Понятия, теории происхождения , функции государства.

Понятия, теории происхождения , функции государства.

Госуда́рство — организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом.

Понятия, теории происхождения , функции государства. - student2.ru

Теории происхождения государства:

· Теологическая теорияФ. Аквинский (государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. )

· Патриархальная теорияАристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер (Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.)

· Общественный договорГ. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев(Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а, следовательно, и ответственность за невыполнение последних. )

· Теория насилияК. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг( государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим.)

· Материалистическая (марксистская) теорияК. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин( государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.)

· Психологическая теорияЦицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий(Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.)

· Органическая теорияГ. Спенсер, Р. Вормс (Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).)

· Ирригационная теорияК. Виттфогель (возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, не господствующие слои.)

· Патримониальная теория — Галлер (патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.)

Создание и регистрация общественных объединений(не обязательно)

создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Современные теории элит

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

1. элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;

2. особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);

3. групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;

4. легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;

структурное постоянство элиты, ее властных отношений.

Многие другие теории элит. Например,ценностная теория

элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласноплюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

13. Природа политического лидерства. Теории, функции, типы лидеров.

Политическое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью осуществляют легитимное влияние на общество, которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Теории: теория элит (выдающиеся индивидуальные черты человека, которые рано или поздно приводят к власти), ситуационная теория (лидер появляется в определённых условиях места, времени и обстоятельств), теория определяющей роли последователей (особые отношения между лидером и политическими активистами, приверженцами. Последователи демократично воздействуют на лидера, активисты управляют лидером), психологическая теория (Теория З. Фрейда «лидерство неосознанное стремление индивида господствовать над другими», Теория Г. Лебона. «разделил народ на лидеров и массу, лидеры могут всё, достаточно только им научиться владеть психологией масс, толпа всегда ищет вождя и сама», Теория Э. Фромма и Т. Адорно «индивиды, для которых власть является внутренней инстинктивной потребностью, при определённых социальных условиях превращаются в авторитарных вождей»

Ф-ции : 1. Диагностическая функция(лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет проблемы, устанавливает, что и как должно быть исправлено)

2. Директивная функция (т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы)

3. Мобилизующая функция (состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей)

Типы лидеров: Традиционное лидерство(право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению), Рационально-легальное (власть основывается на конституции и нормативно-правовых актах), Харизматическое лидерство ( основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности).

14. Политические элиты и политическое лидерство в рб

Особенности: 1.процесс формирования политического лидерства протекает в условиях отсутствия опыта и традиций демократии, на фоне низкого уровня политической туры, живучести стереотипов, сформированных у людей в годы господства харизматического типа лидерства.2.моноориентация на одного лидера — главу государства.3. политические лидеры формировались в основном двумя путями. Большая часть вышла из КПСС,у остальных опыт вообще отсутствует, выявилась неподготовленность многих из них к конструктивной работе.4. для политических лидеров характерна резкая критичность, позитивная программа у них либо слаба, либо совсем отсутствует.

15. Специфика, структура и содержание политического процесса. Разновидности политического процесса.

Типы полит. процессов:

По масштабу распространения различают: Глобальный, региональный, локальный, макромасштабный (общий), микромасштабный (частный)

По объектам политического воздействия: внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние), внутриполитические (базовые и локальные)

По характеру взаимосвязи общества и властных структур: стабильные,нестабильные

С точки зрения сферы действия: экономико-политические, структурообразующие, идеологически-политические, процессы формирования общественного мнения

По форме протекания: явные (открытые) процессы, теневые процессы

С точки зрения системной организации политической власти: демократические процессы, недемократические процессы.

Структура:субъекты (авторы) процесса, политические интересы субъектов;политическая деятельность людей, политические отношения.

Сущность: политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе, характеризует ее переход от одного состояния к другому, формируется общая тенденция развития политического процесса.

16. Сущность и этапы политической модернизации

Этапы: 1) 50-60-е гг. XX в. вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни(демократизация, активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США), 2) В 70-90-е гг. изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфики.

