Однако убийство при защите себя, женщин, или брахманов не наказывалось.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применить его с учетом всех обстоятельств совершения преступления.Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире."
г)Суд и процесс.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
Государство Чжоу
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.).
Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.
Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.
Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями — судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.
В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.
Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).
В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.
Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.
Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.
Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область.
В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.
Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.
Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.
С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.
Государство Цинь
Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам.
Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя.
После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.
Государство Хань
Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.
В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.
Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы
Основные черты права.
Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.
Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.
Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.
Обязательства.Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.
Брачно-семейные отношения.Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.
Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.
Виды наказаний:
В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
5.Гос строй Афин (демократия древнего мира)
Образование Афинского государства. Реформа Тезея
Образование Афинского государства. Реформа Тезея
Период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией.
Эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.
Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:
1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.
3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.
Реформа Тезея-Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.
Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
Афинское государство- (Athínai), столица Греции, на п-ове Аттика, близ берега Эгейского моря; на холмистой равнине, по которой протекают реки Кифисос и Илисос. 745 тыс. жителей (2001), в агломерации Больших А. 3500 тыс. чел. Город существовал уже в микенскую эпоху (XVI–XII вв. до н. э.). В Древней Греции – город-государство в Аттике.
Свод законов Юстиниана.
Свод Юстиниана -систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, провед