Преддипломная практика по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление. Методические указания /Составитель: Буранок А.О. - Самара, МИР, 2013. - 35 с.

Методические указания по подготовке к прохождению преддипломной практики по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление содержат квалификационную характеристику специалиста-менеджера и требования к его профессиональной подготовке; методические рекомендации и требования по проведению государственного экзамена; программу и содержание государственного экзамена; вопросы государственного экзамена; вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену.

Составитель:Буранок А.О.,к.и.н.

Рецензент:Березовский Д.В., к.ю.н., доцент

Печатается по решению методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2013

 
© Составление: Буранок А.О., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Квалификационная характеристика специалиста-менеджера и требования к его профессиональной подготовке…………………………………………………4

2. Методические рекомендации и требования к проведению государственного экзамена………………………………………………………………………………4

3. Критерии оценки студентов на государственном экзамене…………………....6

4. Программа и содержание государственного экзамена…………………………7

5. Вопросы государственного экзамена …………………………………………31

I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Государственное и муниципальное управление» квалификация выпускника – «менеджер».

Специалист государственного и муниципального управления - менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:

· планированию индивидуальной и совместной деятельности;

· организации работы по целям, ресурсам и результату;

· рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом;

· руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде;

· мотивации сотрудников;

· представительству организации и ее внешних интересов;

· исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций;

· консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками;

· инновационной деятельности в области управления.

Область профессиональной деятельности специалиста-менеджера в государственном и муниципальном управлении - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Комплексный государственный экзамен по специальности «Государственное и муниципальное управление» является итоговой формой оценки профессиональной подготовки специалиста-менеджера в государственном и муниципальном управлении. Целью проведения экзамена является выявление системных знаний по дисциплинам, входящим в федеральный компонент государственного образовательного стандарта по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

В перечень дисциплин, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовки и проверяемых в процессе государственного экзамена, вошли следующие дисциплины: Управление персоналом, Экономическая теория, Государственные и муниципальные финансы, Территориальная организация населения, Правовые основы Российского государства, Система государственного и муниципального управления, Управление общественными отношениями, Региональная экономика и управление.

Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Государственное и муниципальное управление» исходит из основной образовательной программы по специальности «Государственное и муниципальное управление», состоящей из знаний дисциплин, проверяемых в процессе государственного экзамена, умения применять эти знания в практической деятельности. Данная программа составлена на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, государственного образовательного стандарта по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».

В программу включаются восемь разделов, соответствующих количеству дисциплин, проверяемых в ходе государственного экзамена, с приложением соответствующих знаний и умений студента по этой дисциплине, развернутое содержание дисциплин, перечень вопросов к экзамену, а также список литературы для подготовки к экзамену.

Для проведения государственного междисциплинарного экзамена используются экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет включает в себя три вопроса.

Общее количество времени, предоставляемого студенту на подготовку к ответу, составляет 60 минут, из расчета 20 минут на подготовку одного вопроса.

При подготовке к ответу на вопросы государственного экзамена студенты используют настоящие методические рекомендации, методические материалы и нормативные акты, представленные для использования студентами.

При формировании ответа на вопросы государственного экзамена студенты должны использовать следующий алгоритм последовательных действий:

· определение понятий, категорий, процесса, явления;

· выделение его признаков либо принципов какой-то деятельности;

· рассмотрение соотношения данного процесса или явления со сходными процессами или явлениями;

· выделение проблемных аспектов в реализации указанного процесса или существовании явления.

· При ответе на поставленные вопросы студенты должны активно использовать нормативные акты, содержащие данные определения и признаки, ссылаться на научную и практическую литературу, активно приводить примеры из правоприменительной практики.

III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

При оценке уровня профессиональной подготовленности специалистов по результатам государственного экзамена необходимо учитывать следующие критерии:

- знание учебного материала (проверяемых дисциплин);

- умение выделить проблемы и различные точки зрения по вопросам государственного экзамена;

- знание нормативных актов, теоретических источников, практики применения законодательства;

- способность к абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции;

- умение определять и расставлять приоритеты;

- умение аргументировать свою точку зрения.

Уровень знаний специалиста определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» – ставится при полных аргументированных ответах на все основные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью, умением делать выводы, обобщать знания основной и дополнительной литературы, умением пользоваться понятийным аппаратом, знанием проблем, суждений по различным вопросам дисциплины.

Оценка «хорошо» – ставится при полных аргументированных ответах на все основные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием учебной литературой по теме вопроса. Возможны некоторые упущения при ответах, однако основное содержание вопроса должно быть раскрыто полностью.

Оценка «удовлетворительно» – выставляется при неполных, слабо аргументированных ответах, свидетельствующих лишь об элементарных знаниях учебной литературы, неумении применения теоретических знаний при решении аналитических задач.

Оценка «неудовлетворительно» – ставится при незнании и непонимании экзаменационных вопросов. При выставлении неудовлетворительной оценки, председатель комиссии должен объяснить специалисту недостатки ответа. Использование специалистом материалов помимо указанных в категории «разрешенных» является основанием для получения специалистом оценки «неудовлетворительно»

IV. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1. Требуемые знания и умения выпускников по дисциплинам, входящим в программу государственного междисциплинарного экзамена.

Выпускник - «менеджер по государственному и муниципальному управлению» должен знать и уметь:

Управление персоналом

Знать теоретические основы:

· системного подхода в управлении персоналом;

· типоведения и типологизации личностей на основе диагностики индивидуальных различий;

· конфликтологии;

· эффективности работы персонала;

· динамики и устойчивого развития коллектива.

Владеть методами:

· прогнозирования и проектирования квалификационной структуры организации;

· разработки «профессиограмм» и на их основе должностных инструкций;

· отбора и найма на работу;

· формирования психологически совместимых команд с самоуправлением и саморегуляцией;

· организации работы персонала;

· контроля деятельности персонала;

· мотивации и формирования ценностных ориентаций персонала;

· морального и материального стимулирования персонала;

· создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

· диагностики и менеджмента конфликтов в коллективе;

· устранения психоэмоциональной и бытовой дезадаптации членов коллектива;

· разработки системы повышения квалификации персонала, планирования карьеры, формирования резерва на выдвижение;

· анализа и оценки деятельности персонала;

· аттестации кадров.

Экономическая теория

Знать:

· предмет и основные концепции экономической науки;

· принципы действия рыночного механизма;

· экономическое и правовое содержание отношений собственности;

· механизм действия рыночных законов спроса и предложения;

· особенности поведения фирмы в рыночной среде в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

· условия, обеспечивающие получение фирмой максимальной прибыли;

· механизм ценообразования на рынках ресурсов и образование факторных доходов населения;

· принципы и методы анализа макроэкономических процессов;

· функции государства в экономике смешанного типа и основные инструменты макроэкономической политики.

Уметь:

  • использовать экономические модели для анализа конкретных ситуаций;
  • оценивать оптимальность экономического выбора;
  • проводить анализ рыночной ситуации и определять тип рынка;
  • анализировать макроэкономическую ситуацию в стране и оценивать эффективность макроэкономической политики.

Наши рекомендации