17. Понтие, субъекты, формы политической деятельности

Политическая деятельность — это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Любое действие является политическим в том случае, если оно направленно на формирование, поддержку или изменение политических институтов.

В состав политической системы входят субъекты непосредственно политические и косвенно политические. К первым относятся: государство в лице его некоторых органов и должностных лиц (глава государства, парламент, правительство, учреждения и лица при государственных органах, осуществляющие связи с общественностью, избирательные комиссии и др.), политические партии, общественно-политические движения, политически ориентированные общественные объединения. Ко вторым относятся некоторые государственные органы, которые сами по себе не вправе участвовать в политической борьбе за власть, но включаются в реализацию общей государственной политики (суды, правоохранительные и контрольные органы).

Субъект (от лат. subjectum — находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности, активная сторона процесса познания и преобразования политической жизни общества.
Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных интересов, что закономерно ведет к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет к кризису легитимности.

Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние субъекта, при котором он не реализует свои собственные интересы, а находится под влиянием чужого мнения и стереотипов массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием бессознательных мотивов над реальной оценкой происходящего.

Политическая активность – состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию. Данные параметры политической активности обретаются постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией активистской политической деятельности является состояние отрицания – позиция субъекта, в рамках которой он отвергает предлагаемые ему политический порядок и систему ценностей, что проявляется в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии в акциях протеста и т. д. Политическая активность является оптимальным, но трудно достижимым вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку в полной мере реализовать себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение политической активности может принять формы политического радикализма и экстремизма, что негативно сказывается на состоянии политической системы в целом.

18. Особенности политичекого поведения и политического йчастия. Абсентеизм и его причины

Типы и формы политического поведения. Выделяют два основных типа политического поведения: закрытый и открытый [148, 126-133].
Для закрытого типа характерна политическая бездеятельность, или так называемая нулевая политическая активность. ее причиной является то, что отдельные люди реально не могут заниматься политической деятельностью, не имеют для этого соответствующих возможностей.
Наконец, препятствовать политической деятельности могут и апатия (отсутствие интереса к политической деятельности), аномия, то есть такое состояние психики человека, когда он чувствует, что фактически политическую жизнь проходит мимо. Участие в политической деятельности зависит также от материальных, социально-культурных и политико-правовых условий, существующих в обществе. Политическая бездействие — сложное и неоднозначное явление, в значительной мере обусловлено личностными чертами и характеристиками человека.

Для открытого типа свойственна в основном мотивирована, целенаправленная, рациональная, соответственно психологически и эмоционально обусловлена политическая деятельность.
Важное значение в контексте политической психологии приобретают психологические составляющие политического поведения людей, а следовательно и политиков. Всего психологи выделяют три формы проявления активности человека: инстинктивную, навичков и умственную. Согласно этой классификации рассматривают и разновидности политического поведения. Фактически в политике наблюдаются все проявления человеческих инстинктов: самосохранения, жестокость, агрессия, насилие, солидарность и т.д..

Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом — свободное и сознательное.

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

19. Выборы и избирательное право: понятие, назначение, принципы. Разновидности избирательных систем.

Преимущества

  • Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
  • Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.
  • Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.
  • Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.

Недостатки

  • Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.
    • В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы избрать своего представителя в парламент, требуется компактное проживание.
  • Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
  • Мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).
  • Предпосылки к таким нарушениям, как подкуп избирателей и джерримендеринг.
  • Результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от небольшого числа доноров.

Понятия, теории происхождения , функции государства.

Госуда́рство — организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом.

Понятия, теории происхождения , функции государства. - student2.ru

Теории происхождения государства:

· Теологическая теорияФ. Аквинский (государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. )

· Патриархальная теорияАристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер (Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.)

· Общественный договорГ. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев(Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а, следовательно, и ответственность за невыполнение последних. )

· Теория насилияК. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг( государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим.)

· Материалистическая (марксистская) теорияК. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин( государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.)

· Психологическая теорияЦицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий(Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.)

· Органическая теорияГ. Спенсер, Р. Вормс (Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).)

· Ирригационная теорияК. Виттфогель (возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, не господствующие слои.)

· Патримониальная теория — Галлер (патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.)

Наши рекомендации